Функции и методы производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - это совокупность принципов, методов и средств управления предприятием с целью повышения эффективности его производства и увеличения прибыли1.
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения результатов, соответствующих целям.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
1. Функции производственного менеджмента……………………………..5
1.1. Планирование…………………………………………………………6
1.2. Организация………………………………………………………….10
1.3. Регулирование………………………………………………………..12
1.4. Координирование…………………………………………………….14
1.5. Мотивация…………………………………………………................15
1.6. Руководство…………………………………………………………..16
1.7. Контроль……………………………………………………………...17
2. Методы производственного менеджмента………………………….........22
2.1. Административные методы. ………………………………………..25
2.2. Экономические методы ……………………………………………..27
2.3. Социально-психологические методы ……………………………....29
Заключение……………………………………………………………………32
Глоссарий……………………………………………………………………...33
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Содержание Васильева - копия.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     • параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.

     Для успешной мотивации сотрудников  руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и производительности труда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать интересам и способностям работника. 

                                         1.6.Руководство

     Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов. 
 
 
 
 

     

     

       

     

       

       Рис.6 - Типы власти 

     Содержание  руководства как функции менеджмента  состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть – возможность влиять на поведение других людей.

     Эффективному  менеджеру власть необходима, но эффективный  менеджер никогда не будет проявлять  свою власть в приказной манере, ожидая беспрекословного подчинения.

     Власть  – это возможность влиять на поведение других.

     Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.

     Существуют  две формы влияния, которые могут  побудить исполнителя к более  активному сотрудничеству:

     -убеждение;

     -участие  сотрудников в управлении.

     Для эффективного использования влияния  менеджеру необходимо выполнять  ряд условий:

     • потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной;

     • человек, на которого влияют, должен рассматривать  влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности;

     • человек, на которого влияют, должен ожидать  с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;

     • человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

     Особенно  эффективным является влияние лидера, признанного коллективом. Применительно  к управлению лидерство – это  способность оказывать влияние  на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. 

                                             1.7.Контроль

     Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям.

     Контроль  – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

     Содержание  контроля как функции менеджмента  заключается в своевременном  обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

     Контроль  – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.

     Задачи  контроля:

     - сбор и систематизация информации  о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);

     -оценка  состояния и значимости полученных  результатов деятельности, выявление  отклонений от стандартов –  плановых заданий, нормативов (функция  – оценка);

     -анализ  причин отклонений и дестабилизирующих  факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);

     -прогнозирование  последствий сложившейся ситуации  и обоснование необходимости  принятия корректирующих воздействий.

     Значение  контроля:

     -завершает  управленческий цикл и связывает  результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента;

     -производится  корректировка ранее принятых  решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных  условий их выполнения, т.е. осуществляется  обратная связь в управленческом цикле.

     Процесс контроля включает:

     -установку  стандартов, выработку критериев  оценки;

     -изменение  фактических результатов;

     -принятие  необходимых корректирующих действий.

     По  форме осуществления контроль может  быть:

     -внутренним  – система контроля организуется предприятием самостоятельно;

     -внешним  – контроль со стороны внешних  контрольных органов, вышестоящей  организации, государственных органов  и т.д. 

     

     

       

     

       

     Рис.7 - Принципы функции контроля 

     Эффективная система контроля характеризуется:

     –> стратегической направленностью;

     –> ориентацией на результаты;

     –> соответствием контролируемому  виду деятельности;

     –> своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;

     –> экономичностью и простотой.

     Учет  – управленческая деятельность по финансированию состояния объекта управления с начального до конкретного момента времени.

     Содержание  учета как функции менеджмента  состоит в учете выполнения производственной программы, наличии материальных и  финансовых ресурсов и т.д.

     По  виду учет делится на:

     • оперативный – текущее управление определенными видами хозяйственной  деятельности или отдельными операциями;

     • финансовый (бухгалтерский) – информация о кругообороте всех средств и  ресурсов в процессе хозяйственной  деятельности предприятия;

     • статистический– дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, не имеющих стоимостной оценки; может  быть сплошным и выборочным.

     Таблица 4. Характеристика основных видов контрольной деятельности.

Вид контроля Содержание
Предварительный Производится  до принятия решения по тому или  иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий Осуществляется  в процессе исполнения принятых решений плановых заданий. Назначение - своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме, нужного качества и в установленные сроки. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный Осуществляется  после реализации решения для  проверки правильности его исполнения.
Стратегический Предусматривает учет, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развития организации. Объектами выступают жизненно важные аспекты политики организации: маркетинг, научно-технические прогнозы, продуктово-тематический портфель.
Оперативный Нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами выступают: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты предприятия.
Финансовый Ориентирован  на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой организационной структурой. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние организации (платежеспособность и ликвидность).
 

     Анализ  – управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков.

     Содержание  анализа как функции менеджмента  состоит в изучении выполнения производственной программы, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

     Цели  экономического анализа:

     -определить  эффективность производственно-сбытовой  деятельности предприятия;

     -выявить  направления деятельности на  текущий и перспективный периоды.

     Анализ  может быть внешним и внутренним.

     Внешний характеризует:

     -имущественное  состояние предприятия;

     -финансовую  устойчивость;

     -платежеспособность;

     -рентабельность  деятельности;

     -привлечение  источников капитала;

     -отношения  предприятия с внешней средой.

     Внутренний  характеризует:

     -формирование  прибыли;

     -структуру  себестоимости;

     -ценовую  политику;

     -себестоимость  по видам продукции;

     -характер  ответственности должностных лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 
 
 
 
 
 
 
 

                       2. Методы производственного менеджмента

     Методы  управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей5.

     Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

Информация о работе Функции и методы производственного менеджмента