Инновационное развитие современного российского предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:22, дипломная работа

Краткое описание

Данная дипломная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с системой инновационного развития современного российского предприятия ОАО «Черномортранснефть»

Оглавление

Введение
3
I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия
5
1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций
5
1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса
10
1.3. Факторы инновационного развития современного предприятия
17
1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций
28
II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черномортранснефть»
38
2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура
38
2.2. Анализ эффективности экономической деятельности ОАО «Черномортранснефть»
45
III. Стратегия ОАО «Черномортранснефть» по разработке и внедрению инноваций
53
3.1. Организация и технология внедрения звеньев производственного комплекса в ОАО «Черномортранснефть»
53
3.2. Выводы и предложения по проведению инновационной политики в ОАО «Черномортранснефть»
64
Заключение
69
Список использованных источников литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа Инновационный менеджмент.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

3. Внедрение инноваций, основанных на знании, прежде всего научно-техническом, требует предпринимательского менеджмента, т. е. сосредоточенности на специфических требованиях рынка и финансовом предвидении (прогнозирование денежных потоков и будущих потребностей в капитале)15.

Рассмотрев все вышеперечисленные источники инноваций, можно сделать вывод: основным ориентиром при создании инноваций служит рынок. В инновационных организациях поощряется выдвижение идей, но они со временем должны приобрести очертания конечной продукции, и возникает необходимость рыночной оценки реальности каждой идеи.

 

1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций

 

В инновационных организациях действует отлаженная система создания новинок и поставки их на рынок.

Выделяют пять типов предприятий, осуществляющих изменения, в зависимости от следующих факторов:

  • новизны отрасли (новая, перспективная, зрелая);
  • масштабов изменений;
  • размера организации;
  • величины расходов на НИОКР;
  • масштаба выпуска продукции: массовое (крупносерийное, серийное), мелкосерийное, единичное (опытное и экспериментальное);
  • качества продукции;
  • уровня конкуренции, и другие16.

Роль этих типов организаций в инновационном процессе различна. Рассмотрим краткую характеристику типов конкурентного поведения инновационных организаций, приведенную в таблице 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3

Краткая характеристика типов конкурентного поведения инновационных организаций

Тип поведения

Характеристика типа

Особенности

Венчурное

(venture)

Малые фирмы с гибкими и мобильными структурами работают на этапах роста изобретательской активности. Преимущество-высокая скорость разработки нового продукта, с которой не могут конкурировать крупные предприятия

Не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам. Численность сотрудников мала

Эксплерентное

(explorative)

Среднее или малое предприятие выходит на рынок с принципиально новым продуктом, образуя впоследствии новую отрасль

Отличаются целеустремленностью, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР, результатами которых являются качественно новые продукты и новые технологии

Виолентное

(violent)

Крупные компании, осуществляющие массовое производство и работающие на рынке со своей или приобретенной новой продукцией, опережают конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. Им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение

Фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента. Их отличает большие затраты на НИОКР, производство, маркетинг и сбытовые сети. Продукция высокого качества благодаря высокому уровню стандартизации, унификации. Многие виоленты представляют собой ТНК, создают олигополистический рынок

Патиентное

(patient)

Крупные, средние, малые предприятия осуществляют выпуск новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками и приспособленной к узким сегментам широкого рынка

При специализированном производстве запас конкурентоспособности товара обеспечивается потребительской ценностью товара и полным соответствием ожиданиям потребителей. Занятая узкая ниша должна отличаться устойчивостью и обособленностью, что


 

 

Окончание таблицы 3

Тип поведения

Характеристика типа

Особенности

   

достигается за счет уникального технологического опыта, особой сбытовой сети, исторического престижа товарного знака

Коммутантное

(commute)

Малые предприятия осуществляют распространение новшеств, созданных другими инновационными организациями, приспосабливая их к требованиям местного рынка

Удовлетворяя локальные потребности местных рынков или даже индивидуальный спрос, «связывают экономику на всем пространстве», что способствует распространению изменений, их диффузии за счет имитационной деятельности и предоставления новых видов услуг, созданных на базе новых технологий


 

Проанализировав таблицу 3, можно увидеть, что:

1. Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны. Часто они являются дочерними у более крупных фирм. Из-за малого количества сотрудников на венчурных предприятиях функции инновационного менеджмента выполняются либо традиционным менеджером, либо приглашенным специалистом со стороны, например из консалтинговой фирмы.

