В разделе «Стратегия использования
конкурентных преимуществ авиакомпании»
должны быть описаны:
- анализ факторов макросреды и инфраструктуры региона;
- анализ состояния техники, технологии,
организации, кадров, систему менеджмента
авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»;
- анализ раздела «Стратегия маркетинга»;
- выявление конкурентных преимуществ
авиакомпании;
- выбор и обоснование стратегических факторов конкурентного преимущества
авиакомпании;
- адаптация стратегических факторов и
преимущества к стратегии ОАО «Авиалинии
Дагестана».
В разделе «Стратегия возобновления
услуг, которые предоставляются», должны
быть освещены:
- результаты экспертизы раздела «Стратегия маркетинга»;
- построение дерева эффективности услуг
авиакомпании;
- стратегия повышения качества услуг;
- стратегия ресурсозбереження на ОАО
«Авиалинии Дагестана»;
- прогноз показателей конкурентоспособности
услуг авиакомпании и ее основных конкурентов;
- описание научных подходов, систем, принципов,
методов, технологий, которые были применены
при разработке стратегии возобновлении
продукции, которая выпускается;
- технико-экономическое обоснование инвестиционных
проектов, их согласование.
В разделе «Стратегия обеспечения предоставления
услуг» должны быть освещены:
- анализ качества методического, информационного,
ресурсного, правового обеспечения предоставления
услуг;
- налаживание оптимальных связей с поставщиками
ресурсов, информации, документов;
- выявление новых требований производства к «входу»
системы;
- технико-экономическое обоснование и
согласование мероприятий по реализации
целей и заданиям.
В разделе «Стратегический финансовый
план авиакомпании» должны быть разработаны:
- экономические показатели (цена, рентабельность, эффективность) конкретных услуг на конкретных рынках;
- экономические показатели функционирования
авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
(объем продажи, прибыль, показатели использования
разных видов ресурсов, общие экономические
показатели, стойкость и др.);
- прогноз изменения финансовых показателей
за товарами, рынками, авиакомпании в целом.
В разделе «Стратегия международной
деятельности авиакомпании» должны быть
описаны:
- стратегические цели;
- прогнозирование и выбор стратегии международной деятельности авиакомпании;
- лизинговые, арендные соглашения;
- возможности международного сотрудничества
и кооперирования.
В разделе «Стратегия развития системы
менеджмента» должны быть показаны:
- анализ качества и эффективности функционирования
системы менеджмента авиакомпании за прошлые годы;
- выявление узких мест в структуре, содержании
и взаимосвязях компонентов системы менеджмента
авиакомпании;
- структурные изменения и усовершенствования
функций менеджмента;
- развитие коммуникаций и системы мотивации.
В разделе «Стратегия природоохранной деятельности
и экологической безопасности» должны
быть изложены:
- анализ качества природоохранных мероприятий
за прошлые годы;
- соблюдение предприятием правовых норм
экологического и природоохранного характера;
- мероприятия по рациональности расходов отходов производства,
а также вторичных топливных и энергетических
ресурсов;
- сдвиг процессов во времени, связанный
с большим выделением вредных веществ
в атмосферу;
- систему учета экологических последствий
принятых стратегических решений.
В разделе «Обеспечения реализации стратегии
ОАО «Авиалинии Дагестана» должны быть
раскрыты:
- анализ существующей системы реализации
стратегии авиакомпании за последние
5 лет;
- выявление «узких» мест в организации
процессов (в первую очередь в части выполнения принципов пропорциональности,
непрерывности, ритмичности частичных
процессов), контроля и учета выполнения
стратегических планов, системы мотивации,
регуляции;
- разработка новой стратегии обеспечения
производства нормативно методической
документацией, чертежами, проектами и информацией;
- доведения стратегических целей и заданий
до исполнителей и обеспечения их необходимыми
ресурсами;
- подбор, учеба и переобучение рабочих
кадров и работников аппарата управления.
