Функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

В последние годы менеджмент организации претерпевает в России значительные изменения, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в различных областях экономики. Динамичные изменения организационно-правовых условий бизнеса в стране, усиление конкуренции и повышение требований к качеству продукции и сервиса убедительно свидетельствуют о том, что только эффективный практический менеджмент способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие организации.

Под практическим менеджментом авторы понимают систему профессиональных знаний, умений и навыков руководителей различного уровня, используемых ими в практической деятельности для решения стратегических, тактических и оперативных задач управления организацией.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Функции менеджмента……………………………………………………..….5

1.1. Прогнозирование и планирование………………………………………….6

1.2. Функция организации………………………………………………………..9

1.3. Мотивация и стимулирование……………………………………………..11

1.4. Контроль…………………………………………………………………….16

1.5. Координация и регулирование……………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат ГОТОВ.docx

— 63.42 Кб (Скачать)

Контроль, как правило, ассоциируют  с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление  о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.

В сомом общем виде контроль можно  представить  как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых  результатов с запланированными.12

Контроль – одна из ведущих  функций управления. Существует множество  формулировок определений  функции  контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения  достижения организацией своих целей.

Контроль способствует успешному  функционированию предприятия. Без  контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет  скорректировать деятельность организации  для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать  ошибки, сознательные и несознательные нарушения  и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет  определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.13

Систему контроля за принятым решением можно подразделить на несколько  видов контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • заключительный;

12 -  Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд.: Новое знание, 2002. – с. 79)

13 - Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с.197)

  • с обратной связью;
  • по стандартам;
  • по показателям результативности;
  • по показателям допустимых отклонений [11].

Эффективность контроля зависит от многих факторов, но прежде всего,  от временного аспекта, на стадии которого осуществляется предварительный, текущий  и заключительный контроль, и диапазона  контроля, предполагающего организацию  контроля по всем фазам управленческой системы контроля (планирование, разработка оргструктур, мотивация и т.д.). В  соответствии с данным выше делением системы контроля на отдельные виды контроля направленность и целесообразность проведения предварительного контроля продиктована следующими обстоятельствами:

Основными функциями предварительного контроля можно считать разработку процедур и правил поведения работников в процессе реализации принятых планов. Обязательное выполнение этих правил условие для всех работников при осуществлении контроля во всех областях деятельности по управлению материально-сырьевыми, финансовыми ресурсами и живым трудом.

Предварительный контроль в управлении живым трудом (людьми) состоит в анализе деловых качеств работников, их профессионально-квалификационных качеств, необходимых для выполнения конкретных функциональных обязанностей.

Предварительный контроль в области управления материально-сырьевыми  ресурсами предусматривает предварительный входной контроль всех материально-сырьевых ресурсов, поступающих на предприятие для осуществления производственной деятельности как внутри страны, так и за рубе-жом по действующим стандартам, тогда как предварительный контроль в области финансовых ресурсов осуществляется путем анализа финансового состояния через бюджет, который предусматривает предельные ассигнования по статьям затрат.

Текущий контроль осуществляется в процессе производственно-хозяйственной деятельности, по всей цепи иерархии управления и направлен на предупреждение возможных отклонений в производственном процессе и возможных трудностей.

В системе контроля важное место  занимает система обратной связи, которая  позволяет менеджерам всех уровней  управления своевременно выявить непредвиденные ситуации и корректировать свои действия, чтобы максимально избежать нежелательных  отклонений.

По мнению М.Мескона, все системы  контроля обратной связи состоят  из 5 главных элементов:

  • имеют цели;
  • используют внешние ресурсы;
  • преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования;
  • следят за значительными отклонениями от намеченных целей;
  • корректируют эти отклонения.

Заключительный контроль, в отличие от текущего, применяется по результатам производственной деятельности, когда продукция уже изготовлена и нужно только сравнить полученные результаты с требуемыми.

Для процесса контроля необходима разработка определенной процедуры, т.е. выработка  стандартов и критериев, анализ реальных результатов и корректирующих мер.

1.5. Координация и регулирование.

Сущность этой функции  заключается в обеспечении согласованности  действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования  установленного режима работы производственного  механизма. При помощи этой функции  решаются задачи, связанные с разделением  труда в аппарате управления и  упорядочением  системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Цели координации и  регулирования – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного  режима работы.14

Регулирование – деятельность по поддержанию в динамической системе  управления производством заданных параметров. Она определяется задачей  сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так  и в подсистеме управления. Эта  как раз та функция, которая связывает  систему управления с внешней  средой.

Координация – функция  процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и  непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь  всех функций. Главная задача координации  – достижение согласованности в  работе всех звеньев организации  путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.15

Все перечисленные функции  не просто составляют единое целое. Они  переплетены друг с другом, проникают  друг в друга так, что порой  их трудно разделить.

