Анализ деятельности и стратегии развития в авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – раскрыть понятие стратегии и стратегического планирования, разработать алгоритм стратегического развития предприятия и сформулировать предложения относительно сбытовой стратегии предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие стратегии, стратегического планирования и стратегического управления
1.2 Принципы и особенности стратегического планирования
1.3 Уровни разработки стратегии развития организации
1.4 Виды стратегий развития предприятия
2 Анализ деятельности и СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.1 Общая характеристика деятельности авиакомпании
2.2 Анализ финансового состояния авиакомпании за 2007-2011 гг.
2.3 Анализ микро и макро среды авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.4 Формы стратегического контроля и реализации стратегии
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Разработка алгоритма стратегического развития авиакомпании
3.2 Возможные пути улучшения показателей деятельности авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Следовательно, стратегия — это конкретизирована в определенных показателях позиция в среде, которую занимает предприятие, это — своеобразный взгляд на внутреннюю и внешнюю среду и попытка найти пути эффективного приспособления к внешним, неконтролированным предприятием факторам, а также проведению необходимых изменений элементов и их комбинаций внутренней среды.

Стратегия рассматривается как образец, к которому стремится приблизиться организация (предприятие). Чаще всего за образец берут процветающее предприятие, анализируют ее позитивные стороны деятельности и пытаются воспользоваться ее опытом.

С другой стороны, стратегию как цель управление можно определить как идеальную модель предприятия, в которой реализуется «виденье» его руководителей и владельцев и которая построена с использованием SWOT-анализа.

Процесс принятия и выполнения стратегических решений, центральное звено которого — стратегический выбор, который основывается на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешней среды, в которой действует предприятие, называется стратегическим управлением.

Объект стратегического менеджмента — внешняя среда, отслеживание изменений, приспособления, к ним, поиск возможностей в конкурентной борьбе [60, ст. 146].

Влияние стратегического управления на результативность деятельности организации:

  1. организация может возвести к минимуму негативные последствия фактора «неопределенности будущего»;
  2. предприятие имеет возможность сосредоточиться на изучении факторов внешней среды, которые формируют изменения, и соответствующим образом приспособиться к ним;
  3. предприятие может получить необходимую базу для принятия стратегических и практических решений;
  4. организация становится более управляемой, поскольку при наличии стратегических планов есть возможность сравнивать достигнутые результаты с поставленными целями, конкретизированными в виде плановых заданий.

Стратегическое управление, не является универсальным для любых ситуаций и заданий. Существуют ограничения на использование стратегического управления:

  • стратегическое управление не может дать точного и детального описания будущего;
  • стратегическое управление нельзя возвести к совокупности правил, процедур, схем деятельности. Оно не дает рекомендации, чтобы и каким образом делать в случае решения определенных заданий или в определенных ситуациях. Каждый менеджер понимает и реализует стратегическое управление по-своему;
  • процесс стратегического управления требует огромных усилий и больших затрат времени и ресурсов;
  • резко растут негативные последствия ошибок стратегического предвидения и выбора;
  • часто многовато внимания уделяется стратегическому планированию. Однако разработка стратегического плана не настолько важна. Главное — это реализация стратегического плана, осуществления изменений, которое влечет сопротивление персонала и происходит со значительными проблемами [60, ст. 147].

Характеристики стратегического менеджмента:

    1. Субъекты стратегического управления. За разработку и выбор стратегии отвечает высшее руководство организации. В мероприятиях по реализации стратегии принимают участие менеджеры всех уровней управления и сотрудники предприятия.
    2. Содержание миссии. При стратегическом управлении главным заданием есть выживание в долгосрочной перспективе путем установления динамического баланса с окружением, удовлетворение потребностей заинтересованных в деятельности предприятия лиц: потребителей, акционеров, руководства, персонала, деловых партнеров, но др. Миссия предприятия при нестратегическом управлении заключается в производстве товаров и услуг с целью получения прибыли от их реализации.
    3. Главное внимание руководства. Внешняя среда, отслеживание и адаптация, к его изменениям, поиск возможностей в конкурентной борьбе — объект главного внимания руководства предприятий за стратегическое управление. При обычном управлении руководители, в первую очередь, решают внутренние проблемы предприятий.
    4. Фактор времени. Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу. В развитых странах со стабильной средой предприятия могут разработать стратегию развития на 5,10,15 лет и больше. Обычное (оперативное) управление предусматривает разработку средне- и краткосрочных планов (на 1-2 года), которые обеспечивают реализацию стратегии.
    5. Порядок планирования. Стратегическое планирование начинается с оценки потребностей рынка, анализа действий конкурентов, изучения тенденций развития отрасли. При обычном управлении планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.
    6. Критерии эффективности управления. При обычном управлении такими критериями есть обеспечения прибыльности и рационального использования производственного потенциала. При стратегическом управлении важнейшими критериями эффективности есть своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в окружении.
    7. Подход к управлению персоналом. При обычном управлении работники являются одним из основных видов ресурсов, исполнителями отдельных функций и заданий. При стратегическом управлении работники — это основа организации, главная ценность и источник благосостояния, если их профессиональные качества отвечают избранной стратегии предприятия.
    8. Масштабы деятельности предприятия. Стратегическое управление осуществляется руководством средних и больших предприятий на формальной основе с разработкой и утверждением необходимых документов. Руководство небольших организаций, если и занимается разработкой и реализацией стратегии, то менее формальной, с помощью периодического обсуждения долгосрочных целей и мероприятий по ее достижению [60, ст. 149].