В «Приложение» к «Стратегии управления
авиакомпании» рекомендуется включать
такие материалы:
- характеристика конкурентов (подробнее,
чем в разделе «Стратегия маркетинга»);
- инструкции, методики, стандарты, описания
технологий, программы, и другие вспомогательные
материалы;
- выходные даны для расчетов;
- объяснительные записки и другие материалы.
3.2 Возможные пути улучшения
показателей деятельности авиакомпании
ОАО «Авиалинии Дагестана»
Виденье ОАО «Авиалинии Дагестана» в
будущем – один из лидеров рынка внутренних
и международных регулярных авиаперевозок России.
Миссия авиакомпании ОАО «Авиалинии
Дагестана» заключается в том, чтобы помогать
пассажирам осуществлять свои жизненные
планы и мечты – эффективно работать,
приятно отдыхать, встречаться с родными
и близкими, открывать для себя новые страны
и города.
Авиакомпания намеревается укрепить
свое положение в гражданской авиации
России, прежде всего, за счет расширения
присутствия на внутреннем рынке и рынке
перевозок между Россией и странами СНГ.
Это допускает как увеличение частот на
имеющихся маршрутах, так и выход, на новые направления.
На рынке международных пассажирских
перевозок развитие компании связано
с расширением сотрудничества с партнерами
альянса SkyTeam, привлечением транзитных
потоков пассажиров, которые выходят из
российских регионов за рубеж, а также из Азии в Европу или Америку
и назад, увеличением судьбы ОАО «Авиалинии
Дагестана» в перевозке пассажиров высоких
классов.
Главная стратегическая цель – построить
компанию международного класса, основываясь
на лучших традициях гражданской авиации России.
Авиакомпания строит свою сеть маршрутов
с ориентацией на бизнес-пассажиров. Это
допускает прямые маршруты, высокую частоту
рейсов (не менее 5–7 раз в неделю на маршрут),
удобное для бизнесменов расписание.
Основные принципы развития сети маршрутов – концентрация на наиболее прибыльных
сегментах рынка, повышение стыковки сети,
расширения сотрудничества, с российскими
и иностранными авиакомпаниями (код-шеринг,
интерлайн) для увеличения количества
направлений и частот, предлагаемых пассажирам.
ОАО «Авиалинии Дагестана» уже использует
достаточно много возможностей, чтобы
повысить показатели эффективности своей
работы. Авиакомпания имеет достаточно
большой список партнеров, с которыми
она сотрудничает в течение многих лет.
Для того, чтобы авиакомпания достигла высших результатов своей
деятельности, ей целесообразно начать
использовать такой вид сотрудничества
как блок-шеринг, то есть обмен блоками
мест. Может использоваться 2 вида соглашения
«блок-шеринг»: обмен «жесткими» блоками
и обмен «мягкими» блоками мест. «Авиалиниям
Дагестана» целесообразно будет использовать
оба типа, сотрудничая со многими авиакомпаниями.
Согласно соглашения, которое предусматривает
обмен «жестким» блоком, авиакомпании,
которые совместно эксплуатируют одни
и те же рейсы, должны обмениваться фиксированным количеством
билетов, то есть блоками мест в самолете.
При этом «Авиалинии Дагестана» и ее партнер
по блок-шерингу будут продавать билеты
в пределах этих блоков, и проводить взаиморасчеты
по предварительно обусловленной ставке.
Но в случае договоренности между «Авиалиниями
Дагестана» и компанией-партнером взаиморасчеты
могут вообще не проводиться.
Использование соглашения обмена «мягкими»
блоками имеет некоторые отличия. Учитывая
особенности такого соглашения, «Авиалинии
Дагестана» может исполнять «две роли»: маркетинговый
перевозчик и перевозчик, который оперирует
рейсом. Само соглашение предусматривает,
что перевозчик, который оперирует (то
есть фактически выполняет рейс) предоставляет
маркетинговому перевозчику блок мест
на своем рейсу, которые последний может
продавать на определенных, предварительно
обусловленных, условиях до фиксированного
времени. При его наступлении все непроданные
места «мягкого» блока открываются для
продажи на общих условиях. Может использоваться
также свободный способ продажи билетов,
так называемый free – flow – sales, который
предусматривает, что маркетинговый перевозчик
может продать неограниченное количество
билетов перевозчика, который оперирует.
