Управление инновационным развитием предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является научное обоснование и разработка на основе системного подхода концепции механизма управления инновационным развитием предприятия в условиях нестабильной рыночной среды.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
— определена экономическая сущность и условия управления инновационным развитием предприятия;
— научно обоснован методологический подход к выбору приоритетных направлений управления инновационным развитием предприятия;
— разработана концепция механизма управления инновационным развитием предприятия, основу которой составляет комплекс организационного, экономического и производственного блоков управления..

Оглавление

Введение…………………………………………………………………

Глава 1 Теоретические основы управления инновационным развитием предприятия…………………………..............

Глава 2 Методологические подходы к выбору приоритетных направлений управления инновационным развитием предприятия………………………………………............

Глава 3 Концепция механизма управления инновационным развитием предпри-ятия………………………………….

Заключение……………………………………………………………..

Литература……………………………………………….......................

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

   
 

   Содержание 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………  
Глава 1 Теоретические основы управления инновационным развитием  предприятия…………………………..............  
Глава 2 Методологические  подходы к выбору приоритетных направлений  управления инновационным развитием предприятия………………………………………............  
Глава 3 Концепция механизма  управления инновационным развитием  предприятия………………………………….  
 
Заключение……………………………………………………………..
 
 
Литература……………………………………………….......................
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В условиях трансформации экономических отношений на фоне мирового экономического кризиса на первый план выдвигается задача повышения конкурентоспособности предприятий Украины. Высокий динамизм экономических процессов и, как следствие,  ориентация отечественных предприятий на инновационный путь развития, обуславливает необходимость коренного преобразования всей системы их управления. Однако, недостаточное осознание необходимости инновационного пути развития и отсутствие единого системного подхода к данной проблеме привели к тому, что производственный потенциал страны находится в критическом состоянии.

     Среди отечественных и зарубежных авторов, проблематика работ которых касается данного вопроса, следует отметить И.Бланк, В.Геец, В.Денисюк, П.Друкер, П.Егоров, С.Илляшенко, А.Пушкарь. Несмотря на значительное количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросам инновационного менеджмента, все еще не уделено достаточно внимания процессам управления инновационным развитием предприятий Украины, в них не представлено комплексного подхода к выбору приоритетных направлений инновационных преобразований и разработки адекватных механизмов их реализации, из чего следует, что данный вопрос не исследован в полной мере. Отсюда, актуальным является разработка механизма управления инновационным развитием предприятий, позволяющего повысить уровень его инновационного потенциала, что и обусловило выбор данной темы.

    Целью курсовой работы является научное обоснование  и разработка на основе системного подхода концепции механизма управления инновационным развитием предприятия в условиях нестабильной рыночной среды.

    Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • определена экономическая сущность и условия управления инновационным развитием предприятия;
  • научно обоснован методологический подход к выбору приоритетных направлений управления инновационным развитием предприятия;
  • разработана концепция механизма управления инновационным развитием предприятия, основу которой составляет комплекс организационного, экономического и производственного блоков управления..

     Объектом  исследования выступает процесс  управления инновационным развитием предприятия.

     Предметом исследования является механизм управления инновационным развитием предприятия.

     В процессе исследования использовались методы системного анализа и синтеза, логического обобщения, сравнения.

     Практическая  значимость полученных результатов  заключается в их востребованности при разработке конкретных стратегий  инновационного развития предприятий  Украины. 

     В первой главе курсовой работы раскрывается сущность системы управления инновационным развитием предприятия, эволюции ее развития, проблемы имеющие место в условиях отечественной экономики. Во второй главе – предлагается теоретико-методологсческий подход к выбору приоритетных направлений совершенствования рассматриваемой категории на основе существующих ресурсных ограничений у предприятия. В третьей главе –  сформулировано существо проблемы и предложена концепция ее решения, а именно комплексный механизм, в состав которого входят организационный, экономический и производственный блоки управления инновационным развитием предприятия.

      Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 

     Глава 1. Теоретические  основы управления инновационным развитием предприятия 

    Ориентация отечественных предприятий на инновационный путь развития, обуславливает необходимость коренного преобразования всей системы их управления. Отсюда актуальным является разработка механизма управления инновационным развитием предприятия.