2. Фирмы – эксплеренты создают радикальные нововведения. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы рынка или открывают перед потребителями новые возможности. В России питомником фирм-эксплерентов выступает оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, «утечка мозгов» за границу.

Организациями – эксплерентами могут быть венчурные фонды (внешние венчуры), технологические центры и парки, осуществляющие множество инновационных проектов, только незначительная часть которых приносит успех, что, тем не менее, оправдывает этот рискованный бизнес.

Менеджеры венчурных и эксплерентных фирм должны владеть азами эвристики, социальной психологии, психологии нововведений, прогностики, теории кризисов. Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, эксплерент должен сменить стратегию: либо сформировать четкую специализацию, либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть.

3. Виоленты занимаются программно-целевой научной деятельностью, результаты которой предсказуемы, поэтому, несмотря на то, что они выступают стержнем современной экономики. Так, хотя от общего числа фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более 1-2%, но именно они создают 30-50% валового национального продукта и выпускают более половины всей промышленной продукции17.

Для этих компаний жизненно важное значение имеет постоянное усовершенствование продукции и сокращение издержек на ее производство за счет перехода на ресурсосберегающие технологии. Успех на рынке обусловливается взаимосвязанными инвестициями в трех направлениях:

    1. создание крупного производства;
    2. создание общенациональной, а затем и интернациональной маркетинговой и сбытовой сети;
    3. создание эффективного управленческого аппарата.

Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены, и они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике и т. д. В зависимости от динамики развития выделяются следующие типы виолентов:

    • «гордый лев»;
    • «могучий слон»;
    • «неповоротливый бегемот».

Рассмотрим характеристику виолентов по этапам эволюционного развития, приведенную в таблице 4.

Таблица 4

Характеристика виолентов по этапам эволюционного развития

 

Признак

состояния

Тип виолентов

«Львы»

«Слоны»

«Бегемоты»

1.Продолжительность пребывания на стадии

До 10 лет

Десятилетия

Несколько лет

2.Рост компании и его устойчивость

Быстрый, но не устойчивый

Средний, но устойчивый

Отсутствует

3.Диверсификация (проникновение в  другие отрасли и подотрасли)

Слабая

 

 

Широкая

 

 

Излишне широкая

 

 

4.Инновационная активность

Лидер по ряду направлений

Лидер по одному-двум направлениям

Нарастание технологического отставания

5. Размеры фирм

Крупные

Особо крупные

Сохраняют большие размеры

6.Наличие сети зарубежных филиалов

Небольшая сеть

Большая сеть

Сеть распадается

7.Типичная стратегия

Метод «самоускоряющегося роста»

Тактика «ловкого второго»

Дезинвестиции

8.Расходы на НИОКР

Крупные

Крупные

Малые

9.Характер конкуренции

Агрессивный

Нишевый

Пассивный

10.Потенциал роста сегментов рынка

Большой

Средний

Низкий


 

Исследовав таблицу 4 можно сделать вывод, что:

