Методы производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Целями применения методов производственного менеджмента на предприятии являются:
а) высокая эффективность деятельности производственного предприятия;
б) активная деятельность каждого работника;
в) чёткая организация производственной и управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 26.99 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Производственный менеджмент, являясь современной системой управления предприятием, которая действует в условиях рыночной экономики, имеет своей целью создавать условия, необходимые для успешной работы и развития производственно-хозяйственной деятельности. Успешное управление хозяйственной деятельностью предприятия предполагает постоянную кропотливую работу, направленную на поиск и формирование новых возможностей, которые предоставляет внешняя среда и, которые формируются самим предприятием, умение находить и использовать ресурсы самых разнообразных источников для решения поставленных задач, тем самым стремясь при минимальных затратах получить максимально возможный результат.

             Процесс управления содержит большое количество различных подходов, приемов и способов, которые позволяют организовать эффективное выполнение функций производственного менеджмента, его этапов и операций, необходимых для принятия решений. Другими словами реализация основных функций осуществляется с помощью методов производственного менеджмента.

С помощью методов производственного менеджмента, представляющих собой способы целенаправленного воздействия на коллектив или отдельного работника, осуществляется побуждение подчиненных к труду и росту результативности. Именно рычагом, с помощью которого можно добиться, чтобы каждый работающий на предприятии делал то, что нужно для достижения общей цели труда и является совокупность методов производственного менеджмента.

Целями применения методов производственного менеджмента на предприятии являются:

а) высокая эффективность деятельности производственного предприятия;

б) активная деятельность каждого работника;

в) чёткая организация производственной и управленческой деятельности.

Методы производственного менеджмента

На сегодняшний день выделяется четыре основные группы таких методов: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

  1. Организационные методы производственного  менеджмента призваны создать условия, при которых функционирование предприятия будет наиболее эффективным. Другими словами, перед началом ведения какой-либо деятельности необходимо правильно её организовать, то есть спроектировать, урегулировать, снабдить необходимыми инструкциями и правилами, которые должны быть нацелены на регулирование поведения персонала и их работы. Организационные методы составляют необходимую основу для остальных групп методов, таким образом, являясь пассивными по отношению  к ним [5].

Организационные методы разделяют на:

— организационно-регламентирующие, к ним относят правовые и нормативные методы;

— организационно-распределительные, включают в себя подготовку и принятие решений в виде приказов и распоряжений, контроль исполнения принятых решений.

  1. Административные методы производственного менеджмента применяются в случаях, когда отклонения от установленных

способов решения задач и произведения конкретных операций недопустимы. Базируются такие методы на законодательстве всех уровней, а также на нормативных актах и методических документах, разработанных внутри компании, принятых программах, планах и заданиях. С помощью административных методов определяют место отдельных работников и их групп на предприятии, их права, обязанности и мера ответственности, способы управления их действиями в трудовом процессе.

Рассматриваемые методы предполагают такие действия как:

- оказание прямого воздействия на волю людей - это выражается в однозначности отдаваемых распоряжений и в их обязательном выполнении;

- требование наличия и использования эффективной системы контроля выполнения заданий;

- выполнения строго определенных  действий;

- установление строгой дисциплины в организации;

- обеспечение выбранной технологии производства и управления;

Административные методы делятся на организационные, распорядительные и дисциплинарные [3, с. 96].

Организационные методы направлены на использование в типовых ситуациях и делятся на регламентирование, нормирование и инструктирование.

Основой регламентирования является установление статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.

Объектом регламентирования можно считать:

- предприятие в целом, следовательно, основным регламентирующим документом является устав предприятия;

- структурное подразделение (положение  о подразделении);

- должность в аппарате управления (должностная инструкция или положение  о должности);

- отношения между предприятием и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений).

Нормирование предполагает использование норм, имеющих конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.

Существуют следующие основные виды нормирования:

- численности, то есть определение количества людей, которые необходимы для выполнения определенной работы;

- выработки и обслуживания - определение количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг;

- управления, то есть определение количества подчиненных у одного руководителя;

- расхода ресурсов - определение количества ресурсов, которые расходуются при выполнении какой-либо работы.

Цель инструктирования – это ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. В связи с этим, существуют такие виды инструктирования как: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение.

Распорядительные методы применяют, когда необходимо вмешаться в процесс производства и управления, чтобы устранить отклонения или реализовать представившиеся возможности. Формами распорядительных методов являются: приказы, постановления, распоряжения, указания.

