Функции и методы производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - это совокупность принципов, методов и средств управления предприятием с целью повышения эффективности его производства и увеличения прибыли1.
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих целям.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
1. Функции производственного менеджмента……………………………..5
1.1. Планирование…………………………………………………………6
1.2. Организация………………………………………………………….10
1.3. Регулирование………………………………………………………..12
1.4. Координирование…………………………………………………….14
1.5. Мотивация…………………………………………………................15
1.6. Руководство…………………………………………………………..16
1.7. Контроль……………………………………………………………...17
2. Методы производственного менеджмента………………………….........22
2.1. Административные методы. ………………………………………..25
2.2. Экономические методы ……………………………………………..27
2.3. Социально-психологические методы ……………………………....29
Заключение……………………………………………………………………32
Глоссарий……………………………………………………………………...33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Содержание Васильева - копия.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     4. Программно-целевое планирование  – разработка и принятие экономических  и социальных целевых комплексных  программ.

     Это предполагает следующую последовательность:

     -постановка сложной и комплексной проблемы

     -формирование  главной цели, под цели различного  уровня

     - постановка задач

     - разработка системы мероприятий

     -целевое  исследование ресурсов

     - установление исполнителей

      - оценка полученного эффекта

     Для наглядности обычно строится дерево целей. Это графическое изображение связи между целями и средствами их достижения.

     5. Организовывание – это упорядоченье, согласование, регламентация действий  исполнителей, участвующих в общей  работе.

     Экономическое управление требует ясности и полноты информации не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и административные методы управления по сути неразрывны, образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к конечной его цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путем. К сожалению, этих двух методов оказывается недостаточно.

     Для того чтобы наиболее полно реализовать  возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивидуальные особенности психики работающих, применяются так называемые социально-психологические методы управления.  

                 2.3.Социально-психологическим методам

     Социально-психологическим  методам8 управления во многом обязана своими успехами в 70–80-х годах нашего века японская промышленность; они составляют, по сути, основу так называемого «японского опыта». Исходным моментом системы управления на современных японских предприятиях является тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работающих, создание таких условий, при которых каждый из них на всем протяжении этой деятельности был бы кровно заинтересован в конечном результате работы предприятия, т. е. в первую очередь – в качестве продукции. Отсюда и практика «пожизненного найма» рабочих на ряде заводов, и участие персонала в прибылях предприятия, и личная ответственность за качество продукции, и продуманная система материального и морального стимулирования, включающая не только зарплату, но и получение жилья, пенсий и т. д.

     Среди социально-психологических методов управления исходными  
 

     8 Поршнева А.Г. Управление организацией., Учебник., М., Инфра-М., 2009, с.98

являются  выявление и учет психологических  особенностей каждого члена трудового  коллектива, а также поведения  всего коллектива в целом. Эта работа должна систематически производиться каждым руководителем как самостоятельно, так и с привлечением специалистов – социологов и психологов – на основе таких способов анализа, как анкетирование, тестирование, хронометрия, наблюдение, опросы, интервью.

     Важнейшими  социально-психологическими методами управления являются изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении.

     Целый ряд социально-психологических методов  прямо или косвенно направлен  на повышение творческой активности и инициативы всех работающих на предприятии. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия. Как уже сказано, интересные примеры широкого и результативного использования таких методов дает японская промышленность. Иностранные наблюдатели отмечают, что для любого работника там характерны чрезвычайная привязанность к своему предприятию, заинтересованность в его делах, гордость за получаемые конечные результаты деятельности. Японский рабочий или инженер, представляясь (даже в неслужебной обстановке), прежде чем назвать свое имя и фамилию, называет предприятие, на котором работает. Тут есть над чем подумать и нам.

     К этой же группе социально-психологических  методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы и рациональное использование различных форм коллективного и индивидуального морального стимулирования. Здесь тоже не следует пренебрегать интересным зарубежным опытом. Например, одна крупная американская фирма, производящая компьютеры, в своем главном здании на огромном стенде поместила... весь многотысячный персонал предприятия. Смысл этой своеобразной «Доски почета» ясен – сам факт работы на этом передовом предприятии почетен.

     Переход к экономическому управлению, выдвижение на первый план методов, учитывающих  глубокие внутренние интересы работающего, приоритет материального стимулирования не означают отказа от воспитательных методов. Среди них сегодня следует обратить внимание на широкое вовлечение трудящихся в управление, для которого появились невиданные ране возможности. С этим неразрывно связана работа по развитию у всего персонала предприятия демократических навыков управления, гласности, культуры ведения конструктивных дискуссии, смелости критики, терпимости к инакомыслию, поощрению плюрализма мнений. 

     Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства всех трех групп методов – экономических, административных, социально-психологических. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты – эффективными, полезными обществу и каждому из нас. Но главные из этих методов, как уже отмечалось, – методы экономические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Заключение

     Менеджмент — управление социально-экономическими системами, в том числе производственными. В более широком смысле означает разработку, создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней.

     Основная  цель менеджмента — достижение высокой  эффективности производства, лучшего  использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

     Основные  функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

     Методы  управления - это способы осуществления  функций управления, применяемые  для постановки и достижения ее целей.

     Методы  позволяют сформировать систему  правил, приемов и подходов, сокращающих  затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей.

     В системе методов управления персоналом выделяют: административные методы, экономические методы, социально-психологические методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Глоссарий

     Административные  методы управления – это способы воздействия на людей, основанные на использование организационных отношений между ними.

     Анализ  – управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.

     Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.

     Контроль  – наблюдение за ходом происходящих процессов, сравнение их параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений.

     Координирование – согласование действий, путём установления между ними гармоничных связей, на основе рациональности, чёткости, взаимодействия исполнителей, оперативности и надёжности.

     Менеджмент  - это совокупность принципов, методов и средств управления предприятием с целью повышения эффективности его производства и увеличения прибыли.

     Методы  управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

     Мотивирование – разработка и исполнение стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их высоко результативному труду.

     Организовывание – определяется совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является объединение людей, для совместной деятельности.

     План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

     Планирование  – выработка стратегических, тактических, оперативных целей деятельности, т.е. это процесс выработки множества взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности организации.

     Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние.

     Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

     Социально-психологические методы управления – эти методы основаны на убеждении моральном и нравственном воздействии на людей.

     Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующая организация работ.

     Экономические методы управления – предполагают косвенное воздействие на его объект, в основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда.

     Экономическое прогнозирование – это научное предвиденье ходов событий, построение гипотез, сценария, модели экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. 
 
 
 
 
 

                          
 
 
 

                       Список использованных источников

     1. Дотзабаев К.Т., Гритин А.Т., Джурабаева Г.К. Производственный менеджмент. Москва: 2005г., с.62

     2. Левина С.Ш., Турчаева Р.Ю.  Практикум по курсу «Менеджмент». Ростов: Феникс, 2006.  с.320

     3. Махалина 0.М. Производственный менеджмент: учеб.пособие. М.: 1998, с.8.

       4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2007, с.54

     5. Молотков Ю.И. Рабочая программа дисциплины  «Менеджмент» СГУПС 2009, с.68

     6. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: учеб.пособие. М.: 2002, с.42

     7. Поршнева А.Г. Управление организацией., Учебник., М., Инфра-М., 2009, с.98

     8. Фахутдинов Р.А. Производственный менеджмент. С-Пб.: Питер, 2006

     9. Шепеленко И.Г. Организация и планирование производства на предприятии. М.: МарТ, 2006

     10. Шеметов П.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. Менеджмент: управление организационными системами: учебн. пособие – М.: 2007.  с.406

Информация о работе Функции и методы производственного менеджмента