Следовательно, стратегия — это конкретизирована
в определенных показателях позиция в
среде, которую занимает предприятие,
это — своеобразный взгляд на внутреннюю
и внешнюю среду и попытка найти пути эффективного приспособления к
внешним, неконтролированным предприятием
факторам, а также проведению необходимых
изменений элементов и их комбинаций внутренней
среды.
Стратегия рассматривается как образец,
к которому стремится приблизиться организация (предприятие). Чаще всего за образец
берут процветающее предприятие, анализируют
ее позитивные стороны деятельности и
пытаются воспользоваться ее опытом.
С другой стороны, стратегию как цель управление можно определить как
идеальную модель предприятия, в которой
реализуется «виденье» его руководителей
и владельцев и которая построена с использованием
SWOT-анализа.
Процесс принятия и выполнения стратегических
решений, центральное звено которого —
стратегический выбор, который основывается
на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с
возможностями и угрозами внешней среды,
в которой действует предприятие, называется
стратегическим управлением.
Объект стратегического менеджмента
— внешняя среда, отслеживание изменений,
приспособления, к ним, поиск возможностей в конкурентной борьбе [60, ст.
146].
Влияние стратегического управления
на результативность деятельности организации:
- организация может возвести к минимуму
негативные последствия фактора «неопределенности
будущего»;
- предприятие имеет возможность сосредоточиться на изучении факторов
внешней среды, которые формируют изменения,
и соответствующим образом приспособиться
к ним;
- предприятие может получить необходимую базу для принятия стратегических и практических решений;
- организация становится более управляемой, поскольку при наличии стратегических планов есть возможность сравнивать достигнутые результаты с поставленными целями, конкретизированными в виде плановых заданий.
Стратегическое управление, не является
универсальным для любых ситуаций и заданий. Существуют ограничения на использование
стратегического управления:
- стратегическое управление не может
дать точного и детального описания будущего;
- стратегическое управление нельзя возвести
к совокупности правил, процедур, схем
деятельности. Оно не дает рекомендации, чтобы и каким образом
делать в случае решения определенных
заданий или в определенных ситуациях.
Каждый менеджер понимает и реализует
стратегическое управление по-своему;
- процесс стратегического управления
требует огромных усилий и больших затрат времени и ресурсов;
- резко растут негативные последствия
ошибок стратегического предвидения и
выбора;
- часто многовато внимания уделяется
стратегическому планированию. Однако
разработка стратегического плана не
настолько важна. Главное — это реализация стратегического плана, осуществления
изменений, которое влечет сопротивление
персонала и происходит со значительными
проблемами [60, ст. 147].
Характеристики стратегического менеджмента:
- Субъекты стратегического управления.
За разработку и выбор стратегии отвечает высшее руководство организации.
В мероприятиях по реализации стратегии
принимают участие менеджеры всех уровней
управления и сотрудники предприятия.
- Содержание миссии. При стратегическом
управлении главным заданием есть выживание
в долгосрочной перспективе путем установления динамического
баланса с окружением, удовлетворение
потребностей заинтересованных в деятельности
предприятия лиц: потребителей, акционеров,
руководства, персонала, деловых партнеров,
но др. Миссия предприятия при нестратегическом управлении заключается в производстве
товаров и услуг с целью получения прибыли
от их реализации.
- Главное внимание руководства. Внешняя
среда, отслеживание и адаптация, к его
изменениям, поиск возможностей в конкурентной
борьбе — объект главного внимания руководства предприятий за стратегическое управление. При обычном управлении руководители, в первую очередь, решают внутренние проблемы предприятий.
- Фактор времени. Стратегическое управление
ориентировано на долгосрочную перспективу.
В развитых странах со стабильной средой предприятия могут разработать стратегию развития на 5,10,15 лет и больше.
Обычное (оперативное) управление предусматривает
разработку средне- и краткосрочных планов (на 1-2
года), которые обеспечивают реализацию
стратегии.
- Порядок планирования. Стратегическое планирование
начинается с оценки потребностей рынка,
анализа действий конкурентов, изучения
тенденций развития отрасли. При обычном
управлении планирование начинается с
анализа внутренних возможностей и ресурсов
организации.
