Европейский союз как элемент международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных региональных организаций является Европейский Союз (ЕС). Эта международная организация привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..3

Глава 1
ЕС и международные организации
1.1 ЕС и НАТО…………………………………………………………………6
1.2 ЕС и НАФТА………………………………………………………..…….17
1.3 ЕС и МЕРКОСУР………………………………………………….……..23

Глава 2
ЕС и национальные государства
2.1 ЕС и США……………………………………………………….………..25
2.2 ЕС и Япония…………………………………………………..…….…….34
2.3 ЕС и Россия……………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………….…………45
Библиографические сноски…………………………………………………..47

Список использованной литературы…………….…………………..………50

Файлы: 7 файлов

conclusion.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

kursovik1.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     С другой стороны,  Япония предполагает шире использовать  йены в международных торговых  операциях и уменьшить препятствия дня инвестиций и расширения системы иностранных участий. Как отмечается, эффект от либерализации рынка, предпринятой японским правительством, будет наибольшим,  лишь если она станет честью общей политики открытия японского рынка для иностранной конкуренции.

     Объединение промышленных  мощностей Западной Европы и  Японии, основанное на усилиях  обеих сторон в области исследований  и развития,  должно было бы  позволить найти новые решения  проблем двусторонних отношений.

     Задаётся вопрос, а  не являются ли скромные успехи европейских экспортеров на японском рынке следствием недостаточной конкурентоспособности европейских товаров и отсутствия коммерческой агрессивности. Действительно, проведение чисто оборонительной политики влечет за собой два отрицательных последствия. Первое связано с возрастанием зависимости от японской технологии: эта зависимость, по мнению автора, со временем  возрастет, так как промышленная стратегия Японии основывается на росте специализации на отраслях с высокой добавленной стоимостью. Второе состоит в том, что чисто оборонительная политика Западной Европы привела бы к еще большему усилению промышленной оси Япония - США в северной части Тихого океана, уже гораздо более развитой, чем ось Япония - Западная Европа. Об этом свидетельствуют следующие цифры: сумма японских инвестиций в Северной Америке в  1995 г. составила 7 млрд. долл. против 3,8 млрд. долл. в Западной Европе. Таким образом, Западная Европа могла бы не только оказаться изолированной, но и попасть под давление мощного технологического и промышленного союза. Чтобы противостоять торговому давлению, оказываемому Японией, возможно, следует расширить операции в области промышленного сотрудничества.39

     Развитие подобного  сотрудничества будет способствовать  лучшему знанию рынков обоих партнеров и, в частности, облегчит  проникновение европейских товаров в Японию.

     Определить, что такое  сотрудничество, довольно легко,  когда речь идет о поставке  комплектного оборудования в  третьи страны или о разделении  производства некоторых видов продукции в мировом масштабе на основе специализации на одном из них. Это промышленное сотрудничество основывается на взаимодополняемости. Но его гораздо труднее определить, когда дополняемость становится не столь очевидной. В чем состоит промышленное сотрудничество, когда под этим выражением понимаются японские инвестиции в Западной Европе, которые не только не несут с собой новую технологию, но и к тому же нарушают правила коммунитарного сотрудничества, создавая японский плацдарм с целью завоевания рынков ЕС?

     Несмотря на определенные  трудности, европейские фирмы  уже добились ряда успехов  на японском рынке. Действительно,  в большинстве случаев японцы  соглашаются на сотрудничество  с иностранными фирмами, лишь  когда они убеждены, что в своей стране они не найдут партнера, способного предоставить эквивалентный товар или услугу. Очень трудно создать фирму в Японии и практически невозможно приобрести японскую фирму или получить большую   долю участия. Иностранный товар,  поступающий на японский рынок, должен технически превосходить местные аналогичные товары. В этом состоят необходимые условия для проникновения на японский рынок.

     Европейская фирма,  обосновавшаяся в Японии, может  сохранить свои позиции лишь  в случае, если она в состоянии  часто обновлять предлагаемые товары и постоянно их совершенствовать. Эта способность является условием sine qua non продолжительного сотрудничества с японскими партнерами. Наиболее успешно развивают отношения с японскими фирмами западногерманский Фольксваген и французская компания Рон Пуленк.

