Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:52, реферат
В последние годы менеджмент организации претерпевает в России значительные изменения, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в различных областях экономики. Динамичные изменения организационно-правовых условий бизнеса в стране, усиление конкуренции и повышение требований к качеству продукции и сервиса убедительно свидетельствуют о том, что только эффективный практический менеджмент способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие организации.
Под практическим менеджментом авторы понимают систему профессиональных знаний, умений и навыков руководителей различного уровня, используемых ими в практической деятельности для решения стратегических, тактических и оперативных задач управления организацией.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Функции менеджмента……………………………………………………..….5
1.1. Прогнозирование и планирование………………………………………….6
1.2. Функция организации………………………………………………………..9
1.3. Мотивация и стимулирование……………………………………………..11
1.4. Контроль…………………………………………………………………….16
1.5. Координация и регулирование……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………..27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Функции менеджмента……………………………
1.1. Прогнозирование и планирование………………………………………….6
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В последние годы менеджмент
организации претерпевает в России
значительные изменения, превращаясь
в реальный фактор развития бизнеса
в различных областях экономики.
Динамичные изменения организационно-
Под практическим менеджментом авторы понимают систему профессиональных знаний, умений и навыков руководителей различного уровня, используемых ими в практической деятельности для решения стратегических, тактических и оперативных задач управления организацией.1
Приведу несколько определений менеджмента, взятых из различных источников.
Необходимо отметить, что
употребляя понятие «менеджмент», мы
следуем давно установившейся традиции
в мировой литературе по управлению,
дающей ему очень широкую трактовку.
Так в фундаментальном
В словаре иностранных
слов менеджмент переводится на русский
язык как управление производством
и как совокупность принципов, методов,
средств и форм управления производством
с целью повышения
1 - Казанцев А.К. Основы
менеджмента: практикум:
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.2
По мнению Питера Ф.Друкера
, управление представляет собой особый
вид деятельности, превращающий неорганизованную
толпу в эффективную
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.4
В учебном пособии «Менеджмент организаций» под редакцией доктора экономических наук, профессора З.П.Румянцевой, доктора экономических наук, профессора Н.А.Соломатина дается следующее понятие. «Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям».5
2 - Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Перевод с английского. - М.: Дело, 1998. – 800 с., с.48
3 - Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури
Ф. Основы менеджмента:
4 - Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд.: Новое знание, 2002. – с. 23
5 - «Менеджмент организаций» под ред. З.П.Румянцева, Н.А. Соломатина. М. 1997 г. с. 11
Сегодняшнее понятие менеджмент, отмечает доктор экономических наук, профессор В.Р.Веснин имеет ряд значений.
«Во-первых, это хозяйственное
управление организацией, действующей
в условиях рынка в «автономном
плавании», связанное с необходимостью
поиска путей ее развития и принятия
оперативных решений по любым, самым
неожиданным и сложным
Во-вторых, под менеджментом
понимается управление некоторой самостоятельной
сферой хозяйственной деятельности.
Так, в настоящее время широкое
распространение получил
В-третьих, понятием «менеджмент»
в настоящее время
В-четвертых, менеджмент –
учебная дисциплина, преподавание которой
в колледже одного из городов США
начал в 1881 году, некий Джозеф Вартон
и которая сегодня составляет
важнейший элемент подготовки любого
специалиста, а как самостоятельная
специальность высшего и
В-пятых, наконец, менеджмент, представляет
собой совокупность научных знаний
и практического опыта в
Составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации являются функции менеджмента.
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:
6 - Веснин В.Р. «Основы
менеджмента». Курс лекций для
студентов высших учебных
- планирование;
- организовывание;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
1.1. Прогнозирование и планирование.
Итак, первой и одной из самых важный функций является планирование и прогнозирование. Все мы планируем постоянно. Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы
По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.
Планирование (прогнозирование) заключается
в систематическом поиске возможностей
действовать и в
Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.7
В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого
7 - Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с.185
результата, предусматривает следующее:
Существует три основных типа планирования.
Стратегическое планирование
(высший уровень) – это попытка
взглянуть в долгосрочной перспективе
на основополагающие составляющие организации;
оценить, какие тенденции наблюдаются
в ее окружении; определить, каким
вероятнее всего будет
Тактическое планирование (средний
уровень) – это определение
Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Эффективность планирования
зависит от того, какими принципами
руководствуются при
Приведу сравнение отношения западных и русских менеджеров к планированию.
«Среди русских менеджеров мне неоднократно приходилось слышать следующее выражение стратегии компании: “Надо надеяться на лучшее, а готовиться к худшему”. Когда я попытался выяснить, как к такому варианту относятся западные менеджеры, то оказалось, что здесь используется совсем иная методика.
Мне было сказано, что “вообще-то говоря, у нас есть план на случай неудачи, но он серьезно не прорабатывается по причинам мотивации»[9].
С целью повышения