Европейский союз как элемент международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Характерной чертой современных международных отношений являются интеграционные процессы, которые развиваются в разных регионах мира в последние десятилетия и охватывают различные сферы отношений государств. Важное значение в развитии этих процессов принадлежит международным организациям, которые содействуют сотрудничеству государств в сфере осуществления ими суверенных прав. Одной из таких международных региональных организаций является Европейский Союз (ЕС). Эта международная организация привлекает особое внимание, так как именно она является фундаментом общеевропейского дома.

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………..3

Глава 1
ЕС и международные организации
1.1 ЕС и НАТО…………………………………………………………………6
1.2 ЕС и НАФТА………………………………………………………..…….17
1.3 ЕС и МЕРКОСУР………………………………………………….……..23

Глава 2
ЕС и национальные государства
2.1 ЕС и США……………………………………………………….………..25
2.2 ЕС и Япония…………………………………………………..…….…….34
2.3 ЕС и Россия……………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………….…………45
Библиографические сноски…………………………………………………..47

Список использованной литературы…………….…………………..………50

Файлы: 7 файлов

conclusion.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

kursovik1.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     В 90-х годах вопрос  об отношениях Восток - Запад не  был причиной споров между  ЕС и США. Ситуация резко изменилась при президенте Дж. Буше, когда после событий в Афганистане, США без каких-либо консультаций с ЕС ввели экономические санкции против ряда стран Ближнего Востока. С приходом к власти Дж. Буша мнения США и ЕС по   этому вопросу все более расходятся.

     США приводят следующие  доводы против нынешнего положения  в торговле с Востоком:

    - экспорт промышленных  товаров из ЕС, и в первую  очередь современной технологии, прямо или косвенно усиливает  военную мощь данных стран;  с другой стороны, экспорт сельскохозяйственной продукции из США ведет к истощению валютных резервов ряда государств; 

    - возрастает зависимость  экономики Западной Европы от  восточных стран, и особенно  от экспорта газа из России, что ведет к увеличению политической  уязвимости;

     Страны ЕС,  однако, не делают различий между торговлей  с Востоком и торговлей с  другими странами. Экспорт же   современной технологии в третьи  страны нужно, по их мнению, также контролировать путем государственных  экспортных лицензий. Европейцы  считают, что торговля способствует улучшению политического климата в Европе, а экономические санкции в отношении ряда государств неэффективны и отрицательно влияют на экономические интересы Западной Европы.

     Значение указанных  противоречий для всего мирового хозяйства определяется тем, что на ЕС и Соединенные Штаты вместе приходится более 50% мировой торговли и разногласия между ними в значительной степени определяют общий климат в сфере международного обмена.

     По мнению авторов,  разногласия усилились после прихода к власти президента Джорджа Буша, объявившего своей целью укрепление американской позиции в мире и использующего для ее достижения агрессивные экономические и внешнеторговые средства.

     Придя к власти, администрация  Буша стала поощрять развитие экспорта сельскохозяйственной продукции в качестве средства улучшения американского торгового баланса т.к. в 2000 г. сельскохозяйственная часть торгового баланса США показывала актив в 36,5 млрд. долл., в то время как в несельскохозяйственной части пассив составил 76 млрд. долл. ЕС является важнейшим рынком сбыта американской сельскохозяйственной продукции: в 2000 г. оно вывезло из США  12 млн. т кукурузы,   10млн. т. жмыха  (95% потребностей в этом продукте), 8 млн. т. соевых бобов, 6  млн. т маниоки. Вспоминаются слова американского сенатора Перси – Председателя сенатской комиссии по внешним отношениям:  “Сбыт наших сельскохозяйственных продуктов приобрел жизненную важность для здоровья нашей экономики. Европа,  которая является основным рынком для наших сельскохозяйственных товаров, должна убедиться в том, что она представляет собой жизненно важный рынок для нас и что любая угроза сокращения этого рынка встретит решительное осуждение и в конечном счете репрессивные меры со стороны конгресса.”32

