Функции и методы производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - это совокупность принципов, методов и средств управления предприятием с целью повышения эффективности его производства и увеличения прибыли1.
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих целям.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
1. Функции производственного менеджмента……………………………..5
1.1. Планирование…………………………………………………………6
1.2. Организация………………………………………………………….10
1.3. Регулирование………………………………………………………..12
1.4. Координирование…………………………………………………….14
1.5. Мотивация…………………………………………………................15
1.6. Руководство…………………………………………………………..16
1.7. Контроль……………………………………………………………...17
2. Методы производственного менеджмента………………………….........22
2.1. Административные методы. ………………………………………..25
2.2. Экономические методы ……………………………………………..27
2.3. Социально-психологические методы ……………………………....29
Заключение……………………………………………………………………32
Глоссарий……………………………………………………………………...33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Содержание Васильева - копия.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Интерес к более производительному труду  вызывается управленческой функцией мотивации. Мотивация заключается в создании условий для эффективной, творческой работы и поддержание постоянной заинтересованности в результатах труда, утверждении материальных и моральных стимулов к труду.

     Потребности людей делятся на первичные и  вторичные.

     Первичные – это врожденные физиологические потребности: дыхание, сон, пища.

     Вторичные вытекают из психологического состояния человека. Такими являются, например, потребности в уважении, успехе, власти. Они появляются с развитием интеллекта и приобретением жизненного опыта. Этим объясняется их многообразие.

     Являясь продуктом физиологического и психологического состояния человека, потребности выражаются в его поведении, поблуждают к определенным действиям. Побуждение проявляется в определенном поведении, которое ставит своей целью удовлетворение потребности. Когда эта цель  

     5 П.В. Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова. Менеджмент: управление организационными системами: учебн. пособие – М.: 2007. – 406 с.

достигнута, потребность может быть удовлетворена  полностью, частично или вовсе не удовлетворена.

     Степень удовлетворения потребности в данной ситуации влияет на поведение человека, если сложится похожая ситуация в будущем. Человек будет стремиться обязательно повторить то свое поведение, которое дало возможность максимально удовлетворить потребность в прошлом. Это состояние называется «Закон результата».

     Для осуществления мотивации, прежде всего, необходимо определить потребности  людей. А. Маслоу множество человеческих потребностей разделил на пять групп  по приоритетности их удовлетворения:

     1) физиологические – вода, еда,  жилище;

     2) безопасность и уверенность в  будущем. Защита от физических  и физиологических опасностей  и уверенность, что физиологические  потребности будут удовлетворены  в будущем;

     3) социальные – социальное признание,  взаимодействие, привязанность и  поддержка;

     4) уважение – самоуважение личные достижения, признание, уважение со стороны окружения;

     5) самовыражение – реализация своих  потенциальных возможностей.

     Первые  две группы – первичные потребности, остальные – вторичные, удовлетворить  которые человек стремится после удовлетворения первичных. В общей массе людей, в основном, выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя в конкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.

     Исследователь Д. МакКлелланд считал, что мотивация  должна основываться на трех потребностях: власти, успехе, причастности. Эта теория в какой-то мере схожа с теорией Маслоу. Так, потребность власти и успеха у Маслоу – это самовыражение и уважение. Потребность в причастности – это социальные потребности.

     Еще одна модель мотивации была разработана Ф. Герцбергом. Он выделил два фактора процесса побуждения себя и других к деятельности: гигиенические факторы и мотивации. Гигиенические факторы – это факторы окружающей среды. Герцберг утверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих факторов возникает ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то они ни на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразличен.

     К мотивациям Герцберг относит успех, продвижение по службе, признание  и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, но наличие побуждает к эффективной деятельности.

     Анализируя  все три теории, можно сделать  вывод, что применение их в практике управления безусловно дает положительный результат в целом. Но все же следует внимательно относиться к отдельным группам, отдельным типам людей и использовать предложенные теоретические положения с учетом конкретных условий и конкретной ситуации.

     Рассмотренные теории основаны на потребностях, удовлетворение которых влияет на поведение людей. Существует еще три процессуальных теории, в которых мотивация рассматривается  как процесс последовательных состояний. Это теория ожидания, теория справедливости и модель Портера – Лоулера.

     Теория  ожидания основана на том, как конкретная личность оценивает возможность  свершения ожидаемого события. По отношению  мотивации к труду теория ожидания рассматривает процесс: «затраты труда  – результаты – вознаграждение и удовлетворенность им». Мотивация будет эффективна только в том случае, когда на каждом этапе ожидание будет положительным. Если человек недостаточно удовлетворен вознаграждением, то мотивация будет ослаблена.