     В заключение можно  остановится на японо-западноевропейском  сотрудничестве в третьих странах,  получившем особое развитие в  90-е годы. Речь идет о поставках  европейскими фирмами вспомогательного  оборудования на промышленные комплексы, построенные на основе японской инженерии, и о последующем их обслуживании. Дело в том, что географическая отдаленность не позволяет японским фирмам оказывать этим предприятиям услуги столь же эффективно, как это могут делать западноевропейские компании.

 

 

 

2.3  ЕС и Россия

 

     Институционализации  отношений ЕС со странами, возникшими  на постсоветском пространстве, предшествовал недолгий этап  официальных его контактов с  Советским Союзом. 9 июня 1988 г., после  тридцатилетнего периода непризнания Сообщества как субъекта международных отношений, МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. За ней последовали совместная Декларация об установлении официальных отношений между ЕС и СЭВ (25 июня 1988 г.). Взаимное признание открыло дорогу для подписания 18 декабря 1989 г. масштабного Соглашения о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Евратомом, с одной стороны, и СССР — с другой. Неделей раньше, 11 декабря 1989 г., было парафировано Соглашение о торговле текстильными товарами. Учитывая нараставший экономический и политический кризис в СССР и стремясь поддержать проводимую М. Горбачевым политику перестройки, Европейский совет на своём заседании в Риме (14-15 декабря 1990г.) принял решение о финансировании неотложной помощи продовольствием и медикаментами (750 млн. ЭКЮ) и технического содействия реформам (1 млрд. ЭКЮ в течение 1991-1992 гг.). Одновременно было решено поручить Комиссии изучить, совместно с советскими властями, возможности заключения более широкого соглашения, чем то, что было подписано в 1989 г. Однако в январе 1991г., после кровопролитий в Вильнюсе и Риге, осуществление намеченной программы помощи было приостановлено на несколько месяцев и возобновилось лишь осенью.40

     Начало  сотрудничеству ЕС со странами  СНГ было положено 31 декабря 1991г., когда ЕС и его государства  - члены в совместном заявлении  признали новые независимые государства,  возникшие на территории бывшего  СССР. Концепция взаимоотношений  ЕС со странами СНГ изначально базировалась на некоторых приоритетах:

     1) поддержание стабильных  отношений с Россией как правопреемницей  СССР и политико-экономическим  лидером региона;

     2) обеспечение режима  нераспространения ядерного оружия  и безопасности ядерных технологий;

     3) поощрение процессов  политической демократизации и  экономической либерализации в  странах региона.

     Начальный период  взаимоотношений между ЕС и  странами СНГ прошел под знаком  политической поддержки Брюсселем  их заявок на вступление в международные экономические организации, а также масштабной гуманитарной помощи. Основными регламентирующими документами политики ЕС на том этапе были вышеупомянутое соглашение с СССР, заключение Совета ЕС по поводу отношений с независимыми государствами бывшего СССР от 16 марта 1992 г., а также регламент программы ТАСИС. Тогда же ЕС начал переговоры с рядом государств СНГ (Россия, Украина, Молдова) о заключении всеобъемлющих Соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Первые СПС были подписаны в 1994 г.

     Соглашение с Российской  Федерацией было подписано на  о. Корфу 24 июня 1994 г. Оно охватывает  три области взаимодействия - политический  диалог, экономическое и культурное  сотрудничество. Предусмотрено, что  предметом политическою диалога  могут быть не только вопросы двусторонних отношений, связанные с выполнением СПС, но и проблемы прав человека и соблюдения других основополагающих принципов, на которых базируется партнерство ЕС - Россия, а также международные проблемы, представляющие интерес для обеих сторон.

