Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:24, дипломная работа
Цель дипломной работы – раскрыть понятие стратегии и стратегического планирования, разработать алгоритм стратегического развития предприятия и сформулировать предложения относительно сбытовой стратегии предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1 СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие стратегии, стратегического планирования и стратегического управления
1.2 Принципы и особенности стратегического планирования
1.3 Уровни разработки стратегии развития организации
1.4 Виды стратегий развития предприятия
2 Анализ деятельности и СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.1 Общая характеристика деятельности авиакомпании
2.2 Анализ финансового состояния авиакомпании за 2007-2011 гг.
2.3 Анализ микро и макро среды авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.4 Формы стратегического контроля и реализации стратегии
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Разработка алгоритма стратегического развития авиакомпании
3.2 Возможные пути улучшения показателей деятельности авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
10) принцип оптимума
11) принцип сбалансированности. Сбалансированность является основным условием обоснованности планов, реальности их выполнения, благодаря обеспечению соответствия между разделами, целями плана;
12) принцип адекватности
1.3 Уровни разработки стратегии развития организации
Руководство больших предприятий процесс разработки стратегии осуществляет на нескольких организационных уровнях.
Корпоративная стратегия. Распространяется на всю компанию, охватывает все направления ее деятельности. Решения относительно корпоративной стратегии обычно принимаются советом директоров: руководителями высшего ранга и другими ключевыми менеджерами.
Разработка корпоративной стратегии для предприятия предусматривает:
Деловая стратегия. Для предприятия, которое занимается одним видом бизнеса, корпоративная и деловая стратегия совпадают; отличия между ними есть только на диверсифицированном предприятии.
Деловая стратегия касается управления отдельной сферой деятельности предприятия; она состоит из ряда подходов и направлений, разрабатываемых руководством для достижения наилучших показателей в этой сфере деятельности.
Ответственность за деловую стратегию несет менеджер стратегического хозяйственного подраздела (стратегической бизнес-единицы) предприятия — самостоятельной структурной единицы организации, ориентированной на определены стратегические зоны ведения хозяйства (сферы бизнеса). Стратегическая бизнес-единица — независимая от других зона бизнеса, которая охватывает определенную сферу деятельности предприятия; внутрифирменная организационная единица, которая отвечает за разработку стратегии фирмы на одном или нескольких сегментах целевого рынка.
Совокупность стратегических единиц бизнеса образуют хозяйственный (корпоративный, стратегический) портфель фирмы. В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка (делению рынка на части — сегменты с похожими характеристиками) согласно таким критериям: территориальным (рыночным), товарным (продуктовым), по типу покупателей, мешаному.
В зависимости от уровня выделения стратегических бизнес-единиц ими могут быть региональные отделения, дочерние компании, предприятия, группы подразделов и тому подобное.
Стратегическая бизнес-единица имеет такие характеристики:
В компании может быть от одной стратегической бизнес-единицы (если это небольшая специализированная фирма) до нескольких десятков. Когда их недостаточно, то есть угроза игнорирования важных отличий в направлениях бизнеса; слишком большое количество стратегических бизнес-единиц усложняет процесс стратегического управления.
Основное задание деловой стратегии — достижение и закрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции предприятия на рынке. Для его выполнения деловую стратегию следует разработать за такими основными направлениями:
Функциональная стратегия. Принадлежит к плану действий отдельных функциональных отделов и служб предприятия (разработка новой продукции, производство, маркетинг, персонал, распределение, финансы, и тому подобное) в пределах корпоративной и деловой стратегии. За ее формирование отвечают руководители функциональных подразделов. Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании, создании управленческих ориентиров, для достижения определенных функциональных целей предприятия.
Если руководители функциональных подразделов осуществляют свою стратегию независимо друг от друга и от менеджера стратегической единицы бизнеса, это может привести к нескоординированным действиям, а, следовательно — конфликтов. Чтобы этого не случилось, необходимо координировать функциональные стратегии на стадии обсуждения, когда еще не поздно устранить расхождения.
