Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:22, дипломная работа
Данная дипломная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с системой инновационного развития современного российского предприятия ОАО «Черномортранснефть»
Введение
3
I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия
5
1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций
5
1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса
10
1.3. Факторы инновационного развития современного предприятия
17
1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций
28
II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черномортранснефть»
38
2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура
38
2.2. Анализ эффективности экономической деятельности ОАО «Черномортранснефть»
45
III. Стратегия ОАО «Черномортранснефть» по разработке и внедрению инноваций
53
3.1. Организация и технология внедрения звеньев производственного комплекса в ОАО «Черномортранснефть»
53
3.2. Выводы и предложения по проведению инновационной политики в ОАО «Черномортранснефть»
64
Заключение
69
Список использованных источников литературы
Окончание таблицы 5
Показатель |
Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского) | |||
Виоленты |
Патиенты |
Эксплеренты |
Коммутанты | |
Тип компании (классификация Х. Фризевинкеля) | ||||
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» |
«Лисы» |
«Ласточки» |
«Мыши» | |
10. Издержки
11. Качество продукции
12. Ассортимент
13. Тип НИОКР
14. Сбытовая сеть |
Низкие
Среднее
Средний
Улучшающий
Собственная или контролируемая |
Средние
Высокое
Узкий
Приспособительный
Собственная или контролируемая |
Низкие
Среднее
Отсутствует
Прорывной
Отсутствует |
Низкие
Среднее
Узкий
Отсутствует
Отсутствует |
Современная научно-техническая революция является проблемой не только технического или технологического плана, но и в не меньшей степени социально-экономического. Она предъявляет новые требования к знаниям и умениям, творческим способностям, как работника, так и менеджера. Менеджеры должны включаться в активное управление инновационными процессами, которые, безусловно, нельзя бросать на «самотек», иначе фирма может либо отстать в своем развитии, либо пойти по тупиковому пути. Отсюда вытекает необходимость хорошо разбираться в том, какие виды инноваций существуют, как происходит их создание и внедрение, в каких организационных формах такая деятельность может осуществляться.
II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «Черномортранснефть»
2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура
Для экономики практически всех государств мира и, прежде всего, индустриально развитых и нефтедобывающих значение нефти и продуктов ее переработки необычайно велико.
С телевизионных экранов и по радио почти ежедневно говорят о ценах на нефть и их влиянии на текущее и будущее развитие Российской Федерации. Экспорт отечественной нефти позволяет существенно пополнять казну и поддерживать экономику нашего государства. Это было практически во все времена.
Общеизвестно также, что месторождения нефти находятся зачастую далеко от основных потребителей продуктов переработки – промышленных городов, сельскохозяйственных районов, а также пунктов, осуществляющих ее экспорт. Это обстоятельство диктует необходимость транспортировки нефти в огромных количествах на большие расстояния. Магистральный трубопроводный транспорт, являющийся наиболее экономичным при крупных грузопотоках, очень быстро завоевал ведущее место в транспортной системе страны, превратившись в самостоятельную отрасль.
Акционерная компания «Транснефть», контрольный пакет акций которой принадлежит государству, осуществляет руководство работой системы магистральных нефтепроводов и от имени государства регулирует потоки нефти от нефтедобывающих предприятий на нефтеперерабатывающие заводы и на экспорт.
Одним из подразделений, входящих в состав ОАО «АК Транснефть», является ОАО «Черномортранснефть», в ведении которого находятся магистральные нефтепроводы Северного Кавказа и крупнейшие перевалочные нефтебазы в Тихорецке, Новороссийске и Туапсе. Управление ОАО «Черномортранснефть» находится в городе Новороссийске, и отсюда идет образование и развитие нефтебазового хозяйства и нефтепроводного транспорта на Кубани.
Предприятия, занимающиеся транспортировкой, хранением и перевалкой нефти и нефтепродуктов, создавались одновременно с добычей и переработкой нефти, то есть в конце XIX столетия. Параллельно с развитием нефтедобычи строились нефтепроводы и нефтебазы.
Активное строительство новых и восстановление старых магистральных нефтепроводов началось в 1947 году (нефтеперерабатывающая станция (НПС) Хадыженская, Псекупская, Карская, капитальный ремонт нефтепровода Хадыженск – Краснодар, строительство нефтепровода Карская – Краснодар и др.). Чуть позже (в 1951 году) началось строительство новых объектов Новороссийской (Кирилловской) нефтебазы. Примерно в эти же годы были образованы Краснодарская товарно-транспортная контора и Краснодарское управление нефтеснабсбыта, позже объединенные в единое Краснодарское товарно-транспортное управление. В состав этого управления входили все магистральные нефтепроводы и нефтебазы, расположенные на территории Краснодарского края. Со временем магистральные нефтепроводы и нефтебазы, занимающиеся транспортировкой и перевалкой нефти, были переданы в состав Черноморского управления Главнефтеснаба РСФСР, ныне ОАО «Черномортранснефть». Еще несколько слов об этом управлении.
Руководить таким управлением было очень сложно, но и почетно. Сложно потому, что оно было постоянно подконтрольно краевому комитету партии и работать нужно было четко и напряженно, а почетно потому, что очень многие руководители предприятий и учреждений обращались с просьбами, желая получить какие-то преференции в отоваривании как плановых, так и дополнительных фондов нефтепродуктов. Этим управлением в течение 30 лет (1943-1973) бессменно руководил Виктор Георгиевич Виноградов.
