Функции и методы производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - это совокупность принципов, методов и средств управления предприятием с целью повышения эффективности его производства и увеличения прибыли1.
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих целям.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
1. Функции производственного менеджмента……………………………..5
1.1. Планирование…………………………………………………………6
1.2. Организация………………………………………………………….10
1.3. Регулирование………………………………………………………..12
1.4. Координирование…………………………………………………….14
1.5. Мотивация…………………………………………………................15
1.6. Руководство…………………………………………………………..16
1.7. Контроль……………………………………………………………...17
2. Методы производственного менеджмента………………………….........22
2.1. Административные методы. ………………………………………..25
2.2. Экономические методы ……………………………………………..27
2.3. Социально-психологические методы ……………………………....29
Заключение……………………………………………………………………32
Глоссарий……………………………………………………………………...33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Содержание Васильева - копия.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
 

     Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему.

     

     

     

     

     

       

     Рис.2 - Общая схема планирования 

     Таблица 2 - Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования

Признаки  сравнения Стратегическое  планирование Оперативное планирование
Уровень менеджмента Преимущественно высший Все уровни с  акцентом на средний
Основная  ориентация Проблемная  ориентация Временная ориентация
Вид проблем Слабо структурированные, качественные Хорошо структурированные, количественные
Неопределенность Высокая степень Низкая степень
Сущность  планирования -ориентация  на инновации

-стратегическая  адаптация к внешней среде

-соблюдение  правила: «делать эффективные  вещи»

-ориентация на интеграцию

-координация  внутренней среды

-соблюдение  правила: «вещи делать правильно»

Целевой критерий Создание потенциала успеха Реализация  потенциала успеха
Время планирования Акцент на долгосрочное, частично краткосрочное среднесрочное  планирование Акцент на кратко- и среднесрочное планирование
Единица планирования Стратегические  хозяйственные единицы Все функциональные области и все сотрудники
Степень детализации Укрупненная проработка Детальная проработка
Исходная  информация Политика организации, внешняя среда Основная и  функциональная стратегии организации, внутренняя среда
Форма организации планирования Централизованная(руководство) Децентрализованная (централизованное регулирование)
 

     Результат планирования – определение оптимального использования возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, ведущих к снижению эффективности его работы. 

                                      1.2.Организация

     Организация – управленческая деятельность, посредством  которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

      Содержание организации как функции  менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  предприятия, определении порядка  и условий функционирования предприятия.

     

     

     

     

       

     Рис. 3 - Принципы функции организации

     Организация как функция менеджмента реализуется  через:

     • административно-оперативное  управление:

     – определение структуры предприятия;

     – распределение функций между  подразделениями;

     – установление ответственности (предоставление прав) между работниками аппарата управления;

     • оперативное управление:

     – периодическое или непрерывное  сравнение фактических результатов  с плановыми;

     – корректировка результатов.

     Формы организации производственных процессов – это концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование:

     Таблица 3 - Основные принципы рациональной организации производственных процессов

Принципы Определение Внимание на производственный процесс
Непрерывность Требование  движения предметов труда,при котором каждая послеследующая операция начинается сразу после окончания предшествующей Сокращение  потерь рабочего времени, обеспечение  минимальной длительности производственного  цикла
Параллельность Требования  одновременности выполнения отдельных операций и частей производственного процесса, обеспечиваемое за счет совмещения или перекрытия их длительностей Сокращение  межоперационных потерь рабочего времени, минимизация длительности производственного  цикла
Прямоточность Пространственное сближение рабочих мести однонаправленность движения предметов трудаот начальной до конечной операции Сокращение  транспортных перерывов, минимизация  длительности производственного цикла
Ритмичность Переодическая повторяемость определенных процессов  и их частей через строго установленные промежутки времени, чередования производственных процессов и их частей в заданной последовательности Повышение производительности труда, уровня использования производственной мощности предприятия
Пропорциональ-ность Согласованность всех элементов производственного процесса по производительности и производственной мощности Снижение потерь, рабочего времени, простоя оборудования, уменьшение незавершенного производства
 

     концентрация  – процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях, производствах, в регионах;

     специализация – выделение особого (специализированного) вида производства и создание нового производственного процесса, подразделения;

     комбинирование  – производство продукта ведется  из готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других переделов;

     кооперирование  – установление производственных связей между производителями на основе их специализации.

     Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.

     Особое  значение функция организации приобретает  в случаях, когда при выполнении принятых решений действия отдельных  исполнителей выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют оперативной организации работы. 

                                          1.3.Регулирование

     Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного  режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

     Содержание  регулирования как функции менеджмента  состоит в перераспределении  материально-технических и финансовых ресурсов, оперативном управлении ходом  производственного процесса. 
 
 
 

       

       

     

       

     Рис.4 - Принципы функции регулирования 

     Регулирование предполагает процесс выработки  корректирующих мер и реализации принятых организационно-технологических, экономических и технических  решений, обеспечивающих своевременное  и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

     Задача  регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью  обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.

     В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования:

     • реактивное – осуществляется, когда  не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;

     • упреждающее – проблема рассматривается  как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

     Процесс оперативного регулирования включает следующие этапы:

     –> информационную подготовку для принятия решения;

     –> разработку и принятие решений (формирование альтернативных вариантов, установление сроков выполнения, выбор исполнителей, обработка дополнительной информации, утверждение варианта решения, выделение ресурсов для его реализации);

     –> реализацию решения и контроль его  исполнения (необходимо организационное обеспечение решения, т.е. наличие ресурсов в распоряжении ответственных лиц, а также инструктивных материалов; информационное обеспечение, дающее возможность проводить согласованные действия всем исполнителям).

     Регулирование хода производства должно отвечать следующим требованиям:

     -опираться  на четкую организацию оперативного  планирования производства, непосредственным  продолжением которого оно является;

     -предполагать  непрерывность контроля и наблюдения  за ходом производства;

     -осуществлять  обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;

     -базироваться  на четкой ответственности и  преемственности оперативного руководства  производством.

     Функция регулирования в процессе управления производством выполняет роль гибкого  инструмента, с помощью которого ход производства непрерывно вводится в строгие рамки, предусмотренные планом.

     

     

       
 
 

     Рис.5 - Результат регулирования 

                                    1.4.Координация

     Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.

     Содержание  координации как функции менеджмента  состоит в том, чтобы своевременно принять меры по обеспечению равномерного хода производства и устранению «узких мест» из-за рассогласования в сроках поставки материалов, технологического оснащения.

     Эффективным средством достижения скоординированной  работы подразделений является проведение совещаний менеджеров, на которых  осуществляется согласование их деятельности по обслуживанию, материальному обеспечению производства.

     Оперативная координация работ состоит из этапов:

     –> выяснение причин отклонений от плановых заданий;

     –> определение состава дополнительных работ и производственных заданий  для их выполнения;

     –> определение резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ;

     –> уточнение распределения обязанностей и ответственности между менеджерами  различных уровней управления, призванным устранять возникшие отклонения в ходе производства. 

                                             1.5.Мотивация

     Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и  на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.

     Сущность  мотивации как функции менеджмента  состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами  и обязанностями и сообразуясь  с принятыми управленческими решениями.

     В зависимости от целей теории мотивации  можно разделить на три большие  группы:

     • содержательные, цель которых –  установить потребности работников и определить оптимальное для  них соотношение внутреннего  и внешнего вознаграждения;

     • процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения;

Информация о работе Функции и методы производственного менеджмента