Инновационное развитие современного российского предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:22, дипломная работа

Краткое описание

Данная дипломная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с системой инновационного развития современного российского предприятия ОАО «Черномортранснефть»

Оглавление

Введение
3
I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия
5
1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций
5
1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса
10
1.3. Факторы инновационного развития современного предприятия
17
1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций
28
II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черномортранснефть»
38
2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура
38
2.2. Анализ эффективности экономической деятельности ОАО «Черномортранснефть»
45
III. Стратегия ОАО «Черномортранснефть» по разработке и внедрению инноваций
53
3.1. Организация и технология внедрения звеньев производственного комплекса в ОАО «Черномортранснефть»
53
3.2. Выводы и предложения по проведению инновационной политики в ОАО «Черномортранснефть»
64
Заключение
69
Список использованных источников литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа Инновационный менеджмент.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

 

 

Окончание таблицы 5

 

         

 

Показатель

Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского)

Виоленты

Патиенты

Эксплеренты

Коммутанты

Тип компании (классификация Х. Фризевинкеля)

«Львы», «Слоны», «Бегемоты»

«Лисы»

«Ласточки»

«Мыши»

10. Издержки

 

11. Качество продукции

 

12. Ассортимент

 

13. Тип НИОКР

 

14. Сбытовая сеть

Низкие

 

Среднее

 

Средний

 

Улучшающий

 

Собственная или контролируемая

Средние

 

Высокое

 

Узкий

 

Приспособительный

 

Собственная или контролируемая

Низкие

 

Среднее

 

Отсутствует

 

Прорывной

 

Отсутствует

Низкие

 

Среднее

 

Узкий

 

Отсутствует

 

Отсутствует


 

 

 

 

Современная научно-техническая революция является проблемой не только технического или технологического плана, но и в не меньшей степени социально-экономического. Она предъявляет новые требования к знаниям и умениям, творческим способностям, как работника, так и менеджера. Менеджеры должны включаться в активное управление инновационными процессами, которые, безусловно, нельзя бросать на «самотек», иначе фирма может либо отстать в своем развитии, либо пойти по тупиковому пути. Отсюда вытекает необходимость хорошо разбираться в том, какие виды инноваций существуют, как происходит их создание и внедрение, в каких организационных формах такая деятельность может осуществляться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОАО «Черномортранснефть»

 

2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура

 

Для экономики практически всех государств мира и, прежде всего, индустриально развитых и нефтедобывающих значение нефти и продуктов ее переработки необычайно велико.

С телевизионных экранов и по радио почти ежедневно говорят о ценах на нефть и их влиянии на текущее и будущее развитие Российской Федерации. Экспорт отечественной нефти позволяет существенно пополнять казну и поддерживать экономику нашего государства. Это было практически во все времена.

Общеизвестно также, что месторождения нефти находятся зачастую далеко от основных потребителей продуктов переработки – промышленных городов, сельскохозяйственных районов, а также пунктов, осуществляющих ее экспорт. Это обстоятельство диктует необходимость транспортировки нефти в огромных количествах на большие расстояния. Магистральный трубопроводный транспорт, являющийся наиболее экономичным при крупных грузопотоках, очень быстро завоевал ведущее место в транспортной системе страны, превратившись в самостоятельную отрасль.

Акционерная компания «Транснефть», контрольный пакет акций которой принадлежит государству, осуществляет руководство работой системы магистральных нефтепроводов и от имени государства регулирует потоки нефти от нефтедобывающих предприятий на нефтеперерабатывающие заводы и на экспорт.

Одним из подразделений, входящих в состав ОАО «АК Транснефть», является ОАО «Черномортранснефть», в ведении которого находятся магистральные нефтепроводы Северного Кавказа и крупнейшие перевалочные нефтебазы в Тихорецке, Новороссийске и Туапсе. Управление ОАО «Черномортранснефть» находится в городе Новороссийске, и отсюда идет образование и развитие нефтебазового хозяйства и нефтепроводного транспорта на Кубани.

Предприятия, занимающиеся транспортировкой, хранением и перевалкой нефти и нефтепродуктов, создавались одновременно с добычей и переработкой нефти, то есть в конце XIX столетия. Параллельно с развитием нефтедобычи строились нефтепроводы и нефтебазы.

