Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:24, дипломная работа
Цель дипломной работы – раскрыть понятие стратегии и стратегического планирования, разработать алгоритм стратегического развития предприятия и сформулировать предложения относительно сбытовой стратегии предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1 СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие стратегии, стратегического планирования и стратегического управления
1.2 Принципы и особенности стратегического планирования
1.3 Уровни разработки стратегии развития организации
1.4 Виды стратегий развития предприятия
2 Анализ деятельности и СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.1 Общая характеристика деятельности авиакомпании
2.2 Анализ финансового состояния авиакомпании за 2007-2011 гг.
2.3 Анализ микро и макро среды авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.4 Формы стратегического контроля и реализации стратегии
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Разработка алгоритма стратегического развития авиакомпании
3.2 Возможные пути улучшения показателей деятельности авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
Рис. 2.4. Расходы авиационные ГСМ на час полета, млн. руб.
Расходы на бортпитание (Рисунок 2.5.) уменьшились на 1,4% и составили 77,38 млн. рублей. В то же время в пересчете на 1 тыс.пкм расходы на бортпитание снизились на 38,8%, со 174 руб. в 2009 г. до 126 руб. в 2010 г.
Рис. 2.5. Расходы на бортпитание на 1000 пкм., руб
Расходы на авианавигационное обслуживание (Рисунок 2.6.), пролет территории и метеообеспечение увеличились на 48,2 % по сравнению с уровнем 2009 г. и составили 108,71 млн. рублей. В то же время уровень вышеуказанных расходов в пересчете на час полета вырос на 12,2%, что связано с увеличением числа международных нерегулярных рейсов.
Рис. 2.6. Расходы на аэронавигационные обслуживание, обеспечение полета и метео, млн. руб.час
В целом можно сделать вывод, что авиакомпания ОАО «Авиалинии Дагестана» стабильно и уверенно увеличивает масштабы своей деятельности, крепя позиции на рынке авиа услуг.
Производственные показатели, их колебания и динамику, за последние года деятельности авиакомпании «Авиалинии Дагестана» наглядно можно изобразить в виде диаграммы:
Рис. 2.7. Производственные показатели ОАО «Авиалинии Дагестана»
Таким образом, видно, что объемы предоставленных услуг и выполненных показателей в течение 2010-1011 годов не испытывали существенных изменений, кроме материальных затрат на предоставление услуг. В целом проанализировав производственные показатели деятельности ОАО «Авиалиний Дагестана» за период с 2010 до 2011 годов, можно отметить, что производственная деятельность авиакомпании является стабильной и постоянной.
В 2010 году выручка от реализации работ и услуг без учета НДС по основным видам деятельности ОАО «Авиалинии Дагестана» составила 2111998 тыс. руб. (в 2009 году – 1514251 тыс. руб.). Доход от реализации услуг по основной деятельности в 2010 году, показывают данные таблицы 2.1., сформирован на 97% по авиаперевозкам, на 2.6% по аэропортовому обслуживанию и на 0,3% по техническому обслуживанию сторонних ВС.
Таблица 2.1.
Виды деятельности |
Выручка (без НДС) в тыс.руб. |
Структура в % к итогу |
Авиаперевозки |
2050973 |
97,1 |
Аэропортовое обслуживание, всего |
55590 |
2,6 |
- в том числе: |
||
Взлет-посадка |
5010 |
0,2 |
Обеспечение безопасности |
2038 |
0,1 |
Пользование аэровокзалом |
1184 |
0,1 |
Обслуживание пассажиров |
6430 |
0,3 |
Обработка грузов |
1015 |
0,1 |
ОТО |
5435 |
0,2 |
Прочие |
34477 |
1,6 |
Техническое обслуживание |
5435 |
0,3 |
Итого: |
2111998,0 |
100,0 |
Согласно аудиторской проверки, которая была проведена по итогам 2011 года, были выявлены следующие искажения:
Таблица 2.2
Название строки |
Код строки |
На 31.12.11г. |
Основные средства |
1150 |
- 39 862 (завышена) |
Прочие внеоборотные активы |
1190 |
+39 862 (занижена) |
Оценочные обязательства |
1540 |
+93 437 (занижена) |
Дебиторская задолженность |
1230 |
- 93 437 (завышена) |
Кредиторская задолженность |
1520 |
- 2096 (завышена) |
Основные средства |
1150 |
- 39 862 (завышена) |
Прочие внеоборотные активы |
1190 |
+ 30 862 (занижена) |
Непокрытый убыток |
1370 |
+184 779 (занижена) |
Себестоимость продаж |
2120 |
- 80 000 (завышена) |
Прочие доходы |
2340 |
+ 25 931 (занижена) |
Прочие расходы |
2350 |
+290 954 (занижена) |
Чистый убыток |
2400 |
+185 023 (занижена) |
По результатам аудиторской проверки ОАО «Авиалинии Дагестана», аудиторы пришли к выводу, что авиакомпания не имеет перспектив развития, не может отвечать по своим обязательствам и сохранить статус самостоятельного юридического лица в течение ближайших 12 месяцев следующих за отчетной датой и имеет признаки прекращения финансово-хозяйственной деятельности. В связи с иском и решением арбитражного суда было передано в собственность Республики Дагестан находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Авиалинии Дагестана». Поэтому только с середины 2012 года авиапредприятие начало возвращаться к авиа-жизни.
2.3 Анализ микро и макро
среды авиакомпании ОАО «
Процесс разрабатывания стратегии начинается с анализа деловой среды (комплексного исследования факторов, которые могут повлиять на экономическое положение и развитие предприятия), и осуществляется за тремя направлениями: анализ макроокружения; анализ отраслевого рынка; анализ внутренней среды организации.