Зато маркетинговый перевозчик получает
фиксированную ставку комиссии (колеблется
в пределах 9–14% из каждого билета).
Авиакомпании целесообразно будет использовать
сотрудничество по блок-шерингу с авиакомпаниями
на взаимодополняемых маршрутах, которые потенциально привлекательные
для трансферных пассажиров.
Эти соглашения будут выгодны авиакомпании
и в случае, если необходимо уменьшить
количество рейсов на конкретном направлении
с сохранением присутствия нескольких
перевозчиков.
Следовательно, авиакомпания еще имеет
потенциал к увеличению показателей своей деятельности. Использование блок-шеринга
даст дополнительные возможности для
перевозки большего количества пассажиров
на своих рейсах.
«Авиалинии Дагестана» могут использовать
блок-шеринг параллельно с другими видами
сотрудничества, крепя деловые отношения со своими многочисленными партнерами.
Поскольку «Авиалинии Дагестана» является
участником мирового авиаальянса Sky Team,
пассажиры авиакомпании извлекают дополнительную выгоду от использования код-шеринга
и блок-шеринга. Пассажир может копить
мили, набранные на рейсах, на которых
осуществляется код-шеринг. То есть пассажиры
авиакомпании могут увеличить свои мили
за счет любого рейса, который имеет код
«Авиалиний Дагестана». Кроме того, крупные
компании могут бронировать билеты для
своих сотрудников с помощью одной авиакомпании
и одного сайта, вместо работы с несколькими
авиакомпаниями за рубежом (в случае, если
поездка предусматривает не один перелет).
ВЫВОДЫ
Уровень планомерности во многих эффективно
функционирующих компаниях демонстрирует
осмысленность и определенность их деятельности.
Современное планирование характеризуется
осознанием его необходимости с целью
обеспечения эффективного мотивирования,
контролирования, организации и регуляции деятельности
предприятия, предотвращения потерь и
уменьшения рисков.
Стратегия — это специфический управленческий
план действий, направленных на достижение
установленных целей. Она определяет,
как организация будет функционировать и развиваться, а также каких
предпринимательских, конкурентных и
функциональных мероприятий и действий
будет употреблено для того, чтобы организация
достигла желаемого состояния.
В связи с иском и решением арбитражного
суда было передано в собственность Республики Дагестан находящихся
в федеральной собственности акций ОАО
«Авиалинии Дагестана». Поэтому только
с середины 2012 года авиапредприятие начало
возвращаться к авиа-жизни.
Проанализировав деятельность можно
сделать вывод, что авиакомпания ОАО «Авиалинии Дагестана» стабильно и
уверенно возвращается на рынок, увеличивая
масштабы своей деятельности, крепя позиции
на рынке авиа услуг.
Авиакомпания имеет целью ежегодное
увеличение объема продаж и собственной
частицы на рынке транспортных услуг,
достижение преимущества над конкурентами,
повышение престижа и улучшение имиджа
авиакомпании, улучшения социальных условий
служащих, развитие других видов деятельности;
снижение цен на услуги, что предлагают
конкуренты, привлечения новых клиентов;
улучшение обслуживания клиентов. Конечная
цель избранной стратегии - привлечение
большего числа клиентов, которое обеспечивает
больший объем продаж и, соответственно,
большую прибыль.
Список использованной литературы
- Федеральный закон
"О бухгалтерском учете" от 21.11.1996
г. (в ред. от 03.11.2006) № 129-ФЗ.
- Федеральный закон
"Об акционерных обществах" от 26.12.1995
г. (в ред. от 29.12.2004) № 208-ФЗ.
- Гражданский кодекс
Российской Федерации. Части I и II. - М.:
Проспект, 2006 г.
- Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации. Утверждено
Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. №34н
(в ред. от 26.03.2007).
- Положение по бухгалтерскому
учету "Учетная политика организации"
ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина России
от 9.12.1998 г. № 60н (в ред. от 30.12.1999).
- Положение по бухгалтерскому
учету "Бухгалтерская отчетность организации"
ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина России
от 6.07.1999 г. № 43н (в ред. от 18.09.2006).
- Положение о Министерстве
транспорта Российской Федерации, утвержденное
постановлением Правительства РФ от 30
июля 2004 г. № 395
- Приказ ФСВТ России
от 20.07.2000 г. № 227 "Об усилении финансово-экономического
контроля за лицензируемыми и сертифицируемыми
видами авиационной деятельности".
- Приказ Минтранса
РФ от 25.04.2008 г. № 66 "О межведомственной
комиссии по авиационной безопасности
и безопасности полетов гражданской авиации".
- Приказ Минтранса
РФ от 17.05.2001 г. № 88 "О системе сертификации
в гражданской авиации Российской Федерации".
- Методические указания
по проведению анализа финансового состояния
организаций. Приказ федеральной службы
России по финансовому оздоровлению и
банкротству от 23.01.01г. №16 "Об утверждении
методических указаний по проведению
анализа финансового состояния организации"
- Абрютина М.С., Грачев
А.В. Анализ финансово-экономической деятельности
предприятия. 2-е изд., перераб. и доп.- М.:
Дело и Сервис, 2011 г.
- Абрютина М.С. Экспресс
- анализ финансовой отчетности - М.: Дело
и сервис, 2004 г.
- Балабанов И.Т.
Анализ и планирование финансов хозяйствующего
субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2001
г.
- Бердникова Т.Б.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М,
2001.
- Бернстайн Л.А.
Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ.
- М.: Финансы и статистика, 2002 г.
- Вакуленко Т.Г.,
Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой)
отчетности для принятия управленческих
решений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: СПб.:
Герда, 2003 г.
- Васильева Л.С.
Финансовый анализ: учебник для вузов
/ Л.С. Васильева, М.В. Петровская, 2006 г.
- Гончаров А.И. "Финансовое
оздоровление предприятия: методология
и механизмы реализации" // Диссертация
на соискание ученой степени доктора экономических
наук.08.00.10. - М.: РГБ, 2005 г.
- Грачев А.В. Финансовая
устойчивость предприятия: анализ, оценка
и управление: учебное пособие. - М.: Дело
и сервис, 2006 г.
- Гусейнов В. "Быть
ли России авиационной державой" // Российская
федерация сегодня. - 2007. - № 4. - с.68-69.
- Донцова Л.В., Никифорова
Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум.
- М.: Дело и сервис, 2005 г.
- Ендовицкий Д.А.
"Системный подход к анализу финансовой
устойчивости коммерческой организации"
// Экономический анализ: теория и практика.
- 2005. - № 5 (38). - с.7-13.
- Ефимова О.В. Финансовый
анализ. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет",
2003 г.
- Ефимова О.В., Мельник
М.В. Анализ финансовой отчетности. - М.:
ОМЕГА-Л, 2007 г.
- Кириллин М. "Крылья
без размаха. Авиация малая - проблемы
большие" // Транспорт России. - 2009. - №
17. - с.3.
- Кистерева Е.В.
"Анализ финансовых коэффициентов -
способ восприятия и оптимизации баланса"
// Финансовый менеджмент. - 2008. - № 5. - с.3-15.
- Ковалев В.В. "Финансовый
анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций.
Анализ отчетности", 2-е изд., перераб.
и доп. - М.: Финансы и Статистика, 2010 г.
- Ковалев В.В. Финансовый
учет и анализ: концептуальные основы.
- М.: Финансы и статистика, 2004г.
- Ковалев В.В., Волкова
О.Н. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2004 г.
- Ковалёв В.В. Финансовая
отчётность. Анализ финансовой отчётности:
Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство
Проспект, 2005 г.
