Анализ деятельности и стратегии развития в авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – раскрыть понятие стратегии и стратегического планирования, разработать алгоритм стратегического развития предприятия и сформулировать предложения относительно сбытовой стратегии предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие стратегии, стратегического планирования и стратегического управления
1.2 Принципы и особенности стратегического планирования
1.3 Уровни разработки стратегии развития организации
1.4 Виды стратегий развития предприятия
2 Анализ деятельности и СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.1 Общая характеристика деятельности авиакомпании
2.2 Анализ финансового состояния авиакомпании за 2007-2011 гг.
2.3 Анализ микро и макро среды авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»
2.4 Формы стратегического контроля и реализации стратегии
3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Разработка алгоритма стратегического развития авиакомпании
3.2 Возможные пути улучшения показателей деятельности авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1 СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА  РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие стратегии, стратегического  планирования и стратегического  управления

1.2 Принципы и особенности стратегического  планирования

1.3 Уровни разработки стратегии  развития организации

1.4 Виды стратегий развития предприятия

2 Анализ деятельности и СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»

2.1 Общая характеристика деятельности  авиакомпании 

2.2 Анализ финансового состояния  авиакомпании за 2007-2011 гг.

2.3 Анализ микро и макро среды авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»

2.4 Формы стратегического контроля  и реализации стратегии

3 РАЗРАБОТКА ПЛАНА СТРАТЕГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ

3.1 Разработка алгоритма стратегического  развития авиакомпании

3.2 Возможные пути улучшения  показателей деятельности авиакомпании  ОАО «Авиалинии Дагестана»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях настоящего, когда предприятия вынуждены бороться за своих покупателей, конкурируя с мировыми лидерами в разнообразных сферах деятельности, вопрос стратегического развития предприятий, приобретает особенную актуальность. Ведь новые времена нуждаются в создании принципиально новых стандартов организации и ведения успешного бизнеса.

При применении стратегического планирования деятельности предприятий и их деловых отношений создаются следующие важные преимущества:

  • делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
  • просветляет возникающие проблемы;
  • организация может возвести к минимуму негативные последствия фактора «неопределенности будущего»;
  • готовит предприятие к внезапным изменениям во внешней среде;
  • стимулирует руководителей к реализации своих решений в последующей работе;
  • улучшает координацию действий в организации;
  • создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • увеличивает возможности обеспечения предприятия необходимой информацией;
  • способствует более рациональному распределению ресурсов;
  • улучшает контроль организации.

Отсутствие планирования ставит предприятия в такое положение, когда они:

  • не понимают будущих заданий;
  • не умеют рассматривать ведение хозяйства как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
  • теряют ориентацию в хозяйственном мире, поскольку руководствуются только краткосрочными интересами и не понимают общий смысл событий, которые происходят;
  • не в состоянии определить основные потребности рынка;
  • оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности.

Как показывает опыт, быстрый рост и большой успех предприятия, очень часто не связанные с формальным планированием, а, быстрее, является следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства, предприятием. Много предприятий, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечения стабильности.

Для российских предприятий можно очертить две сферы, которые нуждаются в планировании.

1. Частные предприятия. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и осложнению деятельности многих из этих форм, а также к возникновению других факторов, которые создают потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.

Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанному на мысли, что бизнес - умение «вертеться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже не очень далекому будущему. Однако многие из больших частных предприятий начали создавать подразделы планирования или же, по очень мере, вводить должность плановика.

2. Государственные и прежние  государственные, в настоящее время  приватизированные, предприятия. Для  них функция планирования является  традиционной, однако, их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отбивало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровне, а, следовательно, не допускало серьезного умения анализировать и предусматривать, определять собственные цели развития.

Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

 Современный рынок выдвигает  особенные требования к предприятиям. Сложность и высокая подвижность внутрифирменных и рыночных процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования в условиях современного рыночного хозяйства.

Основными показателями анализа транспортного предприятия являются показатели работы авиакомпании, структура комплексов (производственного, технического, коммерческого проч.), география полетов, состав парка самолетов, сотрудничество с другими ведущими авиакомпаниями и проч.

Цель дипломной работы – раскрыть понятие стратегии и стратегического планирования, разработать алгоритм стратегического развития предприятия и сформулировать предложения относительно сбытовой стратегии предприятия.

Для достижения цели поставлены такие задания:

  • раскрыть понятие стратегии, стратегического планирования и стратегического управления;
  • определить принципы и особенности стратегического планирования;
  • проанализировать действия руководителей на каждом уровне стратегии развития организации;
  • дать короткую характеристику типов стратегий развития предприятия;
  • проанализировать финансовое состояние и среду предприятия;
  • определить формы стратегического контроля и реализации стратегии;
  • осуществить SWOT-анализ предприятия;
  • разработать алгоритм стратегического развития предприятия.

Объект дипломной работы – стратегия предприятия - специфический управленческий план действий, направленных на достижение установленных целей, который определяет, как организация будет функционировать и развиваться, а также каких предпринимательских, конкурентных и функциональных мероприятий и действий будет употреблено для того, чтобы организация достигла желаемого состояния.

Предмет дипломной работы – стратегическое управление предприятием как главное средство определения курса развития организации с целью реализации ее миссии, достижения целей.

При написании дипломной работы были применены следующие методы: аналитические и логические методы — для анализа состояния предприятия, использования метода группирования, показало зависимость результативных показателей от составляющих их формирования; наблюдение и сравнение помогли определить основные направления развития внешней среды предприятия; экономико-статистическое группирование и выборочные наблюдения были применены для определения спроса потребителей.

 

1 СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВА  РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Понятие стратегии, стратегического  планирования и стратегического  управления

 

Уровень планомерности во многих эффективно функционирующих компаниях демонстрирует осмысленность и определенность их деятельности. Современное планирование характеризуется осознанием его необходимости с целью обеспечения эффективной организации, мотивирования, контролирования и регуляции деятельности организации, предотвращения потерь и уменьшения рисков.

Процесс планирования формирует ориентир будущей деятельности организации.

Планирование — вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации, пути и способы его достижения.

Стратегическое планирование является главным средством определения, разработку курса развития организации с целью реализации ее миссии, достижения целей, и тому подобное.

Стратегическое планирование — разновидность управленческой деятельности, которая заключается в реализации комплекса мероприятий, связанных с определением стратегии деятельности организации, то есть комплексного плана перспективного развития организации.

По своему содержанию стратегическое планирование предусматривает формулировку миссии; определение целей организации; анализ ее состояния на принципах оценки факторов внешней и внутренней сред; оценку стратегических альтернатив (возможностей) и выбор стратегии деятельности.

В процессе осуществления стратегического планирования необходимо учитывать такие аспекты:

  • распределение ресурсов (фондов, технологий, опыта, управленческих кадров, и тому подобное);
  • адаптацию к внешней среде (улучшение отношений с окружением);
  • внутреннюю координацию (отображение сильных и слабых сторон организации);
  • осознание организационных стратегий (формирование организации, способной учиться на предыдущих стратегических решениях).

Как правило, стратегическое планирование, осуществляется небольшим по численности (5—10 лиц) специальным плановым отделом, а разработаны им стратегии, должны рассматриваться на совещаниях высшего руководства один раз на год [41, ст. 66].

Следовательно, ключевое понятие стратегического планирования — «стратегия» (в переводе из греческой — «искусство развертывания войска в битве» или «искусство генерала»).

Традиционно искусство стратегии основывается на представлении о нем как одного из процессов управления организацией. Стратегия имеет такие признаки:

  • она проходит в своем развитии два этапа (разработки и внедрения);
  • состоит из решений, для принятия которых нужно проанализировать ресурсы и сформировать общие цели и, возможны варианты их достижения, но, не принимая во внимание ограничения, которые возникают на этапе реализации;
  • касается преимущественно внешней среды деятельности организации [54, ст. 5].

Согласно взглядам классика стратегического планирования А.Чандлера, стратегия — это «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, принятия курса действий и распределения ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей». С одной стороны, такое толкование «стратегии» опирается на традиционный подход к ее определению как особенному методу распределения ресурсов между текущими и будущими видами деятельности. С другой стороны, в этом определении основной акцент делается именно на достижение целей. К такому подходу приближается такое определение: «стратегия — это общий, всесторонний план достижения целей». Отождествление стратегий плана выплывает из теории игр, где стратегия — это план действий в конкретной ситуации, которая зависит от поступков оппонента. Известен специалист из стратегического управления А.Томпсон совмещает плановые принципы стратегии с поведенческими аспектами организации.

Стратегия — это специфический управленческий план действий, направленных на достижение установленных целей. Она определяет, как организация будет функционировать и развиваться, а также каких предпринимательских, конкурентных и функциональных мероприятий и действий будет употреблено для того, чтобы организация достигла желаемого состояния.

В фундаментальном труде И. Ансоффа «Стратегическое управление» наводится такое понятие стратегии: «За своей сущностью стратегия является перечнем правил для принятия решений, которыми организация пользуется в своей деятельности».

Стратегия здесь — это стержень, вокруг которого концентрируются все виды производственно-хозяйственной деятельности. Кроме того, стратегия иногда рассматривается как «блеф» или «хитрый маневр», который определяет ее как инструмент определенного типа для победы в конкурентной борьбе. Согласно такому взгляду можно, произведши «блеф-стратегию», затянуть конкурента «на темную дорожку», которая никуда не ведет. Это базируется на сугубо психологическом аспекте — желании внедрить в своей организации то, которое дало позитивные результаты конкуренту.

И. Ансофф предлагает 4 группы таких правил:

  1. правила, какие целесообразно использовать, оценивая результаты деятельности предприятия на сегодня и в будущем;
  2. правила, за какими формируются отношения предприятия с внешней средой;
  3. правила, согласно каким устанавливаются отношения и процедуры внутри организации;
  4. правила, за какими предприятие действует ежедневно.

В конце 80-х годов ХХ ст. появился новый подход к определению понятия стратегии, который не противоречит прошлым, но уточняет некоторые аспекты:

  • в стратегии одинаково важны все составляющие, потому что на стадии внедрения могут возникнуть непредсказуемые факторы, которые значительно изменяют результат;
  • стратегия связана также с внутренними факторами деятельности организации;
  • стратегия — это процесс, который отображает философию руководства предприятия [56, ст. 104].

На сегодня существуют много определений стратегии:

1) в широком понимании стратегия  — это взаимоувязан комплекс  мероприятий по повышению конкурентоспособности  организаций;

2) в практическом аспекте:

  • это генеральная долгосрочная программа или способ действий относительно выбора приоритетов и распределения ресурсов организации для достижения ее целей;
  • средство достижения долгосрочных целей предприятия;
  • продумана совокупность норм и правил, которые лежат в основе разработки и принятия стратегических решений, которые влияют на будущее состояние предприятия [44, ст. 321].

Информация о работе Анализ деятельности и стратегии развития в авиакомпании ОАО «Авиалинии Дагестана»