Функции и методы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

Оглавление

Введение 2
1. Функции менеджмента. 3
1.1. Прогнозирование и планирование 3
1.2. Функция организации 5
1.3. Мотивация и стимулирование 7
1.4. Контроль 9
1.5. Координация и регулирование 10
2. Основные методы менеджмента 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 153.62 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение 2

1. Функции менеджмента. 3

1.1. Прогнозирование и планирование 3

1.2. Функция организации 5

1.3. Мотивация и стимулирование 7

1.4. Контроль 9

1.5. Координация и регулирование 10

2. Основные методы менеджмента 10

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Сегодня наше общество осуществляет  исключительно трудную, во многом  противоречивую перемену. В социально-политической  жизни это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от  административно-командной системы  к рынку. Такие изменения в  обществе, в экономике, во всем  нашем жизненном укладе сложны  тем, что они требуют изменения  нас самих.

  Важная часть этого изменения,  как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства  менеджмента.

Менеджмент - современная система  управления предприятием, действующая  в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути, является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. [14]

В экономике  формируются, функционируют и развиваются  различные объекты, как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами управления горизонтальных рыночных структур.

Следовательно, управление - это координация усилий коллектива людей для достижения определенных целей.

Таким образом, все компании, фирмы и  предприятия на определенном этапе  столкнулись с имеющей большое  значение проблемой эффективного управления.

 

  1. Функции менеджмента

 

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект  управления воздействует на управляемый  объект.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально  – экономической системы. Функция  менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей  подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка  управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. [3]

    1. Прогнозирование и планирование

 

Экономическое прогнозирование – это предвидение  хода экономического развития на предстоящий  период для конкретной организации.

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно  достичь и какими рычагами, сообразуясь  со временем и пространством.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке  и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

  • цели и задачи  – на современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства;
  • пути и средства – для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий;
  • ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами;
  • пропорции – Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности;
  • организация выполнения плана и контроль – устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества. [8]

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие  тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего  будет поведение конкурентов. Главная  задача планирования на этом уровне состоит  в том, чтобы определить, как организация  будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний  уровень) – это определение промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического  планирования лежат идеи, которые  были рождены при стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты  деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. [6]

Эффективность планирования зависит  от того, какими принципами руководствуются  при составлении планов:

  1. полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации;
  2. точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов;
  3. ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации;
  4. непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс;
  5. экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования. [1]
    1. Функция организации

 

Реализация  планов требует организации, которая  представляет следующий этап менеджмента.

Под организацией понимается процесс:

  • определение рациональных форм разделения труда;
  • распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
  • разработки структуры органов управления;
  • регламентация функций, подфункций, работ, операций;
  • установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
  • подбора и расстановки кадров. [7]

Функцию организации можно рассматривать  в двух аспектах: во-первых, как процесс  создания системы, во-вторых, как процесс  ее совершенствования, упорядочения.

Организация работ – функция, которую  должны осуществлять все руководители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит  в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали  и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом  почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать  такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям  и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  распределять и направлять усилия своих  сотрудников.

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.

Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов:

Принцип разделения труда. Основной смысл  – все виды деятельности предприятия  должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и  побуждениям сотрудников, которые  будут их выполнять. Для преодоления  отрицательных последствий узкой  специализации труда, целесообразно  расширение зоны труда, ротация (чередование) работ и привлечение сотрудников  к принятию касающихся их решений (стратегия  участия).

Скалярный принцип. Относится к  цепочке прямых должностных отношений  руководителей и подчиненных  в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной  властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего  управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.

Принцип диапазона управления. Для  каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.

Еще одной важной характеристикой  организации управления является уровень  централизации (децентрализации)  полномочий (власти).

Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация  – передача прав низшим уровням  управления. [10]

    1. Мотивация и стимулирование

 

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для  достижения личностных целей и целей  организации.

Теории мотивации основаны на определении  потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание  отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

К числу таких теорий относят теории Мак Клелланда (рис.2) и Ф.Герцберга (рис.3) и А. Маслоу (рис.1):

  1. потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение);
  2. поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность;
  3. после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. [2]

Рисунок 1 – Иерархия потребностей в теории А. Маслоу.


Рисунок 2 – Теория Мак Клелланда

 

Рисунок 3 – Теория Герцберга

Потребности делятся на гигиенические  факторы и мотивации:

  1. наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
  2. мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и Мак Клелланда, активно воздействуют на поведение человека;
  3. для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть  в сущность проблемы. [4]

В связи с тем,  что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

  1. установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;
  2. создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;
  3. активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.

Таким образом, мотивация зависит  от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу. [1]

    1. Контроль

 

Контроль, как правило, ассоциируют  с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление  о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. В сомом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль – одна из ведущих функций  управления. Существует множество формулировок определений  функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс  обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос. [13]

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать  деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет  фиксировать ошибки, сознательные и  несознательные нарушения  и исправлять их до того, как они возникнут  на пути достижения цели. Вместе с тем  контроль позволяет определить, какая  деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

Эффективное сочетание различных  видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды –  залог успешного функционирования организации.

Информация о работе Функции и методы менеджмента