Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:22, дипломная работа
Данная дипломная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с системой инновационного развития современного российского предприятия ОАО «Черномортранснефть»
Введение
3
I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия
5
1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций
5
1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса
10
1.3. Факторы инновационного развития современного предприятия
17
1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций
28
II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черномортранснефть»
38
2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура
38
2.2. Анализ эффективности экономической деятельности ОАО «Черномортранснефть»
45
III. Стратегия ОАО «Черномортранснефть» по разработке и внедрению инноваций
53
3.1. Организация и технология внедрения звеньев производственного комплекса в ОАО «Черномортранснефть»
53
3.2. Выводы и предложения по проведению инновационной политики в ОАО «Черномортранснефть»
64
Заключение
69
Список использованных источников литературы
3. Внедрение инноваций, основанных на знании, прежде всего научно-техническом, требует предпринимательского менеджмента, т. е. сосредоточенности на специфических требованиях рынка и финансовом предвидении (прогнозирование денежных потоков и будущих потребностей в капитале)15.
Рассмотрев все вышеперечисленные источники инноваций, можно сделать вывод: основным ориентиром при создании инноваций служит рынок. В инновационных организациях поощряется выдвижение идей, но они со временем должны приобрести очертания конечной продукции, и возникает необходимость рыночной оценки реальности каждой идеи.
1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций
В инновационных организациях действует отлаженная система создания новинок и поставки их на рынок.
Выделяют пять типов предприятий, осуществляющих изменения, в зависимости от следующих факторов:
Роль этих типов организаций в инновационном процессе различна. Рассмотрим краткую характеристику типов конкурентного поведения инновационных организаций, приведенную в таблице 3.
Таблица 3
Краткая характеристика типов конкурентного поведения инновационных организаций
Тип поведения |
Характеристика типа |
Особенности |
Венчурное (venture) |
Малые фирмы с гибкими и мобильными структурами работают на этапах роста изобретательской активности. Преимущество-высокая скорость разработки нового продукта, с которой не могут конкурировать крупные предприятия |
Не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам. Численность сотрудников мала |
Эксплерентное (explorative) |
Среднее или малое предприятие выходит на рынок с принципиально новым продуктом, образуя впоследствии новую отрасль |
Отличаются целеустремленностью, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР, результатами которых являются качественно новые продукты и новые технологии |
Виолентное (violent) |
Крупные компании, осуществляющие массовое производство и работающие на рынке со своей или приобретенной новой продукцией, опережают конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. Им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение |
Фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента. Их отличает большие затраты на НИОКР, производство, маркетинг и сбытовые сети. Продукция высокого качества благодаря высокому уровню стандартизации, унификации. Многие виоленты представляют собой ТНК, создают олигополистический рынок |
Патиентное (patient) |
Крупные, средние, малые предприятия осуществляют выпуск новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками и приспособленной к узким сегментам широкого рынка |
При специализированном производстве запас конкурентоспособности товара обеспечивается потребительской ценностью товара и полным соответствием ожиданиям потребителей. Занятая узкая ниша должна отличаться устойчивостью и обособленностью, что |
Окончание таблицы 3
Тип поведения |
Характеристика типа |
Особенности | ||
достигается за счет уникального технологического опыта, особой сбытовой сети, исторического престижа товарного знака | ||||
Коммутантное (commute) |
Малые предприятия осуществляют распространение новшеств, созданных другими инновационными организациями, приспосабливая их к требованиям местного рынка |
Удовлетворяя локальные потребности местных рынков или даже индивидуальный спрос, «связывают экономику на всем пространстве», что способствует распространению изменений, их диффузии за счет имитационной деятельности и предоставления новых видов услуг, созданных на базе новых технологий |
Проанализировав таблицу 3, можно увидеть, что:
1. Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны. Часто они являются дочерними у более крупных фирм. Из-за малого количества сотрудников на венчурных предприятиях функции инновационного менеджмента выполняются либо традиционным менеджером, либо приглашенным специалистом со стороны, например из консалтинговой фирмы.
2. Фирмы – эксплеренты создают радикальные нововведения. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы рынка или открывают перед потребителями новые возможности. В России питомником фирм-эксплерентов выступает оборонный комплекс. Даже спустя 10 лет конверсии оборонные предприятия просто начинены различными технологическими разработками, с помощью которых можно революционизировать многие отрасли производства. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные награды, получаемые россиянами на международных научно-технических ярмарках, «утечка мозгов» за границу.
Организациями – эксплерентами могут быть венчурные фонды (внешние венчуры), технологические центры и парки, осуществляющие множество инновационных проектов, только незначительная часть которых приносит успех, что, тем не менее, оправдывает этот рискованный бизнес.
Менеджеры венчурных и эксплерентных фирм должны владеть азами эвристики, социальной психологии, психологии нововведений, прогностики, теории кризисов. Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, эксплерент должен сменить стратегию: либо сформировать четкую специализацию, либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть.