      В этой связи проблема управления инновационным развитием промышленности является чрезвычайно актуальной, поскольку это касается каждого предприятия, так как большинство из них было образовано в процессе приватизации на базе прежних государственных структур. Следует также отметить, что почти все предприятия работают на устаревшем оборудовании, а технологии, используемые в базовых отраслях, остались на уровне достижений научно-технического прогресса 50 – 60-х годов прошлого века. Слабый уровень инновационной активности в промышленности сопровождается низким восприятием инноваций отечественными предприятиями, что приводит к отставанию отечественных производителей от зарубежных аналогов (табл.1.1). Отсюда, доля Украины в научно-техническом развитии стран Европы в десятки раз меньше среднего европейского показателя [31].

      Одним из важнейших показателей инновационно активной экономики выступает доля субъектов хозяйствования, внедряющих инновации. Так, в 2008 г. инновационную деятельность в промышленности осуществляли только каждый десятый субъект хозяйствования,   тогда    как   в  развитых    странах  доля   инновационно  активных субъектов хозяйствования достигает 70%. Как результат – рентабельность предприятий не превышает 5 %. В то же время необходимо отметить значительную активизацию работы субъектов хозяйствования в области НИОКР. За рассматриваемый период объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, возрос более чем на 50%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      На фоне наметившейся    тенденции     роста    объемов    промышленной    продукции, доля инновационной продукции  в  общем  объеме  промышленного  производства снизилась 6,7 % в 2006 г. до 5% в 2008 г. Это свидетельствует о пассивности инновационных намерений субъектов хозяйствования в Украине.

      Снижение  уровня инновационной активности объясняется, в значительной мере, ограниченностью источников финансировании. Так, основным источником финансирования являются собственные денежные средства предприятий – в 2006 году их доля составила 80,3%,  в 2008 снизилась до 70,2%.  Отрицательно сказывается на уровне инновационной активности в промышленности и незначительный объём инвестиций, как отечественных, так и иностранных. Так, доля средств украинских инвесторов в общем объеме финансирования инновационной деятельности в промышленности в 2008 г. составила 3,7% или 112 млн.грн., что на 0,6% меньше чем доля средств зарубежного инвестора – 4,3% или 130 млн.грн. Причинами этого, согласно отчёту JPMorgan об экономике Украины за 2008 г. и результатам проведенных исследований специалистами Минэкономики, являются политические изменения, непрозрачность системы государственных институтов, коррупция, несовершенное законодательство и противоречивая система налогообложения. Негативной тенденцией является и существенное замедление приватизации, что в значительной мере объясняет неготовность отечественных предприятий к внедрению управленческих и технологических инноваций.

      Учитывая  неудовлетворительное финансовое и  техническое состояние большинства отечественных субъектов хозяйствования, следует предположить, что пассивное состояние инновационной активности будет наблюдаться и в дальнейшем.

     В отечественной и зарубежной литературе [20,29,30,31] рассматривается достаточно большое число  подходов к исследованию проблем инновационного развития. Вместе с тем, во всех этих подходах имеется определенное недопонимание сущности отдельных явлений и процессов в этой сфере, что во многом связано с различным толкованием понятийного аппарата.

     С учетом сложности и неоднозначности данной категории, нами разработан общий методологический подход к исследованию этой проблемы.

     Принимая  во внимание позиции авторов о  цели развития предприятия, следует  отметить, что она состоит в  повышении способности организации выживать в длительной перспективе, при этом предприятия  должны ориентировать свою деятельность на удовлетворение потребностей и запросов потребителей, решая задачи поиска и реализации имеющихся возможностей, и, прежде всего — возможностей инновационного развития. 

    В подтверждение вышесказанного свидетельствует  опыт иностранных и отечественных производителей, попытки которых определить сугубо экономические пути развития только при условии снижения затрат производства и продвижения на рынке продукции, без соответствующих изменений в научно-технической и организационно-управленческой структуре, являются бесперспективными и приводят к значительным убыткам или банкротству.