     В сфере экономики  Соглашение гарантировало применение  режима наибольшего благоприятствования  (РНБ) во взаимной торговле  и наметило на 1998 г. проведение  совместного исследования возможностей  создания зоны свободной торговли  ЕС – Россия. РНБ временно не распространяется на торговлю России со странами бывшего СССР, а также на условия доступа резидентов из государств - членов ЕС на российский рынок финансовых и страховых услуг. Соглашение не устранило практику квотирования импорта из России текстильной продукции, черных металлов и ядерных материалов, однако предусматривало ее право на введение новых количественных импортных квот в тех отраслях российской экономики, которые, находясь в процессе структурной перестройки, сталкиваются с серьезными социальными проблемами или угрозой вытеснения с внутреннего рынка. В соответствии с Соглашением, ЕС признало Россию - в отличие от других стран СНГ страной с переходным типом экономики и ограничило практику применения антидемпинговых процедур против экспорта российских товаров правилом обязательного проведения предварительных консультаций сторон по спорному вопросу. В СПС предусмотрены более 30 направлений экономического сотрудничества, постепенная либерализация режима инвестиционной и предпринимательской деятельности граждан одной из сторон на территории другой стороны; гарантируются свобода конкуренции и право на интеллектуальную собственность и т.д.

     Среди других  областей сотрудничества упомянуты  также законодательство, юстиция,  образование, культура. Особое внимание  в СПС уделено институционному  механизму, который призван обеспечить  развитие сотрудничества. В рамках  политического диалога предусмотрены встречи - как правило, дважды и год - на высшем уровне. Для оперативной координации политики создаются Совет сотрудничества Россия - ЕС на уровне министров, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, а также Комитет парламентского сотрудничества с участием Европарламента и Федерального Собрания РФ.

     Процесс ратификации  СПС был осложнен рядом обстоятельств  и даже временно приостановлен  Европейским Союзом вследствие  военных действий российской  армии в Чеченской Республике, сопровождавшихся многочисленными жертвами среди гражданского населения и массовыми нарушениями прав человека. С началом мирных переговоров в Чечне процесс ратификации возобновился: в октябре - ноябре 1996 г. СПС было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации России, в октябре 1997 г. - завершена его ратификация государствами - членами ЕС. 1 декабря 1997 г. Соглашение вступило в силу. Вплоть до этого момента отношения сторон регламентировались - как и в случаях с другими государствами Содружества - Временным соглашением о торговле и связанных с торговлей вопросах (подписано 17 июля 1995 г., вступило в силу 1 февраля 1996 г.), не требовавшем его ратификации национальными парламентами.

     К числу наиболее  важных позитивных результатов,  достигнутых в первые месяцы действия СПС, следует отнести:41

     - создание и начало  деятельности постоянных институтов  сотрудничества между ЕC и Россией:  в течение декабря 1997 г. - апреля 1998 г. прошли первые заседания  Комитета парламентского сотрудничества, Совета сотрудничества и Комитета сотрудничества; 15 мая 1998 г. в Бирмингеме прошла встреча на высшем уровне с участием Президента Бориса Ельцина и председателя Европейской комиссии Жака Сантера;

     - 28 января 1998 г. Совет  сотрудничества, прошедший под председательством министра иностранных дел России Евгения Примакова и члена Европейской комиссии Ханса ван ден Брука, принял совместную рабочую программу на 1998г., включающую 17 приоритетных направлений сотрудничества; были также согласованы приоритеты политического диалога на среднесрочную перспективу, включая подготовку Хартии европейской безопасности, совместное миротворчество на Балканах и на Ближнем Востоке, предотвращение распространения оружия массового уничтожения;

     - в конце марта  1998 г. стороны достигли соглашения об одновременной отмене со второго полугодия 1998 г. всех количественных квот на взаимный импорт текстильной продукции;

     - в апреле 1998 г. ЕС  принял решение об исключении  России из списка стран с  “государственной торговлей” и  пересмотре прежней практики применения антидемпинговых процедур в отношении экспортируемых ею промышленных товаров, приравняв ее к странам с рыночной экономикой (на конец августа 1998 г. все другие государства, входящие в СНГ, оставались в этом списке).


list.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

lit-ra.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

snoski.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

titul.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

vvedenie.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Европейский союз как элемент международных отношений