     ЕС само заинтересовано в расширении экспорта сельскохозяйственной продукции. В этой связи США считают, что развитие сельскохозяйственного экспорта ЕС осуществляется в значительной своей части в ущерб традиционному американскому экспорту. Доля ЕС в мировой торговле зерном и сахаром значительно увеличилась, и ЕС отныне заняло место среди крупнейших мировых

экспортеров домашней птицы и говядины. По мнению авторов, производство зерновых в США, экспорт которых в 5 раз  превышает экспорт из ЕС, осуществляется при значительно более высоких издержках, чем в ЕС. Поэтому для подорожания своего экспорта США применяют различные искусственные меры в сочетании с протекционистской защитой внутреннего рынка. Несмотря на благоприятные природные условия и отмеченные меры поддержки, начиная с 1999 г. американское сельское хозяйство находится в состоянии спада... Все это объясняет американскую агрессивность.

     В области торговли  промышленными товарами противоречия  между США  и ЕС охватывают  широкую номенклатуру изделий  – от вин до автомобилей. 7 марта   1999 г. Международная торговая комиссия отклонила обвинение в демпинге,  выдвинутое калифорнийскими виноделами против европейских экспортеров вин.     В США ужесточается применение законодательства,  направленного против демпинга и субсидирования  экспорта европейскими странами,  в частности ст. 301 Закона о торговле  1979 г. ("меры против нелояльной практики").

     На противоречия США  - ЕС воздействует и усиливающаяся  торговая экспансия новых индустриализирующихся  стран Азии и Латинской Америки. Особенно сильно это отражается на обувном рынке. Так, в начале 1999 г. американский импорт обуви по сравнению с   тем же периодом  1997 г. вырос: из Тайваня - на 33,7%,  из Южной Кореи - на 46,1, из Бразилии - на 43,7, а из Италии - всего на 0,81%.

     США  объявили о  введении ограничений на импорт  текстильных изделий,  на рынке  которых также усиливается конкуренция  между ЕС и развивающимися  странами. С требованиями применения  антидемпинговых мер выступили  американские предприниматели в таких отраслях промышленности,  как станкостроение, производство скобяных изделий. ЕС серьезно обеспокоено угрозой, связанной с американскими действиями на мировом рынке меди, в частности с требованием  11 компаний, на долю которых приходится 87% производства, применить санкции по линии Международной торговой комиссии, ввести систему квот на импорт меди в США.

     Будучи одним из  крупнейших производителей стали,  США также    импортируют  большое количество этого товара. В 1997 г. американский импорт  стали составил 19 млн. т., в том числе 5,11 млн. т. из ЕС. Ведущие американские металлургические    фирмы   возбудили антидемпинговые процессы против фирм   ЕС и ряда других стран, и 21 октября 1998 г. ЕС установило лимит на экспорт в США 10 категорий продукции черной металлургии сроком до 31 декабря  2005 г. Экспорт стали из ЕС в США за один год - с 1999 по 2000 снизился с 5,59 млн. т. до 4,11  млн. т.,  или на 26%. Этим воспользовались экспортеры стали в таких странах, как Южная Корея, Бразилия, Венесуэла, Канада и Испания, которые захватили ту часть американского рынка, которую потеряло Сообщество. Тонна бразильской стали продается в США за 200-З00 долл. по сравнению с 500 долл. на местном рынке. Американские корпорации металлургической промышленности требуют ограничения импорта стали в страну в размере 15% потребления,  в то время как в начале  2000 г. было импортировано 20,5% всей стали,  реализованной на     американском рынке.33

     Последняя область  противоречий между США и ЕС, разбираемая в этом параграфе, связана с принятием в ряде европейских стран системы "единого налогообложения" дочерних фирм иностранных корпораций. Для американских компаний, имеющих свои филиалы в Западной Европе, такая система создает опасность взимания с них налогов как в США, так и в западноевропейских странах. 27 июня 1999 г. Верховный суд США по делу одной корпорации утвердил право штата Калифорния включать доход, полученный за рубежом, в общую сумму дохода, с которой исчисляется подоходный налог штата.