Дисциплинарные административные методы регулируются Трудовым кодексом и применяются, в случае, когда работник не выполняет свои функциональные обязанности.

Таким образом, большинство управленческих задач при переходе к методам экономическим требуют организационных действий руководителя, то есть могут быть решены только административным способом.

  1. Экономические методы используются не только в форме материального вознаграждения за качество работы, но и в форме материальных санкций за его ненадлежащее качество и недостаточное количество. Существует три уровня экономической мотивации:
  1. стимулирование предприятий со стороны государства (госзаказ, налогообложение, финансирование);
  1. стимулирование структурных подразделений предприятия со стороны администрации (внутрипроизводственный хозяйственный расчет);
  2. стимулирование персонала предприятия (заработная плата, премии, штрафы; налогообложение) [1, с. 149].

Выделяют следующие основные принципы эффективной системы прямого финансового поощрения работников:

- каждый работник должен получить  то, что он заслуживает по конечным  результатам труда;

- наличие единой системы формирования  индивидуальных материальных вознаграждений.

- сотрудничество и согласие  между работниками и администрацией  относительно общих принципов  системы материального вознаграждения  на основе разумных, приемлемых  для работников и администрации  нормативов выработки и производительности;

- использование обоснованной, объективной  и постоянно развивающейся системы  нормирования, измерения и оценки  работ;

- поощрения четко увязаны с  результативностью как в количественном, так и во временном аспектах;

- простота, доступность для понимания  работников существующей системы  оценки и вознаграждения;

- упор на качество;

- вознаграждение за желаемые уровни результативности [4].

Система материального вознаграждения должна удовлетворять следующим требованиям: открытость системы оплаты труда; премия – это награда, а не надбавка к зарплате; размер премии должен вызывать уважение; лучше человека премировать, чем штрафовать.

Из этого следует, что правильное построение системы экономических выплат на предприятии способствует увеличению эффективности деятельности работников, их благосостояния и развитию предприятия.

  1. Социально-психологические методы менеджмента определяют такие условия внутри предприятия, при которых работники, стремятся повысить собственную результативность, результативность предприятия, а также саморазвиваться в выбранных ими самими направлениях.

Благодаря социально-психологическим методам в коллективе формируется благоприятный микроклимат, поощряется рационализаторская деятельность, много внимания уделяется вопросам социального обслуживания.

Единство жизненных ценностей предприятия и работников - это основа социально-психологических методов. Такое возможно только в том случае, если организация предоставляет человеку не только высокий уровень заработной платы, но и дает возможность удовлетворять потребности высших уровней.

Социально-психологические методы производственного менеджмента включают в себя: социологические исследования, соревнования, преодоление и использование конфликтов, методы морального поощрения и порицания, психологическое влияние, убеждение; методы планирования и развития карьеры сотрудников [2, с. 80].

К методам морального поощрения предъявляются такие требования, как:

- моральное поощрение необходимо  распространять на всех работников, которые показали стремление  к улучшению результатов трудовой  деятельности, а не только на  передовиков;

- обеспечение сравнения результатов в различных областях деятельности;

- моральное поощрение необходимо проводить в торжественной обстановке.

Методы морального порицания можно применять только при условии убеждения, что они принесут желаемый результат. Обязательное требование к ним - индивидуальный подход [1, с. 159].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в системе производственного менеджмента методы являются важным элементом, так как применяются они исключительно на практике. Методы производственного менеджмента - это способы осуществления управленческой деятельности, представляющей собой, как процесс реализации функций менеджмента, так и процесс воздействия на работников предприятия, с целью активизации их работы и придания ей заинтересованного, активного характера. В основу же классификации методов производственного менеджмента положена их мотивационная характеристика, то есть те мотивы, на активизацию которых они направлены. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам - Минск: Соврем шк., 2008. - 348 с.
  2. Теория системного менеджмента: Учебник /Под общ. ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. - Москва: Издательство «Экзамен», 2008. - 512 с.
  3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - Минск: «Новое знание», 2006. - 336 с
  4. http://supersales.ru/terminy-i-opredeleniya/metody-proizvodstvennogo-menedzhmenta.html
  5. http://www.bbest.ru/management/reshenie/stryk/metodpr

 

 


Информация о работе Методы производственного менеджмента