3. Виоленты занимаются программно-целевой научной деятельностью, результаты которой предсказуемы, поэтому, несмотря на то, что они выступают стержнем современной экономики. Так, хотя от общего числа фирм США, Западной Европы, Японии они составляют не более 1-2%, но именно они создают 30-50% валового национального продукта и выпускают более половины всей промышленной продукции17.
Для этих компаний жизненно важное значение имеет постоянное усовершенствование продукции и сокращение издержек на ее производство за счет перехода на ресурсосберегающие технологии. Успех на рынке обусловливается взаимосвязанными инвестициями в трех направлениях:
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены, и они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике и т. д. В зависимости от динамики развития выделяются следующие типы виолентов:
Рассмотрим характеристику виолентов по этапам эволюционного развития, приведенную в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика виолентов по этапам эволюционного развития
Признак состояния |
Тип виолентов | ||||
«Львы» |
«Слоны» |
«Бегемоты» | |||
1.Продолжительность пребывания на стадии |
До 10 лет |
Десятилетия |
Несколько лет | ||
2.Рост компании и его |
Быстрый, но не устойчивый |
Средний, но устойчивый |
Отсутствует | ||
3.Диверсификация (проникновение в другие отрасли и подотрасли) |
Слабая
|
Широкая
|
Излишне широкая
| ||
4.Инновационная активность |
Лидер по ряду направлений |
Лидер по одному-двум направлениям |
Нарастание технологического отставания | ||
5. Размеры фирм |
Крупные |
Особо крупные |
Сохраняют большие размеры | ||
6.Наличие сети зарубежных |
Небольшая сеть |
Большая сеть |
Сеть распадается | ||
7.Типичная стратегия |
Метод «самоускоряющегося роста» |
Тактика «ловкого второго» |
Дезинвестиции | ||
8.Расходы на НИОКР |
Крупные |
Крупные |
Малые | ||
9.Характер конкуренции |
Агрессивный |
Нишевый |
Пассивный | ||
10.Потенциал роста сегментов |
Большой |
Средний |
Низкий |
Исследовав таблицу 4 можно сделать вывод, что:
4. При специализированном производстве запас конкурентоспособ-ности товара у патиента обеспечивается потребительской ценностью товара и полным соответствием ожиданиям потребителей. При этом патиент использует не только различия в потребительских свойствах товара, но и в сервисе и рекламе. Занятая узкая ниша должна отличаться устойчивостью и обособленностью, что достигается за счет уникального технологического опыта, особой сбытовой сети, исторического престижа марки, поэтому изменение производственного профиля предприятия почти невозможно, а развитие фирмы может осуществляться по двум направлениям:
1) стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей;
2) смена стратегии и превращение в крупного виолента, в том числе за счет поглощения более крупной фирмой.
5. Особенности современного рынка таковы, что крупные предприятия не могут удовлетворить все потребности потребителей, поэтому предприятия-коммутанты, удовлетворяя локальные и групповые потребности покупателей местных рынков или даже индивидуальный спрос, «связывают экономику на всем пространстве». Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется. Коммутанты также активно содействуют диффузии нововведений за счет имитационной деятельности и представления новых видов услуг, созданных на базе новых технологий. Во всем мире подражание – одна из распространенных сфер малого бизнеса, дающая возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм и делающая их доступными массовому потребителю18.
Клон-мейкеры – производители легальных копий продуктов известных фирм – считаются одной из разновидностей фирм-коммутантов. Во многих отраслях промышленности (например, в мебельной и швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. Незначительное добавление в модель или конструкцию уже не позволяет обвинить фирму в нарушении прав предприятия – создателя оригинала. В других отраслях (например, в фармацевтике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. После окончания срока действия патента мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей продукт на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Рассмотрим обобщенные характеристики предприятий по типу инновационного поведения, приведенные в таблице 5.
Таблица 5
Характеристики предприятий по типу инновационного поведения
Показатель |
Тип конкурентного поведения (классификация Л.Г. Раменского) | |||
Виоленты |
Патиенты |
Эксплеренты |
Коммутанты | |
Тип компании (классификация Х. Фризевинкеля) | ||||
«Львы», «Слоны», «Бегемоты» |
«Лисы» |
«Ласточки» |
«Мыши» | |
1.Уровень конкуренции
2. Новизна отрасли
3. Виды обслуживаемых потребносте
4. Профиль производства
5. Размер компании
6. Устойчивость компании
7. Расходы на НИОКР
8. Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества
9. Динамизм развития |
Высокий
Новая
Массовые, стандартные
Массовое
Крупные
Высокая
Высокие
Высокая производительность
Высокий |
Низкий
Зрелая
Массовые, но нестандартные
Специализированное
Крупные, средние, малые Высокая
Средние
Приспособленность к особому рынку
Средний |
Средний
Новая
Инновационные
Экспериментальное
Средние и малые
Низкая
Высокие
Опережение в нововведениях
Высокий |
Средний
Новая, зрелая
Локальные
Универсальное мелкое
Малые
Низкая
Отсутствуют
Гибкость
Низкий |
Информация о работе Инновационное развитие современного российского предприятия