Функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Оглавление

Функции менеджмента……………………………………………...2
Мотивация……………………………………………………………4
Стимулирование……………………………………………………..6
Список литературы………………………………………………...10

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СКД.docx

— 31.67 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Функции менеджмента……………………………………………...2
    2. Мотивация……………………………………………………………4
    3. Стимулирование……………………………………………………..6
    4. Список литературы………………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.

Функцией  в менеджменте называют особый вид  управленческой деятельности, с помощью  которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последователь - ность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Деятельность, называемая менеджментом предприятия, состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три основные группы:

1) общее  управление (установление нормативных  требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация,  контроль, ответственность);

2) управление  структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые  формы, связи с другими предприятиями,  территориальные вопросы, организация,  реконструкция, ликвидация);

3) конкретные  области управления (маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды).

1.Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Функции управления бывают как неразрывно связаны, так и не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс. Все функции управления могут быть разделены на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными.

Общие функции  выделяются по этапам (стадиям) управления. Большинством специалистов признано, что у менеджмента таких функций существует пять (рис. 1). Они были сформулированы в 1916 г. одним из основоположников менеджмента Анри Файолем.

 

 

Рис. 1 Общие функции менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений  сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения  в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения  для достижения личных целей организации. Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Мотив –  это побудительная причина, повод  к деятельности. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, … волю, знания, определив величину вознаграждения, связав его с результатом деятельности, а также выявив систему ценностей  человека, удовлетворяя потребность  власти в зависимости от способности  человека влиять на других людей. Различные  теории мотивации разделяют на две  категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации в  первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей  к действию, особенно при определении  объема и содержания работы.  Чтобы  понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно  непосредственно  наблюдать  или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к  действию. Потребности можно удовлетворить  вознаграждениями. Вознаграждение - это  то, что человек считает для  себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы. Теория мотивации представляет собой специальную область знаний, которая формировалась последовательно с начала 20 века.

Содержательные  теории мотивации в первую очередь  стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы

Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы  в плане повышения эффективности  их труда для достижения, как личных целей, так и целей фирмы.

При рассмотрении данного вопроса менеджмент предприятия  ориентируется на два аспекта  этой проблемы: мотивацию (мотивы) потребителей услуг и мотивацию трудовых отношений.

Мотивация трудовых отношений — это совокупность стимулов, побуждающих работников к  активной трудовой деятельности. В  этих целях используются:

-стимулирование, то есть побуждение работников  к активной деятельности с  помощью внешних факторов (материального  и морального стимулирования);

-собственно  мотивирование, то есть создание  у работников внутреннего побуждения  к труду. Главными здесь являются  заинтересованность в труде, потребность  в трудовой активности и удовлетворенность  от нее.

 

 

 

 

 

 

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ.

Стимулирование  – это функция, связанная с  процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов  своего труда. Эта функция используется для морального и материального  поощрения работников в зависимости  от качества и количества затраченного труда. Кроме того эта функция  обеспечивает заинтересованность в  достижении высокой эффективности  работы всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых в  результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более  эффективно и более производительно, т.е.  выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Здесь  стимулирование труда создает условия  для осознания работником, что  он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться  более производительно. Т.е. появления  у работника мотивов к более  эффективному труду и реализации этого мотива  (мотивов) в процессе труда. Хотя стимулы и побуждают человека трудится, но их одних еще недостаточно для производительного труда. Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за заранее оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.

Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ должно быть как минимум два: частичная выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.

Дисциплина  несет в себе элементы принуждения, ограничения свободы действий. Однако грань между контролированием и  стимулированием условна и подвижна, т.к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой  добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к  собственным нормам поведения. Система  стимулирования вырастает как бы  из административно-правовых методов  управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его  делать лучше (больше) того, что обусловлено  трудовыми отношениями.

По виду потребностей, которые удовлетворяют  стимулы, последние можно разделить  на внутренние и внешние. К первым относят чувства самоуважения, удовлетворения от достижения результатов, ощущения содержательности и значимости своего труда «роскошь человеческого общения», возникающего в процессе выполнения работы и другие. Их также можно назвать моральными стимулами. Внешним вознаграждением является то, что предоставляется компанией взамен выполненной работы: заработная плата, премии, служебный рост, символы статуса и престижа, похвалы и признания, разнообразные льготы и поощрения. Их также можно назвать денежными и материально-социальными стимулами.

 

Система стимулирования труда:

1.  Материальное денежное стимулирование.

Деньги - это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация  может вознаградить сотрудников.

2. Материально-социальные стимулы. 

 К ним  относят:

- создание  необходимых условий высокопроизводительного  труда. К таким условиям относят:  оптимальную организацию рабочего  места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др.

- возможность  ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.

- стимулирование  свободным временем. В результате  недостатка свободного времени  многие работники трудятся с  ощущением хронической усталости,  испытывают постоянные нервно-эмоциональные  перегрузки.

- улучшение  отношений в коллективе.

К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п.

-продвижение  по службе.

Один  из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и  не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации.3.

 

3. Морально-психологические стимулы.

Эти стимулы  ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного выполнять производственные функции.  В отличие от вышеописанных стимулов моральные являются внутренними стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека.

Гуманизация отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как объекта менеджмента. Гуманизация касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия как одной из сторон социальной деятельности человека. С помощью функции гуманизации формируется и развивается культура фирмы, культура управления.

Корпоративность - новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, её социально-психологического климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Все о качестве. Отечественные разработки. Выпуск №1 (64), 2010: — Санкт-Петербург, НТК "Трек", 2010 г.- 72 с.
  2. Менеджмент в практике ДОУ: Л. А. Пенькова, В. М. Калинкина, В. Н. Казакова, Д. В. Сереброва — Санкт-Петербург, Сфера, 2007 г.- 80 с.
  3. Менеджмент. Наука и практика конструктивного руководства: А. А. Брасс — Санкт-Петербург, Современная школа, 2006 г.- 192 с.
  4. Менеджмент: О. С. Виханский, А. И. Наумов — Москва, Гардарики, 2003 г.- 528 с.
  5. Основы менеджмента: М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — Санкт-Петербург, Вильямс, 2009 г.- 672 с.

Информация о работе Функции менеджмента