     В ноябре  2000 г.  Союз промышленников ЕС выступил с заявлением, в котором подчеркивалось, что такая система налогообложения несет в себе угрозу всей системе международных инвестиций. Особую озабоченность предприниматели выражают в связи с тем, что подобную систему налогообложения могут ввести и другие страны, в том числе и развивающиеся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  ЕС и Япония

 

     Между ЕС  и Японией в 1991 г. было заключено  специальное рамочное соглашение  и подписана совместная декларация, регулирующие взаимоотношения в  экономическое сфере. Для ЕС важно добиться четкой регулировки инвестиционной экспансии японских фирм в страны Союза.

     Экономические  отношения между ЕС и Японией  начали складываться в последние  30 лет. По объему   японский   экспорт составляет лишь 4.4%. всего  импорта ЕС. Однако дня торговли ЕС с Японией характерен устойчивый дефицит. (2000 г.)34

     Япония концентрирует  свои экспортные усилия в ряде  секторов  (оптическая промышленность, электроника, теле- и радиоаппаратура,  отчасти автомобилестроение), продукция  которых имеет высокую эластичность спроса. Причины наводнения рынков ЕС японскими товарами заключаются в сильных  сторонах японской экономики: высокий уровень конкурентоспособности и производительности ввиду жесткой конкуренции на внутреннем рынке; социальная сплоченность и отсутствие рабочих волнений, сосуществование   высокоэффективных крупных предприятий и большого числа мелких предприятий, являющихся производителями субпродуктов; преимущества финансовой системы; тесное  сотрудничество большого бизнеса, аппарата управления и правительства.

     В импорте Японии, напротив, доля промышленных товаров  очень низка - 22%; в США и ЕС  соответственно - 55 и 44%. Одна из  причин этого - бедность сырьевыми  ресурсами и вынужденная ориентация  экономики на самообеспечение. Другая причина - географическая удаленность Японии от развитых капиталистических стран, затруднявшая развитие горизонтальной интеграции. (2000 г.)35

     Под  влиянием ЕС  и США Япония снизила тарифные  барьеры на   ряд товаров,  однако это снижение реально  не затронуло экспортный потенциал ЕС. Попытки разрешить торговый конфликт политизацией отношений и заключением торгового соглашения окончились провалом из-за желания стран ЕС оградить себя от Японии различными двухсторонними соглашениями. По мнению руководителей ЕС, только самоограничение японцев и открытый доступ на японский рынок промышленных товаров могло бы спасти положение.

     По мнению автора, изменение сальдо торгового баланса  между ЕС и Японией возможно  только на постепенной основе. Индустриализация развивающихся стран и рост издержек труда в Японии,    вероятно, потребует увеличения степени горизонтального разделения груда и положит конец автаркии Японской экономики. С другой стороны, ЕС увеличит свои экспортные возможности через инвестиции, структурную перестройку и модернизацию экономики. Это потребует дополнительных усилий со стороны ЕС и  увеличит необходимость разработки единой торгово-индустриальной политики. Самоограничение Японии имеет смысл только в случае повышения конкурентоспособности европейских товаров; если этого не произойдет, то ЕС потеряет другие рынки, а его собственные потребители получат более дорогие и качественно худшие товары. Наиболее приемлемый путь развития отношений ЕС - Япония состоит в увеличении прямых инвестиций Японии в ЕС и расширении технологического обмена и сотрудничества. Вместе с тем Япония должна так же пойти на некоторые жертвы (увеличение ее помощи развивающимся странам, рост военного бюджета).