Активное строительство новых и восстановление старых магистральных нефтепроводов началось в 1947 году (нефтеперерабатывающая станция (НПС) Хадыженская, Псекупская, Карская, капитальный ремонт нефтепровода Хадыженск – Краснодар, строительство нефтепровода Карская – Краснодар и др.). Чуть позже (в 1951 году) началось строительство новых объектов Новороссийской (Кирилловской) нефтебазы. Примерно в эти же годы были образованы Краснодарская товарно-транспортная контора и Краснодарское управление нефтеснабсбыта, позже объединенные в единое Краснодарское товарно-транспортное управление. В состав этого управления входили все магистральные нефтепроводы и нефтебазы, расположенные на территории Краснодарского края. Со временем магистральные нефтепроводы и нефтебазы, занимающиеся транспортировкой и перевалкой нефти, были переданы в состав Черноморского управления Главнефтеснаба РСФСР, ныне ОАО «Черномортранснефть». Еще несколько слов об этом управлении.

Руководить таким управлением было очень сложно, но и почетно. Сложно потому, что оно было постоянно подконтрольно краевому комитету партии и работать нужно было четко и напряженно, а почетно потому, что очень многие руководители предприятий и учреждений обращались с просьбами, желая получить какие-то преференции в отоваривании как плановых, так и дополнительных фондов нефтепродуктов. Этим управлением в течение 30 лет (1943-1973) бессменно руководил Виктор Георгиевич Виноградов.

Следует вспомнить и руководителей высшего звена, которые длительное время возглавляли Главнефтеснаб РСФСР – И.М. Торочков, Ф.Ф. Битовт; Главтранснефть – А.А. Куликов, В.Д. Черняев, О.Г. Гордеев и другие. Под их непосредственным руководством велись прием, перекачка и поставка нефти от нефтедобывающих предприятий нефтеперерабатывающим заводам и на экспорт, шло строительство и эксплуатация магистральных нефтепроводов и нефтебаз на всей территории СССР. Разработка перспективных планов, исходивших из государственных задач, и их осуществление проводились Главтранснефтью непосредственно и через подведомственные предприятия нефтепроводного транспорта, проектные и строительные организации как свои, так и привлекаемые со стороны.

Бурное развитие экономики СССР в послевоенный период, в большей степени опиравшееся на богатые недра нашей страны, особенно нефти и газа, естественно, стимулировало добычу их для обеспечения сырьем собственного народного хозяйства и, что немаловажно, для пополнения валютных средств за счет экспорта, необходимым как самим нефтяникам, так и государству в целом. Поэтому, как только появилась возможность без особого ущерба для народного хозяйства страны продавать нефть и газ другим странам, их стали экспортировать за рубеж. Темпы росли так быстро, что потребовалось создание самой устойчивой и экономичной системы транспортировки, которой, безусловно, являлся трубопроводный транспорт. Первым таким мощным трубопроводом стал нефтепровод «Дружба», соединивший богатые нефтью районы Поволжья с государствами Восточной Европы: Польшей, Чехословакией, ГДР и Венгрией.

В 1962 году нефть поступила в Чехословакию, а позже и в другие страны. Почти одновременно правительством рассматривался вариант экспорта нефти через южные порты СССР – Новороссийск и Туапсе. Учитывая сложности в финансировании, недостаточность производственных мощностей, принимается решение о поэтапном строительстве транспортных предприятий с последующим расширением и новым строительством.

В числе первых объектов на Северном Кавказе определяются:

  • Тихорецкая перевалочная нефтебаза с железнодорожными сливными эстакадами и резервуарной емкостью;
  • магистральный нефтепровод Тихорецк – Туапсе; 
  • магистральный нефтепровод Тихорецк – Новороссийск;
  • перевалочная нефтебаза в порту Новороссийска с резервуарной емкостью и причальными сооружениями для налива нефти в танкеры.

Так начинается новый этап развития нефтепроводного транспорта и перевалочных нефтебаз на Кубани.

В настоящее время ОАО «Черномортранснефть» входит в состав акционерной компании ОАО «АК «Транснефть» на правах дочернего предприятия.

Производственные мощности ОАО «Черномортранснефть» располагаются на территории Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и республик Северного Кавказа: Адыгеи, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана, включающие в себя более 3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 29 насосных станций, резервуарные парки строительным номиналом 1,82 млн. м3.

