Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:22, дипломная работа
Данная дипломная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с системой инновационного развития современного российского предприятия ОАО «Черномортранснефть»
Введение
3
I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия
5
1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций
5
1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса
10
1.3. Факторы инновационного развития современного предприятия
17
1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций
28
II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черномортранснефть»
38
2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура
38
2.2. Анализ эффективности экономической деятельности ОАО «Черномортранснефть»
45
III. Стратегия ОАО «Черномортранснефть» по разработке и внедрению инноваций
53
3.1. Организация и технология внедрения звеньев производственного комплекса в ОАО «Черномортранснефть»
53
3.2. Выводы и предложения по проведению инновационной политики в ОАО «Черномортранснефть»
64
Заключение
69
Список использованных источников литературы
01.10.1997 года, приняв в свой состав ОАО «Прикаспийско-Кавказские магистральные нефтепроводы», ОАО «Черномортранснефть» стало более мощным предприятием. Сфера деятельности общества расширилась на весь Северный Кавказ – от Ростовской области до границы с Азербайджаном. Существенно увеличилась протяженность магистральных нефтепроводов, грузооборот, численность персонала и в целом объем работ.
Постепенно росли объемы перекачки и перевалки нефти.
Существенный подъем всей производственной деятельности начался в 2000 году. С этого года начинается новый этап в развитии ОАО «Черномортранснефть». Это вызвано рядом взаимосвязанных причин. Главное – рост стоимости нефти на международном рынке, что побуждает нефтяников увеличивать объемы добычи, и связанная с этим необходимость увеличения объемов транспортировки нефти к пунктам для поставки ее на экспорт. Также в 2000 году к руководству компанией ОАО «Транснефть» пришла новая команда менеджеров под руководством С.М. Вайнштока. Новое руководство моментально среагировало на потребности нефтяников, тем более что это было в общегосударственных интересах, и поставило перед руководством ОАО «Черномортранснефть» задачу увеличения объемов транспортировки и перевалки нефти путем строительства дополнительных лупингов на магистральных нефтепроводах, расширения резервуарной емкости и других организационно-технических мероприятий. На выполнение этих задач были сосредоточены службы АК «Транснефть» и ОАО «Черномортранснефть», мобилизовывались финансовые, материально-технические и организационные ресурсы, привлекались собственные и сторонние строительно-монтажные организации и эксплуатационный персонал.
Эти задачи успешно внедрялись. Объемы финансирования по реконструкции действующих и строительству новых объектов резко возросли. Началась модернизация оборудования ускоренными темпами. Наиболее значимыми объектами преобразований в этот период времени являются:
Данные о том, как росли объемы добычи и экспорта нефти в последние годы в целом по Российской Федерации и ОАО «Черномортранснефть», приведены в таблице 5.
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что объемы добычи и экспорта нефти постоянно увеличивались. Если в 2003 году добыча нефти в России составляла 323,3 млн. тонн в год, то к 2008 году оно возросла до 470,0 млн. тонн. Экспорт нефти в 2003 году составлял 151,6 млн. тонн в год, а в 2008 году он увеличился до 249,4 млн. тонн.
Такое значительное увеличение объемов добычи и экспорта нефти стало возможным благодаря строительству производственных мощностей, новых объектов, модернизации оборудования.
Данные о том, какие суммы капиталовложений были освоены в период с 2003 по 2008 годы, приведены в таблице 620.
Таблица 5
Объемы добычи и транспортировки нефти по нефтепроводам ОАО «Черномортранснефть» в
2002-2007 годы, млн. тонн
Годы |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Добыча нефти в России |
323,3 |
348,1 |
379,7 |
421,4 |
458,8 |
470,0 |
Грузооборот, млрд. тонн км. |
715,2 |
775,9 |
852,7 |
953,9 |
1060,8 |
1093,0 |
Поступление нефти в систему, всего |
314,8 |
342,7 |
374,4 |
415,5 |
449,0 |
453,8 |
В том числе транзит нефти |
||||||
Казахстана |
12,9 |
17,3 |
17,2 |
17,3 |
18,7 |
18,9 |
Азербайджана |
0,6 |
2,3 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
4,1 |
Поставка нефти, всего |
312,6 |
341,6 |
372,9 |
414,8 |
447,3 |
452,2 |
НПЗ России |
161,0 |
169,4 |
186,5 |
207,3 |
209,3 |
198,8 |
Поставка нефти в систему КТК-Р |
0,6 |
4,0 | ||||
Экспорт, всего |
151,6 |
172,2 |
186,4 |
207,5 |
237,4 |
249,4 |
В том числе в дальнее зарубежье |
133,0 |
144,8 |
151,1 |
168,8 |
196,3 |
213,2 |
Из них через морские порты: |
||||||
Новороссийск |
37,4 |
41,9 |
45,3 |
47,7 |
49,1 |
49,9 |
Туапсе |
5,7 |
5,4 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,9 |
Приморск |
0,2 |
12,2 |
17,7 |
44,6 |
57,4 |
Таблица 6
Данные финансирования капитальных вложений в период с 2003 по 2008 годы (млн. руб.)