    Возрастающая  степень открытости экономики Украины, рост интеграционных процессов в мировой экономике, и, как следствие, вызванный этим рост конкуренции со стороны иностранных предприятий, ставят отечественных производителей перед необходимостью адаптации своей деятельности к новым, постоянно изменяющимся  условиям хозяйствования, учитывая при этом мировые тенденции развития.

    Термин "инновация" и его производные  являются одними из ключевых понятий  современной теории управления организаций. Отечественные специалисты рассматривают инновацию как универсальный метод, набор инструментов для обеспечения оптимального технологического прогресса субъекта хозяйственной деятельности,  путем планируемого управленческого воздействия на его социальную структуру. Между тем, мы считаем, что из поля зрения специалистов в области управления, ускользает широкий спектр теоретических и концептуальных проблем, связанных с происхождением понятия инновация в системе социальных наук. А ведь инновация - это не только система периодически вводимых разовых новшеств, заменяющих товарные и технологические переменные организационной структуры, это комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанный с историей и традициями рассматриваемых социальных систем и кардинально преобразующий их структуру, социально-психологический феномен, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов. С точки зрения атрибутики, инновация - это особая сфера теории и практики, система действий социального субъекта, направленная на совершенствование качеств социокультурного объекта и позволяющая агенту приобрести в качестве вознаграждения желаемые ресурсы и положительную репутацию в глазах референтных аудиторий релевантного социального пространства. Частные варианты данного взгляда сосредоточены на описании инновации как инструмента деятельности предпринимателей, при помощи которого последние используют нововведения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса. С другой стороны, инновация - это специфический логико-рациональный компонент поведения субъектов инновации, касающийся познания содержания восприятий и разнообразных концепций, а также нововведения качеств менталитета, когнитивных способностей индивида.

    Цель  инновации - повысить отдачу на вложенные  ресурсы. Инновация (нововведение) является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим. Так, отдельные  украинские специалисты рассматривают  инновации  как конечный результат деятельности по созданию и использованию нововведений, воплощенных в виде усовершенствованных или новых товаров (изделий или услуг), технологий их производства, методов управления на всех стадиях производства и сбыта товаров, способствующих развитию и повышению эффективности функционирования использующих их субъектов хозяйственной деятельности. В отдельных работах [4,6,7] разграничиваются пониятия инновация и новизна. Новизна – это результат инновационного процесса, связанный с воплощением идеи в конкретный продукт, технологию или услугу, а инновация (нововведение) – это внедрение и воплощение новизны.Таким образом учитывая тот факт, что развитие инновационных концепций в Украине осуществляется весьма своеобразным путем, опыт коллег других стран представляется нам чрезвычайно ценным - как в плане критического анализа собственных разработок, так и прогноза развития отечественных инновационных концепций.

    «Потребность  в постоянных инновациях становится более насущной, по мере того как  ожесточается конкуренция, а время  сокращается» [23] - это недавнее утверждение старшего консультанта одного из ведущих Британских инновационных агентств, отражает общее понимание того, что инновацию следует рассматривать как процесс. В отдельных работах зарубежных специалистов [33] инновация рассматривается как управленческая процедура, которая ведет к превращению новой полезной идеи, мысли, в результате их успешного воплощения на практике. Приверженцы целостного подхода к изучению инновационного менеджмента, рассматривают инновацию как ключевое решение. Они полагают, что способность организации неуклонно коммерциализировать новую продукцию является наиболее эффективным управленческим решением, с которым сталкивается корпорация и все в большей степени рассматривают как жизненно необходимую в свете последних тенденций роста производства.

     В основе развития инновационных процессов  предприятий лежит их классификация, поскольку наличие классификационных  признаков инноваций дает возможность  эффективно ими управлять (рис.1.1).

    Приведем  классификации инноваций, которые близки к исследованию, проводимому в работе. Так, согласно Стюарту, существуют три категории инноваций. Особенно важным представляется деление инноваций с учетом предмета  инновации, исходя из которого, необходимо выделить организационные, экономические и производственные инновации. В дальнейшем именно эти инновации нас будут больше всего интересовать, поскольку они более эффективно влияют на инновационное развитие предприятия.

Информация о работе Управление инновационным развитием предприятия