Функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:52, доклад

Краткое описание

Как справедливо полагают отечественные специалисты, функциями любой деятельности, в том числе менеджмента, являются совокупности задач, которые они призваны решать.
Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; учет и контроль. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 18.25 Кб (Скачать)

2.Функции  менеджмента.

Как справедливо  полагают отечественные специалисты, функциями любой деятельности, в  том числе менеджмента, являются совокупности задач, которые они  призваны решать.

Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее  планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; учет и контроль. Таким образом, основа управленческой деятельности – это  выполнение менеджером четырех общих  функций, которые составляют цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Цикл-совокупность процессов, совершаемых в течение  определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента  обычно осуществляется непрерывно и  имеет тенденцию к возобновлению.

Планирование. Важнейшей функцией управления считают  планирование, благодаря, которому обеспечивается необходимая организация хода производства, динамическое равновесие внутренних процессов  предприятия.

Принципы  планирования:

-комплексность;

-точность;

-непрерывность  (органическое единство перспективных  и текущих планов);

-гибкость;

-экономичность;

-реальность.

План  предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего  развития. В плане не только ставятся конечные цели, но и предусматриваются  условия их достижения. В условиях плановой экономики существовала система  директивного (обязательного к выполнению) народнохозяйственного планирования в масштабах всей страны. Вышестоящими организациями предприятиям утверждался перечень основных показателей хозяйственной деятельности (производство важнейших видов продукции в натуральном выражении; объем реализуемой продукции; общая сумма прибыли и рентабельность; производительность труда; задания по освоению производства новых видов продукции и др.). Ряд расчетных показателей разрабатывался самими предприятиями (объем валовой и товарной продукции, численность работников, средняя зарплата и т.д.).

Планирование  в условиях рыночной экономики имеет  определенную специфику.

Считается, что планирование должно быть непрерывным. Первоначально составленный план служит отправной точкой. Постоянный пересмотр  и ревизия планов необходимы, чтобы  они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было проверить, как  идет выполнение планов, изменить их в  зависимости от конкретной обстановки.

В большинстве  случаев перспективные планы  пересматриваются ежегодно, или даже раз в полгода (квартал).

Система управления, при которой в основу принятия решения о начале производства продукции положена информация о  рынке, называется маркетингом.

В данной ситуации предприятие планирует  свое развитие исходя из потребностей и желаний потенциальных покупателей. Это становится для продавца главным  условием победы в потенциальной  борьбе за покупателя.

Таким образом, определение возможных  объемов реализации продукции и  плановой цены продажи, а лишь затем  планирование производства продукции  является единственно верным решением для менеджера.

На стадии планирования для удешевления продукции  необходимо проводить работу по упрощению  конструкции изделия. Борьба за повышение  производительности труда предполагает, что специалисты предприятия  должны изучать конструкции изделий  и менять их с целью удешевления  производства. Крупные предприятия  могут передать производство многих отдельных деталей субподрядчикам – более мелким специализированным компаниям.

Организация. Организация представляет собой  совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование  предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий. При соответствующей организации производства продукции становятся возможными эффективное взаимодействие людей в процессе совместного труда, целенаправленная и четкая согласованность всех элементов системы. Тем самым обеспечивается оптимальное сочетание следующих процессов: основных (производственно-технологических), вспомогательных (энергетическая ремонтная и др. службы) и обслуживающих (контроль над качеством продукции, транспортные и складские операции и т.д.).

Организация производства предполагает:

Ø дифференциацию процесса производства на операции;

Ø рациональную расстановку работников по рабочим местам;

Ø обеспечение четкой взаимосвязи между работниками;

Ø определение номенклатуры выпускаемой продукции;

создание  технологии производства и контроль над ним;

Ø организация транспортировки сырья, материалов и готовой продукции,

Ø уход за оборудованием и его ремонт;

Ø анализ издержек производства и осуществлению мер по их снижению;

Ø сбор рационализаторских предложений.

Организация производства на предприятии в решающей степени предопределяется характером и уровнем его специализации. Внутрипроизводственная специализация, являющаяся продолжением и углублением  специализации предприятия, выражается в обособлении структурных подразделений  по выпуску отдельных видов продукции  или по выполнению отдельных стадий технологического процесса.