- Критерии эффективности управления. При обычном управлении такими критериями есть обеспечения прибыльности и рационального использования производственного потенциала. При стратегическом управлении важнейшими критериями эффективности есть своевременность и точность реакции организации на новые запросы
рынка и изменения в окружении.
- Подход к управлению персоналом. При
обычном управлении работники являются
одним из основных видов ресурсов, исполнителями
отдельных функций и заданий. При стратегическом
управлении работники — это основа организации, главная
ценность и источник благосостояния, если
их профессиональные качества отвечают
избранной стратегии предприятия.
- Масштабы деятельности предприятия.
Стратегическое управление осуществляется
руководством средних и больших предприятий на формальной основе с разработкой и утверждением необходимых документов.
Руководство небольших организаций, если
и занимается разработкой и реализацией стратегии, то менее формальной,
с помощью периодического обсуждения
долгосрочных целей и мероприятий по ее достижению [60, ст. 149].
1.2 Принципы и особенности
стратегического планирования
К основным особенностям современного
планирования принадлежат:
- увеличение масштабности и комплексности
заданий организации, которая побуждает
руководство использовать значительное количество специалистов.
Поскольку каждый специалист «разговаривает
на собственном языке», имеет свою точку
зрения относительно способов достижения
основных целей организации, специализация
может привести к нарушению согласованных
действий. Именно планирование дает возможность
соединить точки зрения и действия разных
специалистов в единственное целое;
- рост значения времени. Любые услуги,
продукты, идеи (как результат реализации
планирования), должны быть представлены
рынку, потребителям не раньше и не позже, а точно в определенный
срок;
- ограниченность и подорожание ресурсов.
Поэтому очень важно обеспечить их рациональное
использование. План должен быть разработан
так, чтобы обеспечить оптимальное использование
ограниченных ресурсов;
- рост важности контроля над расходами,
рентабельностью запланированных и реализованных
проектов, программ;
- повышение уровня риска при реализации
целей организации. Поэтому для финансирования
реализации целей необходимо их серьезное
обоснование, ресурсное обеспечение;
- значительное влияние изменений в бизнес среде организации на процесс планирования,
необходимость оперативного вмешательства
для коррекции планов;
- зависимость достижения целей организации
от участия каждого ее работника;
- частые изменения состава руководства и исполнителей, что вынуждает
обращать значительное внимание на последовательность
работы над реализацией целей подразделов
и организации в целом [56, ст. 289].
Под принципами планирования следует
понимать объективную категорию науки
планирования, которое выступает в качестве отправного
основного понятия, которое выражает совокупное
действие ряда законов развития как объекта
планирования, которое определяет задание,
направление и характер составления, возможности
выполнения плановых заданий, а также
проверки их выполнения.
Стратегическое планирование является
центральным элементом системы управления
обществом, предприятием, для него также общезначимыми
являются следующие основные принципы
управления, к которым относятся:
1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.
Содержанием этого принципа является
требование, согласно которому те, кто
разрабатывает прогнозы, стратегические
программы и планы, должны выходить из
целей политики, намеченной к реализации
соответствующими субъектами управления.
Политика это не что другое, как организационно
оформлена система интересов общества.
Она выражает отношение между людьми и
к государству, направление ее деятельности
в сторону, что позволяет реализовать
эти интересы. В системе интересов центральное
место занимают экономические интересы,
они являются определяющими по сравнению
со всеми другими и в этом содержании политика
не может не быть концентрированным выражениям
экономики. Вместе с тем, для беспрепятственного
развития экономики, нужные соответствующие
политические условия, необходимо государство
со всеми своими институтами и органами
власти. Поэтому политика выступает в
качестве направляющего русла, в рамках
которого функционирует экономика любой
страны. Поэтому, без приоритетного начала
политики в управлении экономикой последняя
не может успешно развиваться, чем и определяется
соотношение между экономикой и политикой.
2.Принцип единства централизма
и самостоятельности. Сущность этой
закономерности стратегического
планирования заключается в том, что подготовлены регулировочными
органами проекты решений в форме прогнозов,
стратегических программ и планов, с одной
стороны, должны базироваться на информации
о намерениях хозяйничающих субъектов,
учитывая их интересы, а из другого - обеспечивать
влияние на них в нужном для общества направлении.