Годы |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | ||||||
Капитальные вложения |
3334,9 |
5606,7 |
6199,1 |
4463,8 |
4575,9 |
2770,1 | ||||||
Источники финансирования (млн. руб.) | ||||||||||||
Собственные источники |
1243,2 |
2155,4 |
1309,3 |
3990,4 |
3220,9 |
2770,1 | ||||||
Привлеченные средства |
2091,7 |
3451,3 |
4889,8 |
473,5 |
1355,0 |
0 | ||||||
Ввод основных фондов |
3715,0 |
5132,2 |
5532,2 |
2774,9 |
4383,3 |
3125,8 |
Исследовав таблицу 6 можно сделать вывод, самый высокий объем капиталовложений пришелся на 2004-2007 годы. Это объясняется тем, что с 2004 года ОАО «Черномортранснефть» начало осуществлять большие работы по строительству участков магистральных нефтепроводов, НПС, резервуарных парков с капитальными вложениями, исчисляемыми несколькими миллиардами рублей, которые финансировались из собственных источников и заемных средств. За счет использования собственных источников и ввода основных фондов привлеченные средства, которые в 2003 году составляли 2091,7 млн. руб., к 2008 году сократились до нуля. Это говорит о том, что структура собственных средств ОАО «Черномортранснефть» неоднородна по качественному составу и изменяется на протяжении отчетного периода в зависимости от ряда факторов и, в частности зависит от качества активов, использования собственной прибыли, политики ОАО «Черномортранснефть» по обеспечению устойчивости его капитальной базы.
Приведенные выше данные финансирования капвложений за 2003-2008 годы, впечатляющие. В осуществлении столь масштабных проектов по реорганизации ОАО «Черномортранснефть» определенная роль была отведена планово-финансовому отделу, работники которого активно участвовали в расчетах сроков окупаемости проектов, привлечении заемных средств (банковских кредитов, средств централизованного финансирования АК «Транснефть») для финансирования строительства, ежедневном учете средств, перечисляемых поставщикам оборудования и подрядчикам, формировании проектов тарифов на транспортировку нефти по вновь построенным участкам нефтепроводов и т. д.
В 2005 году ФЭК (финансово-экономический контроль) совместно с ОАО АК «Транснефть» пересмотрели существующую тогда методику определения тарифов на транспортировку нефти и внесли существенные изменения в основные принципы и методы расчета тарифов, что и определено новой «Методикой определения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам Российской Федерации», утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 10.07.2005 года (№ 42-э/5).
Размер ежемесячно устанавливаемых тарифов по договору подряда стал напрямую зависеть от потребности ОАО «Черномортранснефть» в выручке, покрывающей все эксплуатационные затраты, и от выполнения запланированных работ по диагностике магистральных нефтепроводов, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта. Именно с этого момента можно говорить о первых шагах в постановке комплексной системы бюджетирования в ОАО «Черномортранснефть», утвержденной приказом президента компании от 25.09.2005 года за № 80. При этом были озвучены основные принципы, на которых основывается современное бюджетирование в системе магистральных нефтепроводов:
Существенный рост значимости экономических служб в деятельности ОАО «Черномортранснефть» и необходимость тесного взаимодействия экономических и технических служб при планировании и реализации финансовых и производственных задач послужили основанием появления в аппарате управления руководителя, наделенного правами координации работ разных, но взаимосвязанных отделов. Так в штате аппарата управления ОАО «Черномортранснефть» была введена новая должность – заместитель генерального директора по экономике.
1 февраля 2006 года в результате проведения реорганизации в аппарате управления появились два новых отдела: планово-экономический (ПЭО) и финансовый (ФО). Рассмотрим подробнее эти отделы.
В задачу деятельности ПЭО было поставлено «руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, и организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия».
В ОАО «Черномортранснефть» была проведена большая работа по адаптации существующих условий ведения планово-финансовой деятельности к новым формам и требованиям, заложенным в вышеперечисленных документах по бюджетированию. С этой целью ПЭО совместно с ФО (финансовым отделом) был разработан и утвержден приказом от 27.10.2006 года за № 734 «Регламент планирования и исполнения бюджетов». Кроме того, работниками ПЭО в 2006 году была проведена работа по разработке проектов тарифов по сдаче нефти на нефтеперерабатывающие заводы Краснодарского края. Результатом стали утверждение ФЭК и ввод в действие с 11.05.2006 года тарифов на услуги по сдаче нефти на Краснодарский и Туапсинский НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), а с 01.12.2006 – и на Афипский НПЗ. Таким образом, количество действующих тарифов на перевалку, слив, налив, подготовку, сдачу нефти, утверждаемых ФЭК, достигло 11, что является рекордным среди всех дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть».
В настоящее время основная цель всех работников ПЭО – добиться осмысленного и качественного планирования показателей бюджета всеми участниками бюджета для того, чтобы приблизить исполнение плановых показателей к 100% и уменьшить количество корректировок.
Перед ФО были поставлены задачи по организации финансовой деятельности общества, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечение своевременности платежей по обязательствам в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, поставщикам, подрядчикам и учреждениям банков, обеспечение эффективного использования оборотных средств, осуществление долгосрочного и текущего финансового планирования.
Процесс проведения банковских операций полностью автоматизирован: связь со всеми банками осуществляется по электронной системе «Банк-Клиент», «Клиент-Банк», платежи поступают в течение одного дня. Внедрена программа «Финансовый учет», позволяющая ежедневно иметь информацию о постатейном исполнении бюджета денежных средств в целом по ОАО «Черномортранснефть» и по каждому структурному подразделению. Налажена грамотная и синхронная работа всех сотрудников финансового отдела по более широкому внедрению принципов бюджетирования как внутри общества, так и по взаимодействию с сервисными предприятиями системы ОАО «АК «Транснефть», созданными за эти годы.
Информация о работе Инновационное развитие современного российского предприятия