     Теория  справедливости основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношением этого вознаграждения к вознаграждению других людей, выполняющих аналогичную работу.

     Элементы  обеих процессуальных теорий объединяет теория мотивации, разработанная Портером и Лоулером. Модель содержит пят факторов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с модель результаты зависят от приложенных усилий, способностей работника, индивидуальных особенностей и осознания своей роли. Степени уверенности в том, что данный уровень усилий приведет к конкретному уровню ценности вознаграждения способствует приложение этих усилий. Модель ставит вознаграждение в зависимость от достигнутых результатов.

     Существуют  следующие основные методы менеджмента:

     - административные, основанные на принуждении;

     - экономические, основанные на материальной заинтересованности;

     - социально-психологические.

                       

                              2.1. Административные методы6

     Административные  методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

     Особенности этого метода:

     - они выражают прямое, директивное  воздействие на систему в целом  или на её элементы в отдельности.

     - дают возможность руководителю принимать однозначное решение, не позволяющее исполнителю выбирать между различными образами действий.

     - они основаны на обязательности  положений, директивных планов, постановлений,  распоряжений, указаний, приказов, инструкций, резолюций руководителя, не выполнение которых рассматривается как нарушение производственной дисциплины и влечёт за собой дисциплинарное взыскание 

6 Практикум по курсу «Менеджмент» / С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. – Ростов: Феникс, 2006. – 320 с.

     Эти методы характерны для экономике не рыночного типа, а для командно-административного.

     В рыночной экономике эти методы тоже применяются, но достаточно ограниченно  и не являются основными.

     Административные  методы по их роли в процессе управления подразделяются на:

     1. Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия в разработке и реализации таких организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно:

     а) положений общеорганизационного порядка, например положения о данном предприятии;

     б) структуры (организации) управления предприятием;

     в) штатного расписания и должностных  инструкций (функциональных обязанностей) по управлению предприятием;

     г) положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления, например положения об органах линейного, функционального и целевого управления.

     2. Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм, т. е. правил, и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Сегодня широко используются нормы выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения между различными технико-экономическими показателями и т. д.

     3. Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера – наиболее мягкая форма административного воздействия.

     4. Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений. Распорядительное воздействие может носить как письменный, так и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) применительно к занимаемой должности имеет свой «набор» таких воздействий и свою процедуру их реализации.

                            

                                 2.2.Экономические методы

     Экономические методы7 - эти методы характеризуют управление рыночного типа.

     Содержание  экономических методов:

           1. Экономический анализ – это  первоначальное изучение, исследование  экономических      процессов,  результатов их протекания в  прошлом, установление тенденций, выявление проблем.

     2. Планирование – это непрерывный  процесс установления или уточнения  и конкретизации целей и развития  всей организации и её структурных  подразделений, определение средств  их достижения, сроков и последовательности  реализации, распределения (выявления) ресурсов.

     Виды  внутрифирменного планирования:

     -период  планирования (долгосрочное, среднесрочное,  краткосрочное)

     - уровень планирования (организация  в целом, подразделения, проект, отдельные исполнители)

     - предмет планирования (производство, материалы, сбыт, персонал)

     - содержание планирования (продуктово-тематическое, ресурсное, объёмно-календарное) 
 

     7 Молотков Ю.И. Рабочая программа дисциплины  «Менеджмент» СГУПС 2009, с.68

     3.   Экономическое прогнозирование  – это научное предвиденье ходов событий, построение гипотез, сценария, модели экономических процессов, которые могут иметь место в будущем.

     Отличия прогнозирования от планирования:

     - планирование имеет директивный  характер, а прогнозирование- рекомендательный

     -горизонты планирования и прогнозирования различны

     - планы, как правило, однозначны, прогнозы – варианты 

     Методы  прогнозирования:

     - метод экстраполяции, т.е. перенос  каких-то устойчивых тенденций  на будущее время

     - методы экономико-математического  моделирования, эти модели могут быть применены в основном на микро-уровне  (в лучшем случае на уровне предприятия, а так на уровне его подразделения)

     - методы экспертных оценок, это  метод  получения из  специализированной  обработки прогнозных оценок  объекта путём систематизированного опроса специалистов в узкой области, в науке, технике или производстве.

Информация о работе Функции и методы производственного менеджмента