Макроокружение и отраслевой рынок является элементами внешней среды, изучение которой дает возможность обнаружить возможности и угрозы для развития предприятия. Анализ внутренней среды помогает определить сильные и слабые стороны организации. Конечной целью анализа деловой среды считается формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии.
Успехи авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана» на транспортном рынке в прошлом и в настоящем можно объяснить непрерывным растущим спросом, которые позволяют идти в ногу со временем.
Макроокружение авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
Анализируя макроокружение любого предприятия, изучают факторы, которые прямо не касаются краткосрочной деятельности предприятия, но могут повлиять на его долгосрочное развитие. Среди многочисленных возможных факторов макроокружения основными считаются: экономические, правовые, политические, социальные, технологические и международные. Проанализируем эти факторы:
1). Состояние экономики (экономический фактор)
В целом, экономическая ситуация в стране начинает медленно, но верно исправляться. Этому способствуют усилия президента и правительства, а также повышения деловой активности населения, которое адаптировалось к условиям рыночной экономики.
Курс иностранной валюты. Часть иностранных предприятий (поставщиков продукции на наш рынок) работает с евро, а часть - с долларом. Постоянное повышение курса этих валют по отношению к рублю приводит к удорожанию нефти в рублевом эквиваленте и увеличения цены топлива. В первом полугодии 2008 г. начался рост цены авиатоплива; в Махачкале она выросла с 19200 р. за тонну в феврале до 30100 р. в июне. Естественно, это привело к росту тарифов на авиаперевозки. В июне 2008 г. на московском рейсе были введены тарифы 5800, 6100, 6600, 7300, 8400, 11900 руб. (средний тариф - 7683 руб.). 31 июля УФАС приняло решение и предписание, в которых обвинило авиапредприятие в нарушении правил формирования тарифов на авиаперевозки и объявило «реальную и разумную» цену билета - 6364,88 р. Поскольку данные документы противоречили закону, авиапредприятие обжаловало их в арбитражном суде. При этом авиапредприятие не только не снизило средний тариф, но и увеличило его - с 15 августа средний тариф составил 8400 р. (при этом конкурент «Авиалиний Дагестана», авиакомпания «Сибирь», держала в августе на данной трассе 11885 р.) Но с сентября, в связи со снижением цены авиатоплива, «Авиалинии Дагестана» пошли на снижение тарифов на авиаперевозки - с 10 сентября средний тариф был снижен до 7257 р., с 15 ноября — до 6800 р., с 1 января - до 6483 р. Таким образом, снижение тарифов происходит на основании объективных экономических показателей.
Также изменение тарифов на сырье, транспорт, энергию, повышение арендной платы, - все это принуждает повышать цены на все услуги.
2). Политический фактор
В целом, политическая ситуация в стране не стабильна. Внутренний рынок и деятельность организации находится под постоянным влиянием политических событий и решений, руководство организации должно следить за решениями, которые принимаются, и законами не только правительства, но и местных органов власти.
В целом, влияние политического фактора в данный момент на авиакомпанию ОАО «Авиалинии Дагестана» небольшой. Однако можно отметить следующее:
3). Социальный фактор
Будучи одним из лидеров гражданской авиации России и осознавая свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, «Авиалинии Дагестана» стремятся к обеспечению социальной защиты во всех сферах своей деятельности, которая органически вписывается в масштабную программу социальной ответственности, которая является одним из принципов деятельности авиакомпании.
4). Технологический фактор
Этот фактор имеет достаточно большое значение для развития авиапредприятия. Анализ технологической внешней среды показывает постоянное совершенствование предоставление услуг и разработки абсолютно новых маршрутов, которые означает улучшение качества, и это позволяет более полно удовлетворить спрос покупателей. Предприятие «Авиалинии Дагестана» не просто старается, оно обязано идти в ногу с научно-техническим процессом потому, что от этого зависит ее будущее.
5). Естественный фактор
Такое природное явление как изменение климата мало чем влияет на спрос на услуги. А вот, например, землетрясение или другие естественные катаклизмы снизят уровень сбыта.
6). Правовой фактор
Руководство авиапредприятия постоянно отслеживает изменения в законодательстве. И авиакомпания действует в соответствии с нормами, установленными законодательством. В целом, правовая ситуация не оказывает сильного влияния на работу авиапредприятия.
Описание особенностей внешней среды транспортного предприятия
Внешняя среда – это определенное множественное число элементов или систем, которые находятся вне пределов данной системы, которые взаимодействуют с ней и на нее, но не принадлежат ей. К факторам внешней среды авиакомпания ОАО «Авиалинии Дагестана»
можно отнести:
Рис.2.1 Авиакомпания ОАО «Авиалинии Дагестана» как подсистема относительно к внешней среде (сверхсистемы).
Рис.2.1 доказывает, что авиакомпания ОАО «Авиалинии Дагестана» можно рассматривать как систему в целом, как подсистему в большой системе перевозок, сотрудничества, с ведущими авиакомпаниями. Также на рис.2.1 изображены тесные взаимосвязи со многими компонентами внешней среды. Например, авиакомпания тесно сотрудничает с другими авиаперевозчиками. Это дает ей возможность расширять карту полетов, увеличивать дальность полетов, повышать пассажирооборот, грузооборот, а также получать определенные навыки, изучать новые возможности и улучшать качество обслуживания на основе взаимообмена со своими партнерами. Авиакомпании, с которыми сотрудничает ОАО «Авиалинии Дагестана», также, в свою очередь, расширяют геогрфию полетов, улучшают показатели эффективности своей работы и тому подобное. ОАО «Авиалинии Дагестана» тесно сотрудничает с ведущими европейскими авиакомпаниями в рамках соглашений об общей эксплуатации воздушных линий.