Следует вспомнить и руководителей высшего звена, которые длительное время возглавляли Главнефтеснаб РСФСР – И.М. Торочков, Ф.Ф. Битовт; Главтранснефть – А.А. Куликов, В.Д. Черняев, О.Г. Гордеев и другие. Под их непосредственным руководством велись прием, перекачка и поставка нефти от нефтедобывающих предприятий нефтеперерабатывающим заводам и на экспорт, шло строительство и эксплуатация магистральных нефтепроводов и нефтебаз на всей территории СССР. Разработка перспективных планов, исходивших из государственных задач, и их осуществление проводились Главтранснефтью непосредственно и через подведомственные предприятия нефтепроводного транспорта, проектные и строительные организации как свои, так и привлекаемые со стороны.
Бурное развитие экономики СССР в послевоенный период, в большей степени опиравшееся на богатые недра нашей страны, особенно нефти и газа, естественно, стимулировало добычу их для обеспечения сырьем собственного народного хозяйства и, что немаловажно, для пополнения валютных средств за счет экспорта, необходимым как самим нефтяникам, так и государству в целом. Поэтому, как только появилась возможность без особого ущерба для народного хозяйства страны продавать нефть и газ другим странам, их стали экспортировать за рубеж. Темпы росли так быстро, что потребовалось создание самой устойчивой и экономичной системы транспортировки, которой, безусловно, являлся трубопроводный транспорт. Первым таким мощным трубопроводом стал нефтепровод «Дружба», соединивший богатые нефтью районы Поволжья с государствами Восточной Европы: Польшей, Чехословакией, ГДР и Венгрией.
В 1962 году нефть поступила в Чехословакию, а позже и в другие страны. Почти одновременно правительством рассматривался вариант экспорта нефти через южные порты СССР – Новороссийск и Туапсе. Учитывая сложности в финансировании, недостаточность производственных мощностей, принимается решение о поэтапном строительстве транспортных предприятий с последующим расширением и новым строительством.
В числе первых объектов на Северном Кавказе определяются:
Так начинается новый этап развития нефтепроводного транспорта и перевалочных нефтебаз на Кубани.
В настоящее время ОАО «Черномортранснефть» входит в состав акционерной компании ОАО «АК «Транснефть» на правах дочернего предприятия.
Производственные мощности ОАО «Черномортранснефть» располагаются на территории Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области и республик Северного Кавказа: Адыгеи, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана, включающие в себя более 3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 29 насосных станций, резервуарные парки строительным номиналом 1,82 млн. м3.
Транспортные маршруты сходятся к морским терминалам в г. Новороссийске и в г. Туапсе - конечных пунктах экспорта западносибирских и северокавказских нефтей. Новороссийск имеет 7 причалов для налива судов с дедвейтом до 240 тыс. тонн, в Туапсе – 2 причала - до 80 тыс. тонн.
В состав ОАО входят 2 районных нефтепроводных управления (РНУ) – Тихорецкое и Краснодарское, 4 перевалочные нефтебазы – «Шесхарис», «Грушовая», «Заречье» и «Тихорецкая», база производственного обслуживания, служба безопасности и санаторно-оздоровительный комплекс «Фрегат».
Организационная характеристика ОАО «Черномортранснефть».
Пройдя исторический путь от начала развития нефтедобывающей промышленности в качестве необходимой составляющей ее части, магистральные нефтепроводы с годами превратились в самостоятельную отрасль. Как было описано выше, до 60-х годов магистральные нефтепроводы на Кубани обслуживали нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли в пределах Краснодарского края.
После бурного развития нефтяной промышленности в СССР и в связи с необходимостью экспортирования нефти за рубеж началось строительство мощных магистральных нефтепроводов, в том числе и по территории Краснодарского края, а также крупных перевалочных нефтебаз в Новороссийске, Тихорецке и Туапсе. Новые объекты трубопроводного транспорта и нефтебазы уже стали выполнять общегосударственную задачу.
Образованное в 1967 году Черноморское управление Главнефтеснаба РСФСР на базе трех новороссийских нефтебаз, чуть позже принявшее в свой состав Краснодарское районное нефтепроводное управление вместе с Тихорецкой перевалочной нефтебазой № 2, а также туапсинскую нефтебазу «Заречье», за прошедшие десятилетия превратилось в одно из крупнейших предприятий по транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов нашей страны.
С 1997 года (и по настоящее время) в состав ОАО «Черномортранснефть» входят:
На рисунке 3 показана организационная структура ОАО «Черномортранснефть» по состоянию на 01.01.2008 год. А на рисунке 4 приведена структура аппарата управления на 01.01.2008 год [приложение 1].
По состоянию на начало 2008 года:
Рисунок 4.
Структура аппарата управления ОАО «Черномортранснефть» по состоянию на 01.01.2008 года
2.2. Анализ эффективности экономической
деятельности
ОАО «Черномортранснефть»
Что такое нефть и каково ее значение в народном хозяйстве – общеизвестно. Экспорт отечественной нефти позволяет существенно пополнять казну и поддерживать экономику нашего государства. Это было практически во все времена.
К 90-м годам через порты Новороссийск и Туапсе ежегодно экспортировалось порядка 36-40 млн. тонн нефти.
После развала СССР произошел общий спад в экономике страны. В 1991 году экспорт нефти через порты Новороссийск и Туапсе составил всего 16,3 млн. тонн. Но постепенно отдельные отрасли промышленности, в том числе и нефтяная, стали восстанавливаться. В 1996 году на экспорт было поставлено уже 36,5 млн. тонн нефти. Одновременно в связи с выходом из состава СССР Украины, Прибалтийских и других республик для нашей страны значимость Черноморских портов по перевалке экспортных грузов возросла. Это побудило развитие производственных мощностей ОАО «Черномортранснефть» для увеличения объемов перевалки нефти19.
Информация о работе Инновационное развитие современного российского предприятия