- Комагорова С. "Выйти
из штопора. Как возродить региональную
авиацию" // Транспорт России. - 2009. - №
17. - с.3.
- Костромина Е.В.
Экономика авиакомпании в условиях рынка:
4-е изд., / д-р экон. наук, профессор Е.В.
Костромина; НОУ "Высш. коммерч. шк. "Авиабизнес",
- М.: НОУ ВКШ "Авиабизнес", 2002 г.
- Левшин Г.В. "Анализ
финансовой устойчивости организации
с использованием различных критериев
оценки" // Экономический анализ: теория
и практика. - 2008. - № 4. - с.58-64.
- Любушин Н.П. Комплексный
экономический анализ хозяйственной деятельности:
учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп.
- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.
- Любушин Н.П. Экономический
анализ: Учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности 080109
"Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
и 080105 "Финансы и кредит". - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
- Мазурина Т.Ю. "Об
оценке финансовой устойчивости предприятий"
// Финансы. - 2005. - № 10. - с.70-71.
- Макарьева В.И.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
организации / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева.
- М.: Финансы и статистика, 2005 г.
- Маншеева Л.Н., Дугаржапов
З.Б., Дугаржапова М.А. Экономический анализ:
Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,
2008 г.
- Моляков Д.С., Шохин
Е.И. Теория финансов предприятий: Учебное
пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004
г.
- Морозова В.Л. "Проблемы
формирования рациональной структуры
оборотных активов платежеспособной организации"
// Экономический анализ: теория и практика.
- 2007. - № 14. - с.24-28.
- Муров А.Е. "Подкормка…для
стальных птиц: современные аспекты инвестирования
в развитие объектов авиатранспортной
инфраструктуры российского континентального
шельфа" // Российское предпринимательство.
- 2008. - № 4 (2). - с.73-77.
- Никитина Н., Филатова
В. "Управление финансами. Методы исследования
финансового состояния промышленного
предприятия" // Проблемы теории и практики
управления. - 2008. - № 4. - с.25-33.
- Новодворский В.Д.,
Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность
организации. Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб.
и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2004 г.
- Остапенко В., Подъяблонская
Л., Мешков В. Финансовое состояние предприятия:
оценка, пути улучшения // Экономист. - 2005.
- №7. - с.68-74.
- Панков В.В. Анализ
и оценка состояния бизнеса. Методология
и практика. - М.: Финансы и статистика,
2003 г.
- Прыкина Л.В. Экономический
анализ предприятия: Учебник для вузов.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006 г.
- Рожко М., Кибальников
О. "Заграница нам поможет" // Транспорт
России. - 2009. - № 16. - с.4.
- Рожко М.К., Кибальников
О.А. "Анатомия авиальянса" // Воздушный
транспорт. - 2009. - № 15. - с.6-7.
- Русак Н.А., Русак
В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования.
- Минск: "Высшая школа", 2006 г.
- Савицкая Г.В. Методика
комплексного анализа хозяйственной деятельности:
Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М,
2007 г.
- Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия:
Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп.
- М.: ИНФРА-М, 2008 г.
- Сатармина С. "Гражданская
авиация России: 85 лет успехов и проблем"
// Туризм: практика, проблемы, перспективы.
- 2008. - № 2. - с.12-14.
- Сергеев И.В. Экономика
предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы
и статистика, 2002 г.
- Товкайло М., Бирюков
А. "Авиаотрасль заправили бюджетными
деньгами" // Газета. - 2009. - № 83. - с.13-14.
- Фомин Я.А. Диагностика
кризисного состояния предприятия. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
- Четыркин Е.М. Методы
финансовых и коммерческих расчетов. -
М.: Дело и сервис, 2000 г.
- Шеремет А.Д., Баканов
М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности:
Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы
и статистика, 2005 г.
- Шеремет А.Д., Сайфулин
Р.С. Финансы предприятий: Учебник. - М.:
ИНФРА-М, 1999 г.
- Шеремет А.Д., Сайфулин
Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового
анализа. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,
2002 г.