Инновационное развитие современного российского предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:22, дипломная работа

Краткое описание

Данная дипломная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с системой инновационного развития современного российского предприятия ОАО «Черномортранснефть»

Оглавление

Введение
3
I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия
5
1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций
5
1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса
10
1.3. Факторы инновационного развития современного предприятия
17
1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций
28
II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черномортранснефть»
38
2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура
38
2.2. Анализ эффективности экономической деятельности ОАО «Черномортранснефть»
45
III. Стратегия ОАО «Черномортранснефть» по разработке и внедрению инноваций
53
3.1. Организация и технология внедрения звеньев производственного комплекса в ОАО «Черномортранснефть»
53
3.2. Выводы и предложения по проведению инновационной политики в ОАО «Черномортранснефть»
64
Заключение
69
Список использованных источников литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа Инновационный менеджмент.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

01.10.1997 года, приняв в свой состав  ОАО «Прикаспийско-Кавказские магистральные нефтепроводы», ОАО «Черномортранснефть» стало более мощным предприятием. Сфера деятельности общества расширилась на весь Северный Кавказ – от Ростовской области до границы с Азербайджаном. Существенно увеличилась протяженность магистральных нефтепроводов, грузооборот, численность персонала и в целом объем работ.

Постепенно росли объемы перекачки и перевалки нефти.

Существенный подъем всей производственной деятельности начался в 2000 году. С этого года начинается новый этап в развитии ОАО «Черномортранснефть». Это вызвано рядом взаимосвязанных причин. Главное – рост стоимости нефти на международном рынке, что побуждает нефтяников увеличивать объемы добычи, и связанная с этим необходимость увеличения объемов транспортировки нефти к пунктам для поставки ее на экспорт. Также в 2000 году к руководству компанией ОАО «Транснефть» пришла новая команда менеджеров под руководством С.М. Вайнштока. Новое руководство моментально среагировало на потребности нефтяников, тем более что это было в общегосударственных интересах, и поставило перед руководством ОАО «Черномортранснефть» задачу увеличения объемов транспортировки и перевалки нефти путем строительства дополнительных лупингов на магистральных нефтепроводах, расширения резервуарной емкости и других организационно-технических мероприятий. На выполнение этих задач были сосредоточены службы АК «Транснефть» и ОАО «Черномортранснефть», мобилизовывались финансовые, материально-технические и организационные ресурсы, привлекались собственные и сторонние строительно-монтажные организации и эксплуатационный персонал.

Эти задачи успешно внедрялись. Объемы финансирования по реконструкции действующих и строительству новых объектов резко возросли. Началась модернизация оборудования ускоренными темпами. Наиболее значимыми объектами преобразований в этот период времени являются:

  • строительство участка нефтепровода Баку-Тихорецк Ду 700, L = 312 км в обход территории Чеченской республики;
  • строительство НПС «Махачкала» и участка нефтепровода Ду 500 длиной 17 км с подключением к нефтепроводу Грозный-Баку;
  • строительство нефтепровода Суходольное-Родионовская Ду 1000, L =259 км в обход территории Украины;
  • ввод в эксплуатацию НПС «Тарасовская» на нефтепроводе Суходольное-Родионовская;
  • строительство резервуарного парка емкостью 60 000 м3 на НПС «Родионовская»;
  • на нефтебазе «Грушовая» построены резервуары РДПК – 50 000 – 2 шт. (2003 год – 2 шт.), общей емкостью 200 000 м3;
  • реконструирован участок магистрального нефтепровода Хадыженск-Краснодар протяженностью 52,5 км;
  • сданы в эксплуатацию 2 резервуара РВСп-10 000 на нефтебазе «Шесхарис», реконструирована РВС 50 000 на нефтебазе «Грушовая» и завершена реконструкция двух резервуаров ЖБР – 10 000 и сдан в эксплуатацию РВСп- 30 000 на нефтебазе «Заречье» для увеличения полезной емкости.

Данные о том, как росли объемы добычи и экспорта нефти в последние годы в целом по Российской Федерации и ОАО «Черномортранснефть», приведены в таблице 5.

Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что объемы добычи и экспорта нефти постоянно увеличивались. Если в 2003 году добыча нефти в России составляла 323,3 млн. тонн в год, то к 2008 году оно возросла до 470,0 млн. тонн. Экспорт нефти в 2003 году составлял 151,6 млн. тонн в год, а в 2008 году он увеличился до 249,4 млн. тонн.

Такое значительное увеличение объемов добычи и экспорта нефти стало возможным благодаря строительству производственных мощностей, новых объектов, модернизации оборудования.

Данные о том, какие суммы капиталовложений были освоены в период с 2003 по 2008 годы, приведены в таблице 620.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Объемы добычи и транспортировки нефти по нефтепроводам  ОАО «Черномортранснефть» в

2002-2007 годы, млн. тонн

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Добыча нефти в России

323,3

348,1

379,7

421,4

458,8

470,0

Грузооборот, млрд. тонн км.

715,2

775,9

852,7

953,9

1060,8

1093,0

Поступление нефти в систему, всего

314,8

342,7

374,4

415,5

449,0

453,8

В том числе транзит нефти

 

Казахстана

12,9

17,3

17,2

17,3

18,7

18,9

Азербайджана

0,6

2,3

2,6

2,6

2,6

4,1

Поставка нефти, всего

312,6

341,6

372,9

414,8

447,3

452,2

НПЗ России

161,0

169,4

186,5

207,3

209,3

198,8

Поставка нефти в систему КТК-Р

 

0,6

4,0

Экспорт, всего

151,6

172,2

186,4

207,5

237,4

249,4

В том числе в дальнее зарубежье

133,0

144,8

151,1

168,8

196,3

213,2

Из них через морские порты:

 

Новороссийск

37,4

41,9

45,3

47,7

49,1

49,9

Туапсе

5,7

5,4

4,9

4,9

4,8

4,9

Приморск

 

0,2

12,2

17,7

44,6

57,4


 

Таблица 6

Данные финансирования капитальных вложений в период с 2003 по 2008 годы (млн. руб.)

 

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Капитальные вложения

 

3334,9

 

5606,7

 

6199,1

 

4463,8

 

4575,9

 

2770,1

 

Источники финансирования (млн. руб.)

Собственные

источники

 

1243,2

 

2155,4

 

1309,3

 

3990,4

 

3220,9

 

2770,1

Привлеченные средства

 

2091,7

 

3451,3

 

4889,8

 

473,5

 

1355,0

 

0

 

Ввод основных фондов

 

 

3715,0

 

 

5132,2

 

 

5532,2

 

 

2774,9

 

 

4383,3

 

 

3125,8


 

Исследовав таблицу 6 можно сделать вывод, самый высокий объем капиталовложений пришелся на 2004-2007 годы. Это объясняется тем, что с 2004 года ОАО «Черномортранснефть» начало осуществлять большие работы по строительству участков магистральных нефтепроводов, НПС, резервуарных парков с капитальными вложениями, исчисляемыми несколькими миллиардами рублей, которые финансировались из собственных источников и заемных средств. За счет использования собственных источников и ввода основных фондов привлеченные средства, которые в 2003 году составляли 2091,7 млн. руб., к 2008 году сократились до нуля. Это говорит о том, что структура собственных средств ОАО «Черномортранснефть» неоднородна по качественному составу и изменяется на протяжении отчетного периода в зависимости от ряда факторов и, в частности зависит от качества активов, использования собственной прибыли, политики ОАО «Черномортранснефть» по обеспечению устойчивости его капитальной базы.

Приведенные выше данные финансирования капвложений за 2003-2008 годы, впечатляющие. В осуществлении столь масштабных проектов по реорганизации ОАО «Черномортранснефть» определенная роль была отведена планово-финансовому отделу, работники которого активно участвовали в расчетах сроков окупаемости проектов, привлечении заемных средств (банковских кредитов, средств централизованного финансирования АК «Транснефть») для финансирования строительства, ежедневном учете средств, перечисляемых поставщикам оборудования и подрядчикам, формировании проектов тарифов на транспортировку нефти по вновь построенным участкам нефтепроводов и т. д.