Транспортные маршруты сходятся к морским терминалам в г. Новороссийске и в г. Туапсе - конечных пунктах экспорта западносибирских и северокавказских нефтей. Новороссийск имеет 7 причалов для налива судов с дедвейтом до 240 тыс. тонн, в Туапсе – 2 причала - до 80 тыс. тонн.

В состав ОАО входят 2 районных нефтепроводных управления (РНУ) – Тихорецкое и Краснодарское, 4 перевалочные нефтебазы – «Шесхарис», «Грушовая», «Заречье» и «Тихорецкая», база производственного обслуживания, служба безопасности и санаторно-оздоровительный комплекс  «Фрегат».

Организационная характеристика ОАО «Черномортранснефть».

Пройдя исторический путь от начала развития нефтедобывающей промышленности в качестве необходимой составляющей ее части, магистральные нефтепроводы с годами превратились в самостоятельную отрасль. Как было описано выше, до 60-х годов магистральные нефтепроводы на Кубани обслуживали нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли в пределах Краснодарского края.

После бурного развития нефтяной промышленности в СССР и в связи с необходимостью экспортирования нефти за рубеж началось строительство мощных магистральных нефтепроводов, в том числе и по территории Краснодарского края, а также крупных перевалочных нефтебаз в Новороссийске, Тихорецке и Туапсе. Новые объекты трубопроводного транспорта и нефтебазы уже стали выполнять общегосударственную задачу.

Образованное в 1967 году Черноморское управление Главнефтеснаба РСФСР на базе трех новороссийских нефтебаз, чуть позже принявшее в свой состав Краснодарское районное нефтепроводное управление вместе с Тихорецкой перевалочной нефтебазой № 2, а также туапсинскую нефтебазу «Заречье», за прошедшие десятилетия превратилось в одно из крупнейших предприятий по транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов нашей страны.

С 1997 года (и по настоящее время) в состав ОАО «Черномортранснефть» входят:

    • Краснодарское районное управление магистральных нефтепроводов (КРУМН);
    • Перевалочные нефтебазы «Шесхарис», «Грушовая», «Заречье»;
    • Центральная база производственного обслуживания в Новороссийске (ЦБПО);
    • Ремонтно-строительное управление (РСУ);
    • Объединенный отряд ведомственной военизированной охраны (ООВВО);
    • Служба безопасности (СБ).

На рисунке 3 показана организационная структура ОАО «Черномортранснефть» по состоянию на 01.01.2008 год. А на рисунке 4 приведена структура аппарата управления на 01.01.2008 год [приложение 1].

По состоянию на начало 2008 года:

  • общая протяженность магистральных нефтепроводов – 3243,5 км (в однониточном исчислении), 3007,678 км (трасса);
  • резервуарная емкость по строительному номиналу – 1823 тысячи кубических метров;
  • структура аппарата управления – 297,2 единицы;
  • организационная структура ОАО «ЧТН» - 7438,3 единицы.

 

 

Рисунок 4.

Структура аппарата управления ОАО «Черномортранснефть» по состоянию на 01.01.2008 года


 

                                                                 

                                                                                 



   



 

 



   


 


  


  


  


 


  


 


 


  



 


    


  



      


 

2.2. Анализ эффективности экономической деятельности


ОАО «Черномортранснефть»

 

Что такое нефть и каково ее значение в народном хозяйстве – общеизвестно. Экспорт отечественной нефти позволяет существенно пополнять казну и поддерживать экономику нашего государства. Это было практически во все времена.

К 90-м годам через порты Новороссийск и Туапсе ежегодно экспортировалось порядка 36-40 млн. тонн нефти.

После развала СССР произошел общий спад в экономике страны. В 1991 году экспорт нефти через порты Новороссийск и Туапсе составил всего 16,3 млн. тонн. Но постепенно отдельные отрасли промышленности, в том числе и нефтяная, стали восстанавливаться. В 1996 году на экспорт было поставлено уже 36,5 млн. тонн нефти. Одновременно в связи с выходом из состава СССР Украины, Прибалтийских и других республик для нашей страны значимость Черноморских портов по перевалке экспортных грузов возросла. Это побудило развитие производственных мощностей ОАО «Черномортранснефть» для увеличения объемов перевалки нефти19.

Информация о работе Инновационное развитие современного российского предприятия