  • «гордый лев» - тип виолентов, для которых характерен самый динамичный тип развития. Это фирмы с четким производственным профилем и малой диверсифицированностью; относятся к технологическим лидерам. Механизм самоускоряющегося роста начинается с массированного вторжения на рынок с новым качественным продуктом по доступным ценам (например, программа Windows корпорации Microsoft);
  • «могучий слон» - тип с менее динамичным развитием, расширенной диверсификацией, компенсирующей потерю позиции лидера в отрасли. Суть тактики «ловкого второго» в том, что фирме не обязательно быть первой, чтобы получить от нововведения наибольшую выгоду. Изобретения и разработки становятся коммерчески выгодными лишь при массовом тиражировании и при глубокой диффузии, т. е. применении в разных областях. Фирма создает специальные структурные звенья стратегической разведки, следящие за продвижением и коммерциализацией чужих изобретений, что обеспечивает быстрое создание аналогов, по возможности превосходящих оригинал, что позволяет снизить затраты на НИОКР;
  • «неповоротливый бегемот» - тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.

4. При специализированном производстве запас конкурентоспособ-ности товара у патиента обеспечивается потребительской ценностью товара и полным соответствием ожиданиям потребителей. При этом патиент использует не только различия в потребительских свойствах товара, но и в сервисе и рекламе. Занятая узкая ниша должна отличаться устойчивостью и обособленностью, что достигается за счет уникального технологического опыта, особой сбытовой сети, исторического престижа марки, поэтому изменение производственного профиля предприятия почти невозможно, а развитие фирмы может осуществляться по двум направлениям:

1) стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей;

2) смена стратегии и превращение в крупного виолента, в том числе за счет поглощения более крупной фирмой.

5. Особенности современного рынка таковы, что крупные предприятия не могут удовлетворить все потребности потребителей, поэтому предприятия-коммутанты, удовлетворяя локальные и групповые потребности покупателей местных рынков или даже индивидуальный спрос, «связывают экономику на всем пространстве». Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется. Коммутанты также активно содействуют диффузии нововведений за счет имитационной деятельности и представления новых видов услуг, созданных на базе новых технологий. Во всем мире подражание – одна из распространенных сфер малого бизнеса, дающая возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм и делающая их доступными массовому потребителю18.

Клон-мейкеры – производители легальных копий продуктов известных фирм – считаются одной из разновидностей фирм-коммутантов. Во многих отраслях промышленности (например, в мебельной и швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. Незначительное добавление в модель или конструкцию уже не позволяет обвинить фирму в нарушении прав предприятия – создателя оригинала. В других отраслях (например, в фармацевтике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. После окончания срока действия патента мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей продукт на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Рассмотрим обобщенные характеристики предприятий по типу инновационного поведения, приведенные в таблице 5.

 

 

Таблица 5

Характеристики предприятий по типу инновационного поведения

 

 

 

Показатель

Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского)

Виоленты

Патиенты

Эксплеренты

Коммутанты

Тип компании (классификация Х. Фризевинкеля)

«Львы», «Слоны», «Бегемоты»

«Лисы»

«Ласточки»

«Мыши»

1.Уровень конкуренции

 

2. Новизна отрасли

 

3. Виды обслуживаемых потребностей

 

4. Профиль производства

 

5. Размер компании

 

6. Устойчивость компании

 

7. Расходы на НИОКР

 

8. Факторы силы в конкурентной  борьбе, преимущества

 

9. Динамизм развития

Высокий

 

Новая

 

Массовые, стандартные

 

 

Массовое

 

Крупные

 

Высокая

 

Высокие

 

Высокая производительность

 

 

Высокий

Низкий

 

Зрелая

 

Массовые, но нестандартные

 

Специализированное

 

Крупные, средние, малые

Высокая

 

Средние

 

Приспособленность к особому рынку

 

 

Средний

Средний

 

Новая

 

Инновационные

 

 

Экспериментальное

 

Средние и малые

 

Низкая

 

Высокие

 

Опережение в нововведениях

 

 

Высокий

Средний

 

Новая, зрелая

 

Локальные

 

 

Универсальное мелкое

 

Малые

 

Низкая

 

Отсутствуют

 

Гибкость

 

 

 

Низкий

Информация о работе Инновационное развитие современного российского предприятия