Функции и методы производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - это совокупность принципов, методов и средств управления предприятием с целью повышения эффективности его производства и увеличения прибыли1.
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих целям.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
1. Функции производственного менеджмента……………………………..5
1.1. Планирование…………………………………………………………6
1.2. Организация………………………………………………………….10
1.3. Регулирование………………………………………………………..12
1.4. Координирование…………………………………………………….14
1.5. Мотивация…………………………………………………................15
1.6. Руководство…………………………………………………………..16
1.7. Контроль……………………………………………………………...17
2. Методы производственного менеджмента………………………….........22
2.1. Административные методы. ………………………………………..25
2.2. Экономические методы ……………………………………………..27
2.3. Социально-психологические методы ……………………………....29
Заключение……………………………………………………………………32
Глоссарий……………………………………………………………………...33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Содержание Васильева - копия.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Содержание

Введение………………………………………………………………………4

1. Функции производственного менеджмента……………………………..5

     1.1. Планирование…………………………………………………………6

     1.2. Организация………………………………………………………….10

     1.3. Регулирование………………………………………………………..12

     1.4. Координирование…………………………………………………….14

     1.5. Мотивация…………………………………………………................15

     1.6. Руководство…………………………………………………………..16

     1.7. Контроль……………………………………………………………...17

2. Методы производственного менеджмента………………………….........22

      2.1. Административные методы. ………………………………………..25

      2.2. Экономические методы ……………………………………………..27

      2.3. Социально-психологические методы ……………………………....29

Заключение……………………………………………………………………32

Глоссарий……………………………………………………………………...33

Список использованных источников………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение

     Менеджмент - это совокупность принципов, методов  и средств управления предприятием с целью повышения эффективности его производства и увеличения прибыли1.

     Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, с помощью  которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих целям.

     Умение  ставить и реализовать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У.Тейлор определял как искусство точно  знать, что предстоит сделать  и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом. Этим искусством должна обладать определённая категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органом или аппаратом управления.

     Менеджмент  предприятия предусматривает управление его разносторонней деятельностью, которая имеет объединяющую часть  – производство. Другие направления  деятельности предприятия предназначены  обеспечивать нормальную работу по производству продукции или оказания услуг.

     Некоторые авторы и специалисты в области  менеджмента производственный менеджмент предприятия представляют как финансово-экономическое  управления2. Оно основано на трёх китах: управление ассортиментом, себестоимостью и финансами. Все эти функции управления предприятием тесно связаны между собой благодаря постоянному обмену информацией, что позволяет видеть реальное положение дел в целом по предприятию. 
 

     1Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: учеб.пособие. М.: 2002, с.42.

     2Макаренко М.В., Махалина 0.М. Производственный менеджмент: учеб.пособие. М.: 1998, с.8.

                 1.Функции производственного менеджмента

       Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

     Функции – виды деятельности, с помощью  которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

     Функции управления бывают3:

     • общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

     • конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного  процесса;

     • специальные – подфункция конкретной функции.

     При этом объективно необходимые функции – это:

     -организационно-техническая  (согласование и координирование  деятельности в процессе производства);

     -социально-экономическая  (контроль за трудом, использованием  машин и механизмов).

     Любое предприятие рассматривается как  сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

     • ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

     • содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;

     • цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

     • стадии жизненного цикла продукта. 
 

     3 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2007, с.54

     Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля расширен сегодня до семи.

      Все эти функции должны рассматриваться  с позиций комплексного подхода.

       

     

     

       

     

       

     Рис.1 - Современные управленческие функции4. 

                                          1.1.Планирование

     Планирование  – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее  состояние объекта менеджмента  в текущие моменты времени.

     Содержание планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.

     Задачи  планирования:

     -обеспечение  целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

     -перспективная  ориентация и раннее распознавание  проблем развития.  

     4 К.Т. Дотзабаев, А.Т. Гритин, Г.К. Джурабаева. Производственный менеджмент. Москва: 2005г., с.62

     План  намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития;

     -координация  деятельности структурных подразделений  и сотрудников организации. Координация  осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;

     -создание  объективной базы для эффективного  контроля. Наличие планов позволяет  производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;

     -стимул (мотивация) трудовой активности  сотрудников. Успешное выполнение  плановых заданий- объект особого  стимулирования и основание для  взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;

     -информационное  обеспечение работников организации.  Планы содержат важную для  каждого участника его реализации  информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

     Необходимость планирования состоит в определении:

     -конечных  и промежуточных целей;

     -задач,  решение которых необходимо для  достижения целей;

     -средств  и способов решения задач;

     -требуемых  ресурсов, их источников и способов  распределения.

     В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации  и оперативной импровизацией  менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.

     Результатом процесса планирования в организации  является система взаимосвязанных  плановых документов – планов.

     План  – основа деятельности организации  любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

     По  форме планирование может быть:

     • перспективным {стратегическим): определение  главных целей деятельности на период более 5 лет;

     • среднесрочным: выбор средств для  выполнения целей на период от 1 до 5 лет;

     • текущим {оперативным): программа использования  ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.

     Таблица 1 - Принципы планирования

Принципы Краткая характеристика
Единство  научно-технических, социальных и экономических  задач развития организации. Находит выражение  в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в  критериях оценки плановых решений.
Научная обоснованность и оптимальность решения. Обеспечивается  применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использование методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации плановых решений, построение интегрированных систем подготовки и обработки данных.
Доминирование стратегических аспектов в планировании. Требует обязательного  использование специфических форм стратегического планирования на предприятии  и подчинения ему всех видов других оперативного планирования.
Комплексность планирования. Означает систему  увязки всех разрабатываемых на предприятии  планов.
Ресурсная сбалансированность планов Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях  предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов.
Гибкость  и эластичность планирования. Требует динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов, а также  способности сохранять необходимые  резервы и предусматривать плановые альтернативы.
Непрерывность планирования Находит своё наиболее полное выражение в концепции  скользящего планирования, в которой  благодаря периодическому продлению  планов долгосрочные укрепленные расчеты  сочетаются с краткосрочным детальным планированием.

Информация о работе Функции и методы производственного менеджмента