     Несмотря на предпринятые  японским правительством меры  по либерализации рынка, дефицит торгового баланса Сообщества в отношении Японии не перестает возрастать: в 1998 г. он достиг 12 млрд. долл. против 11 млрд. в 1997 г. Поэтому для Сообщества становится все более важным изменить эту тенденцию.36

     Известно, что большая часть японского экспорта приходится на такие отрасли, как автомобилестроение, производство цветных телевизоров, станков, магнитофонов, кварцевых часов и т.д. Электроника находится в центре промышленного развития и информационной революции. Поэтому легко понять, что она является основным элементом разногласий между Западной Европой и Японией. На долю продукции этой отрасли приходится более  1/3 общего торгового дефицита в торговле между ЕС и Японией.

     Именно для того  чтобы стабилизировать наплыв  японских товаров в слабых отраслях, Сообщество заключило в феврале 1993 г. Соглашение. Оно предусматривает односторонние меры, которые должна осуществить Япония. Это соглашение могло бы устранить трудности, с которыми сталкиваются некоторые отрасли европейской промышленности. Оно должно также позволить европейским фирмам обеспечить определенные позиции в области технологии на европейском рынке, предоставив им время для передышки.

     Для ЕС сокращение  экспорта, обещанное японской стороной  на встрече в Токио, на самом деле затронуло лишь часть товаров, в частности, магнитофоны (Япония сократила их экспорт в Европу на 10%), мотоциклы. По многим товарам, несмотря на достигнутую договоренность, экспорт был расширен. Так, количество проданных автомобилей в странах ЕС возросло в 1993 г. на 23%, а кварцевых часов - на 120%.37

     Как ЕС, так и европейские  промышленные круги разочарованы  мерами по либерализации, принятыми  японским правительством с 1992 г. Хотя еще рано давать оценку  их воздействию на европейский  экспорт, но, вероятно,  оно будет очень ограничено, поскольку указанные меры затронули лишь 10% экспорта ЕС в Японию.

     Под давлением своих  торговых партнеров Япония частично  уменьшила нетарифные барьеры,  которые существенным образом  мешали проникновению импортных товаров на японский рынок.

     В Японии  продолжают существовать нетарифные  барьеры на импорт металлов, оборудования, текстиля, одежды и т.д. Промышленные  товары составляют лишь 1/4 японского  импорта, тогда как в США  и Западной Европе этот показатель составляет 50%. (1994 г.)38

     Успехи, достигнутые  в деле либерализации японского  импорта, связаны с давлением,  которое оказывалось на Кэйданрен  (японский патронат)  во время  пребывания его делегации в  Западной Европе. Кэйданрен неоднократно  обращал внимание японского правительства на необходимость либерализовать доступ импортных товаров, и в частности европейских, на японский рынок. В сентябре 1993 г. был опубликован документ, в котором излагались некоторые важные инициативы, которые,  по мнению европейских  предпринимателей, могла бы принять японская сторона: рост импортных инвестиций, облегчение проникновения иностранных фирм в Японию, обеспечение  равных прав и обязанностей для японских и иностранных предприятий, включая доступ на рынок государственных заказов, либерализация и интернационализация капитала.

     21 октября 1993 г. японское  правительство объявило о принятии  ряда мер, направленных на стимулирование  спроса и расширение импорта.  Оно рассчитывало таким образом  выполнить обязательства, взятые в ходе встречи в Вильямсберге в мае 1993 г., и удовлетворить требования американских и европейских партнеров. Кроме того, с 1994 г. Япония снижает таможенные пошлины на ряд сельскохозяйственных и промышленных товаров, а также высказывает готовность предпринять новое снижение в рамках соглашения Токио-раунд, при условии,  что и другие промышленно развитые страны поступят аналогичным образом.

list.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

lit-ra.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

snoski.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

titul.doc

— 19.50 Кб (Открыть, Скачать)

vvedenie.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Европейский союз как элемент международных отношений