 

1.2 Принципы и особенности  стратегического планирования

К основным особенностям современного планирования принадлежат:

  1. увеличение масштабности и комплексности заданий организации, которая побуждает руководство использовать значительное количество специалистов. Поскольку каждый специалист «разговаривает на собственном языке», имеет свою точку зрения относительно способов достижения основных целей организации, специализация может привести к нарушению согласованных действий. Именно планирование дает возможность соединить точки зрения и действия разных специалистов в единственное целое;
  2. рост значения времени. Любые услуги, продукты, идеи (как результат реализации планирования), должны быть представлены рынку, потребителям не раньше и не позже, а точно в определенный срок;
  3. ограниченность и подорожание ресурсов. Поэтому очень важно обеспечить их рациональное использование. План должен быть разработан так, чтобы обеспечить оптимальное использование ограниченных ресурсов;
  4. рост важности контроля над расходами, рентабельностью запланированных и реализованных проектов, программ;
  5. повышение уровня риска при реализации целей организации. Поэтому для финансирования реализации целей необходимо их серьезное обоснование, ресурсное обеспечение;
  6. значительное влияние изменений в бизнес среде организации на процесс планирования, необходимость оперативного вмешательства для коррекции планов;
  7. зависимость достижения целей организации от участия каждого ее работника;
  8. частые изменения состава руководства и исполнителей, что вынуждает обращать значительное внимание на последовательность работы над реализацией целей подразделов и организации в целом [56, ст. 289].

Под принципами планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, которое выступает в качестве отправного основного понятия, которое выражает совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, которое определяет задание, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.

Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, предприятием, для него также общезначимыми являются следующие основные принципы управления, к которым относятся:

1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является требование, согласно которому те, кто разрабатывает прогнозы, стратегические программы и планы, должны выходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления. Политика это не что другое, как организационно оформлена система интересов общества. Она выражает отношение между людьми и к государству, направление ее деятельности в сторону, что позволяет реализовать эти интересы. В системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими и в этом содержании политика не может не быть концентрированным выражениям экономики. Вместе с тем, для беспрепятственного развития экономики, нужные соответствующие политические условия, необходимо государство со всеми своими институтами и органами власти. Поэтому политика выступает в качестве направляющего русла, в рамках которого функционирует экономика любой страны. Поэтому, без приоритетного начала политики в управлении экономикой последняя не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой.

2.Принцип единства централизма  и самостоятельности. Сущность этой  закономерности стратегического  планирования заключается в том, что подготовлены регулировочными органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйничающих субъектов, учитывая их интересы, а из другого - обеспечивать влияние на них в нужном для общества направлении. В рамках предприятия, корпорации, централизм и самостоятельность, в стратегическом планировании, находят свое конкретное приложение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в т.о. и в планировании, но в рамках общей стратегии предприятия, корпорации.

3.Принцип научной обоснованности  и эффективности прогнозов, стратегических  программ планов, означает необходимость  учета в процессе их составления  следующих требований:

а) действие всей системы законов развития общества, которые определяют содержание и направление отдельных элементов и сфер деятельности. Разрабатывая прогнозы, проекты стратегических программ и планов, их составители должны выходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности экономических законов рыночного хозяйства, законов развития социальных отношений, законов развития науки и техники;

б) глубокое изучение и практическое использование в плановой работе достижений современной отечественной и заграничной науки и техники, с целью своевременного осуществления структурной перестройки экономики. Материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно технического прогресса, екологизации производства, обеспечении его социальной направленности, а также высокий уровень интенсификации и эффективности;

в) на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать предприятия, корпорации на своевременное техническое вооружение, конструкцию и возобновление производства, благоприятность, к научному прогрессу. Быстрое реагирование на постоянно переменчивые потребности общества;

г) обеспечение в процессе стратегического планирования органического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

д) повышение степени достоверности планово учетной информации, которая является информационной базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

е) постоянное усовершенствование технологии разработки всех плановых документов;

ж) обеспечение комплексного использования всех других элементов методологии стратегического планирования.

4. Принцип комбинации общих и  локальных интересов при приоритете  интересов высшего ранга и  стимулирования личной и коллективной  заинтересованности в исполнении  заданий стратегических программ  и планов. Этот принцип значит:

  • объективную необходимость органического слияния интересов разных классов, социальных слоев, коллективно коммерческих организаций и отдельных работников в единственную систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей программ и проектов планов, а также подготовки мероприятий, которые способствуют их достижению;
  • при регуляции воспроизводительных процессов, которые происходят в национальной экономике с помощью федеральных и региональных целевых, комплексных стратегических программ и планов, решать эти проблемы, выходя из приоритета для всех членов общества интересов укрепления его безопасности и других, человеческих в общих чертах ценностей;
  • создание с помощью системы экономических стимулов, в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными ресурсами, личной коллективной заинтересованности работников, в успешном выполнении плановых заданий. Несогласованность интересов хозяйничающих субъектов, внутри трудовых коллективов не позволяет управлять экономическими и социальными процессами, достигать намеченных целей, а отсутствие экономических стимулов трудовой активности людей, приведет к низкой эффективности труда, к разрушению самой экономической системы.

5) целевая направленность планирования. Исходным пунктом планирования является четко и взвешенно определены конечные цели;

6) принцип системности в планировании. Планирование должно охватывать  все сферы деятельности предприятия, учитывать все тенденции развития, изменения ситуации. Применение  системного подхода при обосновании и определении плановых заданий на всех уровнях управления облегчает обеспечение субординации целей, учета альтернативных путей и способов их достижения;

7) принцип непрерывности планирования, которое значит: обеспечение постоянной плановой перспективы; формирование и периодические изменения горизонта планирования с учетом ситуации на предприятии, во внешней среде; взаимосвязь, согласование и коррекция долго­, средне­ и краткосрочных планов;

8) принцип экономичности при  планировании;

9) принцип создания надлежащих  условий для выполнения разработанных  планов;

Информация о работе Анализ деятельности и стратегии развития в авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»