Необходимо отметить, что  функции менеджмента реализуются  с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких  методов, а именно: организационные, административные, экономические, социально-психологические. Коротко ознакомимся с ними.

Суть организационных  методов состоит в том, что  прежде чем какая-то деятельность будет  осуществляться, она должна быть соответствующим  образом организована – спроектирована, сориентирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими

14 -  Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 191

15 - Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – Изд. ОЛБИС,2002. – с. 96

правилами поведения для  персонала. Другими словами, необходимо сначала создать фирму, расставить по местам людей, дать им задания, показать как действовать и уже после  этого руководить их действиями. Таким  образом организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые  условия, а следовательно, являются пассивными, составляют базу трех остальных  – активных групп методов.

Исторически раньше других появились административные методы. По-другому они называются методами властной мотивации и сводятся прежде всего к открытому принуждению  людей к той или иной деятельности. Наиболее широкое распространение  в настоящее время они имеют  в армии и других подобного  рода структурах. Условием применение этих методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. На практике эти методы реализуются  в виде конкретных безвариантных  заданий, допускающих минимальную  самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается  на руководителя, отдающего распоряжения.

Однако, в результате значительного  усложнения форм деятельности, потребовавшего от людей оперативного решения многих возникающих проблем, административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Возникла необходимость  использования других методов, которые  позволяли бы исполнителям самим  проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и отвечать за принятые решения. И такие методы появились  в начале ХХ века, благодаря усилиям  основоположника научного менеджмента, американского инженера Фредерика  Тейлора. Они получили название экономических.

В основе экономических методов  лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда. Исполнителю устанавливается  только цель и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее выгодные для него пути их достижения. Проявленная им инициатива, выгодная не только для него, но и для фирмы, своевременное и качественное выполнение (а в иных случаях и перевыполнение) заданий каждый раз вознаграждаются, прежде всего, с помощью денежных выплат.

Но экономические методы тоже быстро показали свою ограниченность, особенно при управлении деятельностью  лиц интеллектуальных профессий, для  которых деньги не самый главный  стимул работы. И тут на помощь (в 20-х годах ХХ века) пришли социально-психологические  методы. Они сводятся к двум направлениям: во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата  в коллективе, способствующего большей  отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей; во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющему обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.

Вышеизложенные методы реализуются  в соответствии с определенными  принципами, то есть правилами. Принципов  может быть много, но мы рассмотрим лишь наиболее важные.

Главным принципом в международной  практике считается принцип –  научность, в сочетании с элементами искусства. Следуя этому принципу, менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук и  в то же время должен постоянно  импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации и к людям, что помимо знаний предполагает владение искусством межличностного общения, умением  найти выход из, казалось бы, безвыходной  ситуации.

Управленческий процесс  должен подчиняться принципу целенаправленности, то есть быть всегда ориентированным  на решение конкретных проблем, осуществляться не «просто так», а ради чего-то определенного.

Другим принципом менеджмента  должна быть функциональная специализация  в сочетании с универсальностью. Суть его состоит в том, что  к каждому объекту управления имеется свой подход, учитывающий  его специфику. Так группой ученых нельзя руководить так же, как сотрудниками ресторана, а группой спортсменов  по аналогии с воинским подразделением. Но поскольку во всех этих случаях  имеет место руководство людьми как таковыми, то должен существовать некий универсальный подход к  ним, безразлично – кто они, солдаты  или академики, спортсмены или чиновники.

Любой управленческий процесс  строится в соответствии с принципом  последовательности. Согласно ему элементы или стадии управленческого процесса должны следовать друг за другом в  определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем  уже обдумывать его правомерность.

Одним из важнейших принципов  управления считается обеспечение  соответствия прав, обязанностей и  ответственности каждого звена  системы управления. Избыток прав по сравнению с обязанностями  приводит к управленческому произволу, а их недостаток парализует деловую  инициативу, так как проявление излишней активности может грозить крупными неприятностями.

К принципам менеджмента  относится обеспечение общей  заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед  фирмой, путем материального и  морального поощрения отличившихся работников, а так же максимального  вовлечения исполнителей в процесс  подготовки решений на самых ранних стадиях работы над ними. Это так  же один из основополагающих принципов  менеджмента, базирующийся на том, что  решения, в которые вложен собственный  труд и идеи, будут реализовываться  с большей заинтересованностью, чем спущенные сверху.

Нельзя не отметить и такой  принцип менеджмента как всемерное  обеспечение состязательности участников. Речь идет не только о стремлении выполнить  лучше других, порученное дело, что  должно всячески стимулировать поощрения  конкуренции при замещении должностей в сфере управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, цель нашей работы достигнута, вследствие чего можно сделать ряд  выводов.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим  условием управления социальными и  социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента  являются:

Информация о работе Функции менеджмента