В 2005 году ФЭК (финансово-экономический контроль) совместно с ОАО АК «Транснефть» пересмотрели существующую тогда методику определения тарифов на транспортировку нефти и внесли существенные изменения в основные принципы и методы расчета тарифов, что и определено новой «Методикой определения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам Российской Федерации», утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 10.07.2005 года (№ 42-э/5).

Размер ежемесячно устанавливаемых тарифов по договору подряда стал напрямую зависеть от потребности ОАО «Черномортранснефть» в выручке, покрывающей все эксплуатационные затраты, и от выполнения запланированных работ по диагностике магистральных нефтепроводов, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта. Именно с этого момента можно говорить о первых шагах в постановке комплексной системы бюджетирования в ОАО «Черномортранснефть», утвержденной приказом президента компании от 25.09.2005 года за № 80. При этом были озвучены основные принципы, на которых основывается современное бюджетирование в системе магистральных нефтепроводов:

  • унификация состава бюджетного пакета для каждого типа участников бюджетного процесса холдинга,
  • единство подхода к формированию бюджетных показателей,
  • персонификация ответственности за планирование и достижение бюджетных показателей.

Существенный рост значимости экономических служб в деятельности ОАО «Черномортранснефть» и необходимость тесного взаимодействия экономических и технических служб при планировании и реализации финансовых и производственных задач послужили основанием появления в аппарате управления руководителя, наделенного правами координации работ разных, но взаимосвязанных отделов. Так в штате аппарата управления ОАО «Черномортранснефть» была введена новая должность – заместитель генерального директора по экономике.

1 февраля 2006 года в результате проведения реорганизации в аппарате управления появились два новых отдела: планово-экономический (ПЭО) и финансовый (ФО). Рассмотрим подробнее эти отделы.

В задачу деятельности ПЭО было поставлено «руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, и организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия».

В ОАО «Черномортранснефть» была проведена большая работа по адаптации существующих условий ведения планово-финансовой деятельности к новым формам и требованиям, заложенным в вышеперечисленных документах по бюджетированию. С этой целью ПЭО совместно с ФО (финансовым отделом) был разработан и утвержден приказом от 27.10.2006 года за № 734 «Регламент планирования и исполнения бюджетов». Кроме того, работниками ПЭО в 2006 году была проведена работа по разработке проектов тарифов по сдаче нефти на нефтеперерабатывающие заводы Краснодарского края. Результатом стали утверждение ФЭК и ввод в действие с 11.05.2006 года тарифов на услуги по сдаче нефти на Краснодарский и Туапсинский НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), а с 01.12.2006 – и на Афипский НПЗ. Таким образом, количество действующих тарифов на перевалку, слив, налив, подготовку, сдачу нефти, утверждаемых ФЭК, достигло 11, что является рекордным среди всех дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть».

В настоящее время основная цель всех работников ПЭО – добиться осмысленного и качественного планирования показателей бюджета всеми участниками бюджета для того, чтобы приблизить исполнение плановых показателей к 100% и уменьшить количество корректировок.

Перед ФО были поставлены задачи по организации финансовой деятельности общества, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечение своевременности платежей по обязательствам в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, поставщикам, подрядчикам и учреждениям банков, обеспечение эффективного использования оборотных средств, осуществление долгосрочного и текущего финансового планирования.

Процесс проведения банковских операций полностью автоматизирован: связь со всеми банками осуществляется по электронной системе «Банк-Клиент», «Клиент-Банк», платежи поступают в течение одного дня. Внедрена программа «Финансовый учет», позволяющая ежедневно иметь информацию о постатейном исполнении бюджета денежных средств в целом по ОАО «Черномортранснефть» и по каждому структурному подразделению. Налажена грамотная и синхронная работа всех сотрудников финансового отдела по более широкому внедрению принципов бюджетирования как внутри общества, так и по взаимодействию с сервисными предприятиями системы ОАО «АК «Транснефть», созданными за эти годы.

Информация о работе Инновационное развитие современного российского предприятия