Инновационное развитие современного российского предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 11:22, дипломная работа

Краткое описание

Данная дипломная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с системой инновационного развития современного российского предприятия ОАО «Черномортранснефть»

Оглавление

Введение
3
I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия
5
1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций
5
1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса
10
1.3. Факторы инновационного развития современного предприятия
17
1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций
28
II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черномортранснефть»
38
2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура
38
2.2. Анализ эффективности экономической деятельности ОАО «Черномортранснефть»
45
III. Стратегия ОАО «Черномортранснефть» по разработке и внедрению инноваций
53
3.1. Организация и технология внедрения звеньев производственного комплекса в ОАО «Черномортранснефть»
53
3.2. Выводы и предложения по проведению инновационной политики в ОАО «Черномортранснефть»
64
Заключение
69
Список использованных источников литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа Инновационный менеджмент.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

 


 


 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия

5

1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций

5

1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса

10

1.3. Факторы инновационного развития современного предприятия

17

1.4. Типы конкурентного поведения инновационных организаций

28

II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Черномортранснефть»

38

2.1. Развитие ОАО «Черномортранснефть» и его организационная структура

38

2.2. Анализ эффективности экономической деятельности ОАО «Черномортранснефть»

45

III. Стратегия ОАО «Черномортранснефть» по разработке и внедрению инноваций

53

3.1. Организация и технология внедрения звеньев производственного комплекса  в ОАО «Черномортранснефть»

53

3.2. Выводы и предложения по проведению инновационной политики в ОАО «Черномортранснефть»

64

Заключение

69

Список использованных источников литературы

72


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная дипломная работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с системой инновационного развития современного российского предприятия.

Актуальность темы исследования обусловлена пристальным вниманием к процессу осуществления изменений, внедрению новых услуг, технологий на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности. Немаловажное значение при выборе темы имел и тот факт, что современная научно-техническая революция является проблемой не только технического или технологического плана, но и в не меньшей степени социально-экономического. Она предъявляет новые требования к знаниям и умениям, творческим способностям, как работника, так и менеджера. Актуальность данной темы тесно переплетается с процессами, происходящими в структуре экономики России.

Целью данной работы является изучение системы инновационного развития ОАО «Черномортранснефть», рассмотрение наиболее важных и ключевых понятий, а также исследование проблем внедрения инноваций.

Для достижения поставленных целей в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:

  1. рассмотрение методологии воздействия инновационного развития современного российского предприятия;
  2. изучение этапов и стадий протекания инновационного процесса;
  3. анализ показателей эффективности финансовой деятельности отдельно взятой организации в отношении проведения ее инновационной политики.

Объектом исследования является совокупность внедрения нововведений, проводимых ОАО «Черномортранснефть».

Теоретической и методической базой исследования послужили нормативные материалы, научная и специальная литература, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам исследования инновационного процесса. В качестве информационной и эмпирической базы были использованы данные ОАО «Черномортранснефть».

Первая глава раскрывает теоретические аспекты методов осуществления управления инновациями в условиях современного российского предприятия, рассматривает основные этапы и стадии протекания инновационного процесса.

Вторая глава работы содержит организационно-экономическую характеристику ОАО «Черномортранснефть», анализ ее состояния,  проведенный на основе изучения данных финансовой отчетности организации.

В третьей главе рассматривается стратегия, проводимая ОАО «Черномортранснефть» по внедрению инноваций.

Целью дипломной работы является изучение теоретических основ инновационного процесса, выявление особенностей инновационного развития современного предприятия, изучение проблем внедрения и усовершенствования инноваций, затрагиваются аспекты, обуславливающие необходимость внедрения нововведений в целях дальнейшего развития рыночной экономики в России.

Посредством рассмотрения комментариев происходящих в мире событий в статьях теоретических основ, изложенных в учебниках, учебных пособиях, изучения журналов и газет, а также исследования мнений специалистов выявляются основные закономерности и специфические аспекты в развитии инновационного процесса, его современное состояние, тенденции и перспективы.

 

I. Теоретические аспекты системы инновационного развития в условиях современного российского предприятия

 

1.1. Понятие «инновация» и виды инноваций

 

В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «инновация», или «нововведение»:

  • превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;
  • результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков;
  • результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т.д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;
  • новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники1.

В начале XXI века все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей:

  • новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
  • новый, более эффективный метод производства известной продукции;
  • открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;
  • открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;
  • реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии2.

