Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:24, дипломная работа
Цель дипломной работы – раскрыть понятие стратегии и стратегического планирования, разработать алгоритм стратегического развития предприятия и сформулировать предложения относительно сбытовой стратегии предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1 СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие стратегии, стратегического планирования и стратегического управления
1.2 Принципы и особенности стратегического планирования
1.3 Уровни разработки стратегии развития организации
1.4 Виды стратегий развития предприятия
2 Анализ деятельности и СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.1 Общая характеристика деятельности авиакомпании
2.2 Анализ финансового состояния авиакомпании за 2007-2011 гг.
2.3 Анализ микро и макро среды авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.4 Формы стратегического контроля и реализации стратегии
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Разработка алгоритма стратегического развития авиакомпании
3.2 Возможные пути улучшения показателей деятельности авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
4. Оценка результатов контроля
и принятия решения
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Разработка алгоритма
стратегического развития
В условиях настоящего, когда авиакомпания ОАО «Авиалинии Дагестана» вынужденно бороться за своих покупателей, конкурируя с мировыми лидерами в разнообразных сферах деятельности, вопроса стратегического развития авиакомпании, приобретает особенную актуальность. Ведь новые времена нуждаются в создании принципиально новых стандартов организации и ведения успешного бизнеса.
Определение стратегического направления развития авиакомпании, которое имеет широкий ассортиментный ряд, усложнено определением направлений деятельности, которые могут быть наиболее перспективными из позиций прибыльности, перспектив развития рынка, роста стоимости активов, и тому подобное.
Стратегическое развитие авиакомпании можно построить на подходе, который рассматривает организацию как систему совокупность СЗХ (стратегических зон ведения хозяйства, Strategic business unit - SBU), которой присущие определены как собственные характеристики, так и потребность в определении общего направления развития, которое достигается через определенное позиционирование зон бизнеса с выделением стратегически важных элементов, которые могут быть важными для всех СЗГ.
В научной литературе стратегически важными элементами, чаще, определяют: ряд конкурентов, который частично совпадает для всех СЗГ, относительно близкие стратегические цели развития СЗГ, возможность единственного стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности и тому подобное.
Использование такого подхода дает возможность предприятиям с широким ассортиментным рядом осуществлять эффективное стратегическое управление, сбалансировать ресурсные возможности (в пределах предприятия и его структурных подразделений осуществлять перераспределение денежных, материальных, сырьевых потоков) и обеспечивать оптимизацию использования производственных мощностей.
При определении стратегических направлений развития авиакомпании, каждая из СЗХ имеет собственные позиции на локальном рынке, которые определяются относительными характеристиками этого рынка:
Лишь учет всех этих особенностей позволяет четко очертить направление стратегического развития отдельных ЗСХ и предусмотреть возможные риски. Определение направлений стратегического развития отдельных СЗХ та увязка этого развития с общим планом стратегического развития предприятия должно иметь определенный алгоритм, который может быть построен следующим образом (рис. 3.1).
1. Оценка существующего
Оценка существующего состояния «Авиалиний Дагестана» осуществляется на основе проведения анализа с помощью двух или трехмерных матриц, которые учитывают скорость развития отрасли и отдельных рыночных сегментов, вместимость рынка, перспективная привлекательность отрасли, конкурентный статус и тому подобное.
Описанные ранее модели стратегического анализа имеют собственные недостатки и преимущества, потому избрание инструментов стратегического анализа зависит от доступа к информации, ее объему, времени, отведенному для осуществления анализа, профессионализма исполнителей, финансовых возможностей, и тому подобное.
Для обеспечения получения более корректных данных целесообразно проводить стратегический анализ за несколькими моделями и сравнить полученные результаты для определения наиболее достоверной рыночной характеристики отдельных СЗХ.
2. Оценка привлекательности СЗХ.
Такая оценка осуществляется
за направлениями: привлекательность
СЗХ, перспективы развития
Рис. 3.1 - Алгоритм стратегического развития предприятия
2.1. Привлекательность СЗХ. Для оценки
изменений в объемах рынка, что
базируются на определении
К показателям, которые характеризуют развитие СЗХ, следует отнести следующие (рис.3.2).
Рис. 3.2 - Основные факторы развития стратегических зон ведения хозяйства
Количество неучтенных факторов, представленных на рис.3.2, может быть разным не только для отдельных отраслей ведения хозяйства, а даже для отдельных их сегментов.
2.2. Перспективы развития
К основным факторам, которые формируют изменение прибыльности СЗХ, целесообразно отнести следующие (рис.3.3).
2.3. Нестабильность рыночной
3. Оценка конкурентного статуса
предприятия. Конкурентный статус
определяется ключевыми
Рис. 3.3 - Основные факторы изменения прибыльности стратегических зон ведения хозяйства
На этом этапе, наиболее важным моментом выступает идентификация ключевых факторов успеха, что позволяет предприятию сосредоточить основное внимание на их развитии.
Ключевые факторы успеха целесообразно связывать, прежде всего, с технологией, производством, товарооборотом, маркетингом, персоналом, организационными и финансовым возможностями.
4. Аудит действующей стратегии развития. Аудит позволяет понять, существует ли в организации четкая и понятна всем стратегия, отвечает ли эта стратегия условиям внешней среды, возможна ли реализация этой стратегии, отвечают ли действия организации существующим вызовам и тому подобное.
Рис. 3.4 - Основные факторы внешней среды, которые осуществляют влияние на рыночную ситуацию и ведение бизнеса
К алгоритму осуществления аудита существующей стратегии, следует отнести следующие этапы:
5. Определение последующих
5.1. Если состояние организации отвечает стратегии развития, стратегия не корректируется, пересмотр стратегии необходим при достижении определенной стратегической цели.
5.2. Если состояние организации
не отвечает стратегии
Определим этапы составления стратегического плана деятельности ОАО «Авиалинии Дагестана»:
Стратегический план как комплексный плановый документ может состоять из таких разделов:
Это содержание стратегического плана имеет индикативный (рекомендательный) характер. Он может варьироваться и уточняться (расширяться, углубляться) в зависимости от вида предприятия, уровня планирования и избранной базовой стратегии.
Предисловие являет собой ключ к плану. В ней отображаются:
В разделе «Описание авиакомпании» должны быть раскрыты:
В разделе «Стратегия маркетинга» должны быть разработаны: