Основные функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент – это управление в условиях рынка и рыночной экономики. В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Т.е, суть менеджмента состоит в формировании целей и координировании действий людей по достижению поставленных целей.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.97 Кб (Скачать)

1. Основные функции менеджмента

Менеджмент – это управление в условиях рынка и рыночной экономики. В упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Т.е, суть менеджмента состоит в формировании целей и координировании действий людей по достижению поставленных целей.

Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, кроме государственных. Менеджмент это тоже область человеческого знания позволяющая осуществлять эту деятельность.

Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента.

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль.

Функция планирования - это функция управления с помощью, которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы наиболее эффективные в конкретных условиях. Другими словами эта функция основывается на понимании того, какими должны быть цели организации и что нужно делать, чтобы их достичь. Эта функция отвечает на 3 основных вопроса:

  1. Где мы находимся в настоящее время?, т.е. оценка слабых и сильных сторон организации.
  2. Куда мы хотим двигаться?, т.е. это цели организации.
  3. Как мы собираемся это сделать?, т.е. методы и формы управления.

Функция планирования в современных организация осуществляется на двух уровнях: стратегическом и оперативном.

Стратегический уровень оценивает будущую жизнеспособность и рентабельность различных направлений деятельности организации.

Оперативный уровень планирования исходит из стратегического и строится достаточно точно и детально. Среди оперативных планов выделяют годовой, квартальный и месячный планы. Это оперативные документы, согласно которым по каждому направлению деятельности определяется планируемый объем деятельности, сроки и т.д.

Функция организации - это функция управления задачей которой является формирование структуры объекта, а также обеспечение всем необходимым для его нормальной работы- персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами. Организовать - это, значит, создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать. Одним из таких элементов является работа и конкретные задания. Работу в организации выполняют люди, поэтому функция организации определяет того, кто именно будет выполнять конкретную работу, в какой последовательности, кому подчиняться, режим работы. Посредством функции организации люди и подразделения соединяются в единый механизм. Это соединение неслучайно, а подчинено целесообразности.

Функция мотивации. Чтобы деятельность организации протекала нормально, сопровождалась высокой активностью участников и хорошим качеством работ – людей надо заинтересовать в работе, их нужно мотивировать. Мотивации – это процесс стимулирования людей, побуждение их к трудовой деятельности путем материального, морального или административного воздействия.

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации труда не имеют смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом.

Функция контроля. Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее, т.к. он планирует достичь целей за какое-то время – неделю, месяц, год. За это время может многое случиться, в том числе могут произойти и неблагоприятные изменения. Например: рабочие, могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом, могут быть приняты законы, запрещающие данную деятельность организации или на рынке может появиться более сильный конкурент. Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от намеченного курса. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонение от плана и своевременно их устранять. В функцию контроля входят:

  1. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах;
  2. Сравнение их с плановыми показателями;
  3. Выявление и анализ причин отклонений от плана;
  4. Разработка мероприятий для устранения причин отклонений.

Все перечисленные функции непросто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационная структура  предприятия

Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Различают несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные. Рассмотрим основные характеристики этих структур.

Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия), т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Линейная структура управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения (либо функциональные исполнители). Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

Функциональная структура управления обычно применяется на крупных предприятиях. В США, например, эту структуру используют 25% крупных фирм.

Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В этой связи остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.

Линейно-функциональные структуры управления используются в большинстве предприятий.

Дивизиональная (или отделенческая) структура управления - наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления).

Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение, состоящее из отделений и заводов. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

Опыт показывает, что там, где важен фактор техники и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества.

Линейная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры относятся к категории бюрократических и относительно стабильны во времени.

Адаптивные структуры управления. С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать и внедрять новые более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации.

Другое их название - органические структуры, имеющие возможности адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы.

Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Большинство специалистов по управлению видит в органическом подходе будущее и критикует бюрократические структуры. Однако при выборе структуры необходимо принимать во внимание условия, в которых действует конкретное предприятие. Дело в том, что бюрократические и адаптивные структуры представляют собой лишь крайние точки в составе таких фирм. Реальные структуры реальных предприятий (фирм) лежат между ними, обладая признаками тех и других в разных соотношениях. Иными словами, в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия "хорошая" или "плохая". Есть выбор, соответствующий или не соответствующий имеющимся условиям.

В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур - проектные и матричные.

Проектная структура - это временные органы управления, созданные для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.

В матричной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Они варьируются от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до "штабных" полномочий. Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство.

Основной недостаток матричной структуры - ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.

Выбор организационной структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.

Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия.

Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями. Важнейшие из них следующие:

  • масштабы бизнеса (малый, средний, большой);
  • производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа);
  • характер производства (массовый, серийный, единичный);
  • сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);
  • уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
  • квалификация работников.

Информация о работе Основные функции менеджмента