Й. Шумпетер отождествлял  нововведения с «осуществлением новых комбинаций», т.е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся знаний (концептуальные положения, теории, методики и т.д.), материальных, финансовых и других ресурсов. Причем результаты нововведения служат в свою очередь компонентами при формировании решений для будущих задач. Й. Шумпетер стремился к тому, чтобы термин «новшество» употреблялся в совершенно определенном смысле: им должно было обозначаться решение предпринимателя о проведении в жизнь (впервые) новой идеи, касающейся технологии или какого-либо другого вопроса, относящегося к управлению предприятием (заготовка материалов, сбыт и т.д.).

Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями.

Выделяются три составляющих нововведения:

  • потребность, подлежащая удовлетворению, т.е. функция или набор функций, которые нужно выполнить;
  • концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея;
  • компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния3.

В зависимости от характера концепции, на которой основано нововведение, различают:

  • инновации с технологической доминантой, изменяющие физические свойства товара на уровне производства, применения нового компонента или нового материала, создания принципиально новых продуктов, новых изделий, нового физического состояния или новых комплексных систем. Они возникают в результате применения точных наук в производственной практике и рождаются в научных организациях и подразделениях НИОКР (научно-исследовательских опытно-конструкторских работах);
  • нововведения с коммерческой или маркетинговой доминантой, касающиеся в основном вариантов управления сбытом и коммуникациями как составляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги4.

Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в финансовых ресурсах.

Граница этими формами инноваций размыта, и технологические нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим. Например, прогресс в обработке информации позволил разработать систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслуживания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но, возможна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Так, распространение идеи самообслуживания повлекло за собой создание торговых автоматов.

Считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций:

  • в продуктах или услугах;
  • рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);
  • различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции и доведения ее до рынка (менеджерская инновация).

Понятие «инновация» тесно связано с понятиями «изменения» и «развитие». Непрерывное создание новшеств образует в своей совокупности бесконечный поток потенциальных изменений. Реальные изменения обеспечивает только часть из всех созданных новшеств. Изменения определяются объемом и направлением, длительностью и скоростью. Понятие «развитие» обычно связывают с позитивными изменениями, с прогрессом. Однако известный философ Б. Рассел считает, что «изменение-это одно, а прогресс-это другое. «Изменение» - понятие научное, а «прогресс»- этическое. Изменение бесспорно, в то время как прогресс является предметом спора»5.

Таким образом, под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д. (например, мобилизация покупательской способности через банковский кредит).

Инновация – это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации – ее влияние на внешнюю среду.

Инновации создают и потенциал действия. Появление и широкое применение компьютеров в разных сферах деятельности коренным образом изменило рабочие процессы и быт людей. Более того, всеобщая компьютеризация и развитие сетей передачи информации явились одним из решающих признаков (факторов) перехода человечества к постиндустриальному информационному обществу, которое определяет дальнейшее его развитие. Б. Гейтс утверждает: « В ближайшие 10 лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят».

Инновации имеют две основные особенности:

  • новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некой общей потребности (рыночная новизна);
  • новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.

Исходя из экономической природы нововведения, главной выступает рыночная новизна, а научно - техническая имеет подчиненное  значение.

Рыночная новизна рассматривается в широком и узком смысле. Рыночной новизной в широком смысле, или абсолютной рыночной новизной, обладает товар, который отличается от любых других товаров, продаваемых где-либо. Рыночной новизной в узком смысле, относительной или локальной новизной, обладает товар для какой-то части своих потребителей. При этом несущественно, когда инновация в действительности появилась на рынке.

Научно-техническая новизна – это обязательное свойство изобретения, или научно-технического ноу-хау, а не нововведения. Если инновация основана на одном или нескольких изобретениях или ноу-хау, то она помимо рыночной обладает и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической идеи, на которой основано нововведение, не интересует потребителя. Он оценивает полезный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение, эксплуатацию и утилизацию.

Для производителя степень научно-технической новизны имеет важное значение: первенство позволяет монополизировать право на идею с помощью патентов и секретов производства. Монопольное право производителя в сочетании с исключительными свойствами товара, которые обеспечивают потребителям значительно больший эффект на единицу цены по сравнению с прежними изделиями, позволяют фирме на определенный период сохранить устойчивое экономическое положение.

 

1.2. Воспроизводственная модель инновационного процесса

 

Инновационный процесс – это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.

Наиболее простой моделью инновационного процесса служит инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий6. Инновационную цепь отражает рисунок 1.

Рисунок 1

Инновационная цепь

 

               Наука                         Производство      Потребление

 

Этапы определяют  последовательность прохождения пути от научного знания к реальному продукту.

Начальной стадией инновационного цикла является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве.

Информация о работе Инновационное развитие современного российского предприятия