Операционные стратегии. Определяют, как обеспечить выполнение важных оперативных заданий (закупка материалов, управления запасами, ремонт, транспортировка, рекламные кампании, и тому подобное) в пределах функциональных, деловых и корпоративных стратегий предприятия. Ответственность за разработку операционных стратегий ложится на менеджеров среднего звена, предложению которых должны быть рассмотрены и утверждены их руководителями [60, ст. 151]
1.4 Виды стратегий развития предприятия
После многолетних исследований специалисты стратегического менеджмента дошли до такого вывода, что, сколько существует предприятий, столько же существует и конкретных стратегий. Наиболее распространенные проверены практикой и освещенные в литературе стратегии можно классифицировать за разными признаками. Приведем в таблице 1.1 классификацию типов стратегий развития организаций.
Стратегии относительно продукта
Стратегия дифференциации
Стратегия дифференциации применяется известными компаниями и заключается в производстве разнообразных модификаций высококачественной популярной марочной продукции для рынка с неоднородным спросом.
При этом основным заданием предприятия является обеспечение уникальности и высшей ценности продукции для покупателей с точки зрения уровня качества, особенных характеристик, методов сбыта, сервисного обслуживания, в сравнении с конкурентами.
Применение этой стратегии целесообразно при таких условиях:
а) на предприятии:
Таблица 1.1
Основные виды стратегий развития организаций
Стратегии относительно продукта |
Стратегии интеграционного роста |
Стратегии диверсификации |
Стратегия дифференциации Стратегия низких расходов Стратегия фокусировки |
Стратегия вертикальной интеграции (прогрессивной, регрессивной) Стратегия горизонтальной интеграции |
Стратегия диверсификации в родственные отрасли (концентрическая, горизонтальная) Стратегия диверсификации в неродственные отрасли (конгломератная) |
Стратегии сокращения бизнеса |
Конкурентные стратегии |
Международные стратегии |
Стратегия ликвидации Стратегия «уборки урожая» Стратегия сокращения бизнеса Стратегия сокращения расходов |
Стратегии в новых, зрелых и неперспективных отраслях Стратегии предприятий в зависимости от доли отраслевого рынка |
Глобальная стратегия Многонациональная стратегия |
Функциональные стратегии |
||
Инновационная стратегия Производственная стратегия Финансовая стратегия Маркетинговая стратегия (товарная, марочная, ценовая, сбытовая, коммуникационная) Кадровая стратегия |
б) на рынке:
Направления дифференциации избираются предприятием с учетом таких критериев:
Таким критериям отвечают пять основных направлений дифференциации, которые используются предприятиями в практике бизнеса. Рассмотрим продуктовую дифференциацию, сервисную, дифференциацию персонала, каналов распределения продукции, дифференциацию имиджа предприятия.
Продуктовая дифференциация — предложение продукции предприятия с характеристиками и дизайном, лучше, чем у конкурентов. Основу продуктовой дифференциации составляет товарный ассортимент продукции предприятия, под которым понимают группу аналогичных или тесно связанных между собой товаров.
Основными показателями продуктовой дифференциации является:
1. Дополнительные возможности —
характеристики, которые расширяют
основную функцию продукта. При
этом отправной точкой
2. Уровень качества продукции, который может быть замечательным, высоким, средним, низким. Производителю необходимо соотносить уровень качества продукции с потребностями целевого рынка и товарами конкурентов. Прибыли предприятий, которые производят продукцию высокого качества, значительно превышают прибыли производителей низкокачественной продукции, что связано с возможностью установления высоких цен, значительным количеством повторных покупок, благосклонностью потребителей, к товарной марке.
Однако необоснованно повышение качества приводит к обратной реакции — уменьшению количества потребителей, которые готовы платить за уникальный за своими характеристиками продукт. В пределах продуктовой дифференциации применяются несколько вариантов стратегий изменения уровня качества изделий:
3. Долговечность, которая определяет
длительность службы (работы) изделия
в нормальных и тяжелых
4. Надежность — показатель
5. Ремонтопригодность — отображает степень сложности возобновления работоспособности неисправного изделия.
6. Стилистическое решение, которое отображает восприятие товара потребителями.
7. Дизайн как совокупность
Сервисная дифференциация — предложение разнообразного и более качественного в сравнении с конкурентами уровня услуг, которые сопровождают продукцию предприятия.
Сервисная дифференциация может стать ключевым фактором в конкурентной борьбе, когда дифференциация физической продукции предприятия является проблематичной, невыгодной или невозможной [56, ст. 114].
Покупатели и клиенты в первую очередь ценят такие аспекты сервисной дифференциации: