Европейский союз как элемент международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных региональных организаций является Европейский Союз (ЕС). Эта международная организация привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..3

Глава 1
ЕС и международные организации
1.1 ЕС и НАТО…………………………………………………………………6
1.2 ЕС и НАФТА………………………………………………………..…….17
1.3 ЕС и МЕРКОСУР………………………………………………….……..23

Глава 2
ЕС и национальные государства
2.1 ЕС и США……………………………………………………….………..25
2.2 ЕС и Япония…………………………………………………..…….…….34
2.3 ЕС и Россия……………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………….…………45
Библиографические сноски…………………………………………………..47

Список использованной литературы…………….…………………..………50

Файлы: 7 файлов

conclusion.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

kursovik1.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Образование североамериканского  общего рынка открывает новые  горизонты экономического взаимодействия  США, Канады, Латинской Америки  с Европейским Союзом. Разрабатываются  планы подключения к НАФТА  Чили, а затем и других стран. В декабре 1994 г. лидеры 34 стран Америки приняли обязательство о создании к 2005 г. всеамериканского торгового рынка.26

     Экономическое положение  США в мире в следующие десятилетия  в значительной степени будет  определяться характером интеграционных процессов, в которые вовлечены не только США, но и все их ведущие партнеры.

     Во внутренней сфере  американская администрация ключом  к оживлению экономики считает  создание условий, при которых  предприниматели содействовали  бы увеличению рабочих мест, усилению деловой активности. С этой целью расширяются программы широкомасштабных общественных работ, предоставляются предпринимателям налоговые скидки, поощряющие капиталовложения, расширяются программы обучения и переквалификации рабочих.

     В общем, ЕС и НАФТА сегодня – ведущие мировые партнёры и конкуренты, и от того, как они будут развиваться в ближайшие годы – во многом зависит будущее мирового рынка и международной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 ЕС и МЕРКОСУР

 

     В последние  годы резко возрос уровень торговли между странами ЕС и Латинской Америки. Здесь, в первую очередь, речь идёт об экономической интеграционной группировке МЕРКОСУР. Ведущая роль в создании этой международной организации принадлежит Бразилии – давнему торговому партнёру Европы. Предыстория:

     В последние десятилетия  существенно изменилась роль  Бразилии в сфере движения  капитала - она стала его экспортером.  Выход бразильского капитала  на внешние рынки произошел  в середине 70-х годов. Он заполнил  свободные промышленные ниши, которые обходил предпринимательский капитал из западных стран. В обрабатывающей промышленности приоритет отдавался нефтеперерабатывающей и строительной отраслям. Зоной инвестиционной деятельности стали прежде всего развивающиеся страны. Зарубежные капиталовложения бразильских компаний относительно невелики, на их долю приходится 0,2% мирового вывоза инвестиций, 3% всех зарубежных капиталовложений стран Третьего мира, но 26% всех латиноамериканских компаний.27

     Образованию «избыточного»  капитала способствовала дуалистичность хозяйства, государственный контроль над базовыми отраслями, что создавало относительную узость внутреннего рынка.

     Интеграционная политика. Действенным средством расширения  внешних рынков правящие круги  Бразилии рассматривают создание региональных экономических объединений. Бразилия принимала активное участие в образовании Ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), учрежденной в 1960 г., и преобразовании ее в Ассоциацию латиноамериканской интеграции (1980 г.). Неудовлетворенность низкими темпами хозяйственного сближения и медленным развитием внутризональной торговли вызвала активизацию отношений с Аргентиной и ЕС. В марте 1991 г. было подписано соглашение о создании общего рынка Южного Конуса (Меркосур) в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. С января 1995 г. были введены единые внешние тарифы, что превратило Меркосур в таможенный союз. Общие внешние тарифы колеблются от нуля до 20%.28 Соглашение охватывает не только экономическую, но и гуманитарную сферу.

     Меркосур становится все более сильным полюсом притяжения для других латиноамериканских государств. В 1996 г. Меркосур заключил с Чили и Боливией соглашения о создании зон свободной торговли.

     Союз является важным  элементом внешнеэкономической  политики Бразилии. Он может играть роль геополитического и экономического противовеса политике США — традиционного гегемона в Западном полушарии и Европейскому Союзу. Объединение сосредоточивает 45% населения всей Латинской Америки и более 50% ее промышленного потенциала. Бразилия рассматривает Меркосур как первый шаг к более широкой региональной интеграции, к созданию зоны свободной торговли в Южной Америке. В конце 1993 г. она выдвинула предложение о формировании в течение десяти лет южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА).

     Участники  Меркосур проводят политику «открытого  регионализма», примером которой  явилось заключение общего соглашения  об экономическом сотрудничестве  с ЕС в конце 1995г. На сегодняшний  день перечень товаров очень  широк – от кофе и полезных  ископаемых до автомобилей и высоких технологий. Процесс регионального сотрудничества осуществляется в условиях сильного воздействия на него со стороны США. В связи с этим Меркосур намерен вести переговоры, связанные с образованием зоны свободной торговли американского континента, как единая группировка.

 

 

 

Глава 2

ЕС и национальные государства

    1. ЕС и США

 

     На международной  арене Евросоюз выступает в  роли весьма активного партнера. Не обладая достаточным количеством  собственных ресурсов, ЕС вынужден  компенсировать их посредством расширения международных торговых

связей. Главными конкурентами ЕС на международных рынках выступают  США и Япония. В данном “треугольнике” пока далеко не все отрегулировано, время от времени обостряются  отношения в той или другой области, получающие громкие названия, как-то “стальная война”, “сельскохозяйственная война” и т.д. Вместе с тем были предприняты попытки, в первую очередь на политическом уровне, регулирования взаимоотношений в экономической сфере с тем, чтобы процессы экономической интеграции, идущие в Европе, на североамериканском континенте и в Азиатско-тихоокеанском регионе, а также в самих США, Японии, странах ЕС не замедлялись. Большой удельный вес в подобного рода переговорах, по существу, занимают проблемы передела рынков, подаваемые в оболочке борьбы с демпингом, протекционизмом и т.д. В 1990 г. ЕС и США подписали Трансатлантическую хартию, цель положений которой - укрепление двусторонних взаимоотношений, и прежде всего, в политической сфере.

     Данный параграф посвящен проблемам экономических противоречий между ЕС и США, в частности, в нем рассматриваются разногласия в области торговли сельскохозяйственными товарами, продукции металлургической промышленности, а также по проблемам отношений Восток - Запад.

     В настоящее время торговая война между ЕС и США как никогда обострилась, и вряд ли можно ожидать каких-либо уступок от администрации Дж. Буша.

     С момента основания  ЕС вопросы торговли сельскохозяйственными  продуктами постоянно были причиной  противоречий между Западной Европой в США. Экспорт сельскохозяйственных продуктов поддерживается государством как в ЕС, так и в США. Но если в ЕС проводится политика гарантированных высоких цен путем государственных закупок, то в США непосредственно фермеры получают финансовую поддержку, тогда как уровень цен на аграрную продукцию определяется соотношением спроса и предложения на рынке.   Преимущество американской системы рыночных цен состоит в том, что она не является дополнительным стимулом перепроизводства; европейская же система способствует перепроизводству, обеспечивая защиту внутреннего  рынка ЕС от конкуренции.

     Американцы давно  уже настаивают на пересмотре  ОСП, на отказе Сообщества от  протекционизма на внутреннем  рынке и субсидирования экспорта  в третьи страны. Европейцы в ответ на это указывают, что в настоящее время расходы ЕС составляют 4780  долл. на одно фермерское хозяйство в год, тогда как в США - 7330 долл. Американцы возражают, ссылаясь на то, что размеры средней американской фермы в 10 раз превышают европейские масштабы, и ежегодная помощь в США составляет лишь 17  долл. на акр сельскохозяйственных угодий против 120 долл. в ЕС. В свою очередь, Сообщество отвергает обвинения в протекционизме и указывает на свой дефицит в торговле сельскохозяйственными продуктами с США, который, например, в 1996 г. составил уже более 8,4 млрд. долл.29 ЕС также отмечает свое содействие импорту сельскохозяйственных продуктов из развивающихся стран в соответствии с Ломейской конвенцией. Что касается американских обвинений в субсидировании экспорта, то ЕС указывает на беспроцентные ссуды, выдаваемые на эти цели в США, а также на то, что экспорт США в третьи страны растет быстрее, чем экспорт ЕС.

     Противоречия обострились с ноября 1998 г., когда  по инициативе США в рамках ГАТТ была образована комиссия для проверки того, соответствует ли положениям ГАТТ якобы осуществляемый ЕС демпинг в торговле пшеничной мукой. США пригрозили резко увеличить субсидирование своего экспорта. Когда же ГАТТ отклонило претензии США, американцы перешли к конкретным действиям и продали Египту 1 млн. т пшеничной муки по цене 155 долл. за тонну, что на 25 долл. ниже цены мирового рынка. Кроме того, они предоставили Египту для финансирования этой покупки ссуду с низким процентом. США пригрозили  заключить подобные сделки еще с десятью странами,  (включая традиционные рынки сбыта ЕС, а именно Португалию, Югославию, Марокко, Пакистан и    Йемен), если ЕС не изменит свою сельскохозяйственную политику. США намерены продавать таким же образом масло.

     От этих  действий США особенно пострадала Франция, где такие меры США назвали экономическим империализмом. Ранее Египет покупал у ЕС около 700 тыс. т   пшеницы (90% - во Франции). Торговая война могла бы распространиться и на продукты животноводства. Однако стороны в конце   концов поняли,   что она не принесет выгоду никому, кроме потенциальных    импортеров сельскохозяйственной продукции, и прежде всего России. Однако переговоры, окончившиеся в середине 1999 г. привели лишь к образованию рабочей группы по изучению методов субсидирования экспорта.

     Сразу после этого  США продали Египту 18 тыс. т . масла и 6 тыс. т. сыра, с предоставлением льготной ссуды, погашаемой в египетской валюте, – ЕС обвинило США в возобновлении попыток захвата традиционных рынков сбыта Сообщества и ввело налоги на ввоз растительного масла и жиров, а также импортные квоты на корма. Эти меры ударили по американскому экспорту в ЕС, который по этим позициям составлял 4,5 млрд. долл. В октябре  1999 г. ЕС объявило об увеличении на 10% расходов на субсидирование экспорта зерна в Египет (с 62 до 68 долл.) с целью вернуть себе этот рынок сбыта. Ни к чему не привела встреча 9 декабря 1998 г. государственного секретаря США и уполномоченного ЕС по вопросам сельского хозяйства. Противоречия в торговле сельскохозяйственными товарами обостряются.30

     Что касается “стальной  войны”, то здесь стороны поменялись  местами. Уже США, а не ЕС  проводят протекционистские мероприятия.  Восемь ведущих американских  сталелитейных компаний ощущают  давление со стороны небольших фирм с высокой производительностью труда, чья доля в производстве возросла с практически нулевого уровня в 1999 г. до 30% в настоящее время.

     В то же время  США угрожает увеличение импорта  стали (и не только из ЕС). Здесь дело в устаревшем оборудовании на американских заводах, которое ведет не

только к более высоким производственным затратам, но и к снижению качества стали. Поэтому сталелитейная промышленность США требует от государства протекционистских   мер.

     У ЕС также имеется  избыток производственных мощностей в этой  отрасли. Ряд стран (ФРГ,  Италия)  провели модернизацию производства в лучшие времена. Другие, во главе с Францией, получают помощь государства. К началу 1998 г. сталелитейная промышленность ЕС в общей сложности получила субсидий на сумму более 80 млрд. зап.-герм. марок. С середины 1998 г. в рамках Сообщества регулируются размеры субсидий и устанавливаются производственные квоты. С 1 января 1999 г. введены системы минимальных цен на прокат и контроль за его импортом из третьих стран.

     США обвиняют ЕС  в субсидировании своих продаж  на американский рынок. Европейцы  оправдываются тем, что рост  экспорта способствует перестройке  их сталелитейной промышленности. Тем не менее стороны договорились  вначале о добровольном ограничении на 10% экспорта стали из ЕС в США. Это решение было отвергнуто как недостаточно с Американской федерацией сталелитейной промышленности. В результате длительных переговоров с 1 ноября 1999 до конца 2000 г. ограничена доля продаж ЕС на рынке США на 10 видов обычной стали: с 2,2% по жести до 20,85% по листовой стали. В конце апреля 2000 г. Комитет по внешней торговле США рекомендовал ввести импортные квоты на некоторые виды специальных сталей. В июле 2000 г. были введены 8-10%-ные тарифы с предполагаемым последующим их увеличением на 10% ежегодно в течении четырех лет. Квоты в течение того же четырехлетнего периода предполагается постепенно аннулировать.

     В соответствии со  ст. 19 ГАТТ было рассмотрено требование  ЕС к США о выплате компенсации  за ущерб, понесенный европейскими сталелитейными компаниями, в размере 570 млн. долл. Затем ЕС снизило претензии до 400 млн., но американцы  согласны были заплатить лишь 4 млн. Не достигнув соглашения, ЕС  15 января 1999 г. ввело ответные меры - повысило тарифы на некоторые химические продукты.

     Еще    одно разногласие  между ЕС и США связано с  американской политикой высоких  учетных ставок, которая вызывает  соответствующий рост учетных  ставок в Европе, что препятствует  повышению деловой активности. В  1998 г. участники совещания в Вильямсберге обязались стремиться, особенно путем контроля над государственными расходами, к сокращению дефицита бюджетов и учитывать влияние финансовой политики на уровень процентных ставок и темпы роста. Однако в ближайшие годы дефицит государственного бюджета США вряд ли будет ниже, чем в 1998/1999 фин. г. (195 млрд. долл.), и это по-прежнему будет содействовать росту процентных ставок.31

list.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

lit-ra.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

snoski.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

titul.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

vvedenie.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Европейский союз как элемент международных отношений