Специализация подразделений предприятия предполагает наличие между ними кооперативных  связей, что является непременным  условием организации их совместной работы (н.п., передача полуфабрикатов из цеха в цех, обеспечение энергетическими  ресурсами, выполнение ремонтных работ).

Мотивация персонала. Давно известно, что оказывать  воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных

задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания.

Японские  социологи утверждают, что от настроения, желания работать и оттого, какая  моральная психологическая обстановка в коллективе, производительность труда  может в 1,5 раза повышаться или в  несколько раз снижаться.

Мотивация человека складывается из системы ожиданий. Сначала работник ожидает, что предпринятые им усилия приведут к необходимым  результатам, затем – что эти  результаты повлекут за собой вознаграждение, и он будет удовлетворен ценностью  этого вознаграждения.

Мотивация будет низкой:

Ø если человек не будет ощущать связи между достигнутыми результатами и вознаграждением,

Ø если результаты не будут вознаграждены,

Ø если ценность вознаграждения для человека незначительна,

Ø если вознаграждение меньше, чем вознаграждение других сотрудников за аналогичную работу (в этом случае возникает психологическое напряжение).

Мотивацию обеспечивают:

Ø достойная зарплата,

Ø набор социальных благ,

Ø комфортабельные условия труда,

Ø организация отдыха,

Ø поощрения за высокие результаты работы,

Ø создание обстановки причастности каждого сотрудника к решению актуальных для предприятия задач.

Мотивация материальная – зарплата, премии, др. выплаты.

Мотивация моральная – благодарность, грамота, фото на Доске почета и др.

Мотивация социальная – интересная работа, атмосфера  в коллективе, в котором каждый человек может рассчитывать на поддержку, взаимопонимание, уважение и др.

«Довольный  рабочий – это производительный рабочий»

Контроль. Контроль – наблюдение за ходом  производственных процессов, выявление  отклонения от них.

За рубежом  считается выгодным иметь большой  штат высокооплачиваемых работников для  контроля над производством, так  как это устраняет потери рабочего времени на предприятиях. Предприятия  стремятся выполнить намеченные планы даже в случае изменения  каких-либо условий работы.

Многие  крупные компании в условиях действия четкой системы контроля устанавливают  значительно более жесткие сроки  производственного цикла. Это является следствием надежной деятельности поставщиков  и эффективности системы контроля.

Конкурентная  борьба в условиях рынка делает необходимым  тщательный анализ издержек производства с целью выявления всех видов  потерь. Таким способом можно достигнуть большей экономии в производстве. Менеджер должен быть заинтересован  не столько в том, чтобы знать, какими, в конечном счете, окажутся издержки производства, сколько в  том, чтобы контролировать эффективность  работы предприятия. Поэтому более  пристальное внимание при контроле он должен направлять на отыскание  причины отклонения от стандартов или  нормативов. При определении размеров этих отклонений устанавливается контроль на соответствующих участках работы, чтобы решить: оправданы ли при  существующих условиях работы указанные  отклонения; каким способом можно  в будущем устранить эти отклонения, ведущие к превышению нормативных  издержек производства; может ли более тщательный анализ методов работы способствовать достижению лучших результатов.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Функции менеджмента, входящие в состав цикла  менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), находятся  в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, например, функция контроля тесно  связана с функцией планирования, поскольку на базе информации, полученной при контроле, и ее анализа у  менеджера появляется возможность  внесения необходимых изменений  в ранее намеченные планы производства. Аналогичным образом увязаны  функции организации производства и мотивации персонала. Продуманный  комплекс действий менеджера по мотивации  персонала во многом способствует совершенствованию  организационной структуры предприятия (сокращение лишних подразделений и  должностей с последующим повышением уровня оплаты труда оставшимся сотрудникам), повышению производительности труда  и качества работы. Действенный контроль за работой сотрудников позволяет менеджеру выявлять лучшие кадры и с помощью соответствующей мотивации (премирование, повышение в должности) поощрять их к дальнейшим успехам в работе.  

Информация о работе Функции менеджмента