В рамках предприятия, корпорации, централизм
и самостоятельность, в стратегическом
планировании, находят свое конкретное
приложение в предоставлении своим филиалам
максимально возможной свободы в хозяйственной
деятельности, в т.о. и в планировании,
но в рамках общей стратегии предприятия,
корпорации.
3.Принцип научной обоснованности
и эффективности прогнозов, стратегических
программ планов, означает необходимость
учета в процессе их составления
следующих требований:
а) действие всей системы законов развития
общества, которые определяют содержание
и направление отдельных элементов и сфер
деятельности. Разрабатывая прогнозы,
проекты стратегических программ и планов,
их составители должны выходить из сущности,
содержания и форм проявления в практической
деятельности экономических законов рыночного
хозяйства, законов развития социальных
отношений, законов развития науки и техники;
б) глубокое изучение и практическое
использование в плановой работе достижений
современной отечественной и заграничной
науки и техники, с целью своевременного
осуществления структурной перестройки экономики. Материализации
в хозяйственной практике важнейших направлений
научно технического прогресса, екологизации
производства, обеспечении его социальной
направленности, а также высокий уровень
интенсификации и эффективности;
в) на основе широкого использования экономических
инструментов ориентировать предприятия,
корпорации на своевременное техническое
вооружение, конструкцию и возобновление
производства, благоприятность, к научному
прогрессу. Быстрое реагирование на постоянно
переменчивые потребности общества;
г) обеспечение в процессе стратегического
планирования органического единства
стратегических и тактических планов,
программ и прогнозов;
д) повышение степени достоверности планово
учетной информации, которая является
информационной базой для расчетов показателей прогнозов,
стратегических программ и планов;
е) постоянное усовершенствование технологии
разработки всех плановых документов;
ж) обеспечение комплексного использования
всех других элементов методологии стратегического
планирования.
4. Принцип комбинации общих и
локальных интересов при приоритете
интересов высшего ранга и
стимулирования личной и коллективной
заинтересованности в исполнении
заданий стратегических программ
и планов. Этот принцип значит:
- объективную необходимость органического слияния интересов разных классов, социальных
слоев, коллективно коммерческих организаций
и отдельных работников в единственную
систему и обеспечение в процессе управления
стратегических целей программ и проектов
планов, а также подготовки мероприятий, которые способствуют их достижению;
- при регуляции воспроизводительных процессов,
которые происходят в национальной экономике
с помощью федеральных и региональных
целевых, комплексных стратегических
программ и планов, решать эти проблемы,
выходя из приоритета для всех членов общества
интересов укрепления его безопасности
и других, человеческих в общих чертах ценностей;
- создание с помощью системы экономических
стимулов, в виде разнообразных форм заработной
платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными
ресурсами, личной коллективной заинтересованности
работников, в успешном выполнении плановых
заданий. Несогласованность интересов
хозяйничающих субъектов, внутри трудовых
коллективов не позволяет управлять экономическими и социальными процессами,
достигать намеченных целей, а отсутствие
экономических стимулов трудовой активности
людей, приведет к низкой эффективности
труда, к разрушению самой экономической
системы.
5) целевая направленность планирования.
Исходным пунктом планирования является четко
и взвешенно определены конечные цели;
6) принцип системности в планировании.
Планирование должно охватывать
все сферы деятельности предприятия,
учитывать все тенденции развития,
изменения ситуации. Применение
системного подхода при обосновании и определении
плановых заданий на всех уровнях управления
облегчает обеспечение субординации целей,
учета альтернативных путей и способов
их достижения;
7) принцип непрерывности планирования,
которое значит: обеспечение постоянной плановой перспективы; формирование
и периодические изменения горизонта
планирования с учетом ситуации на предприятии,
во внешней среде; взаимосвязь, согласование
и коррекция долго, средне и краткосрочных
планов;
8) принцип экономичности при
планировании;
9) принцип создания надлежащих
условий для выполнения разработанных
планов;