Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Последние десятилетия отмечены масштабными глобальными процессами, затрагивающими политические, военные, геополитические, социально-экономические аспекты. К наиболее успешным достижениям в современном мире можно отнести учреждение Европейского экономического сообщества (Европейского союза).
В течение второй половины XX - начала XXI в. межрегиональное сотрудничество и региональная интеграция европейских государств обрели высокоэффективное институциональное оформление, стали важнейшими элементами витка активного взаимодействия между регионами Евросообщества.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА…………………………………………………...6
РАЗДЕЛ II. ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………15
РАЗДЕЛ III. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКОЕ
СООБЩЕСТВО: СОВРЕМЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И
ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПАРТНЕРСТВА…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НИУ «БелГУ»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ : ОПЫТ РАЗВИТИЯ
Курсовая работа
студентки дневного отделения 2 курса группы 05001209 специальности «Экономическая безопасность» по дисциплине «Экономическая теория»
Прозоровой Валерии Алексеевны
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА…………………………………………………...6
РАЗДЕЛ II. ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………15
РАЗДЕЛ III. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКОЕ
СООБЩЕСТВО: СОВРЕМЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И
ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПАРТНЕРСТВА…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Последние десятилетия отмечены масштабными глобальными процессами, затрагивающими политические, военные, геополитические, социально-экономические аспекты. К наиболее успешным достижениям в современном мире можно отнести учреждение Европейского экономического сообщества (Европейского союза).
В течение второй половины XX - начала XXI в. межрегиональное сотрудничество и региональная интеграция европейских государств обрели высокоэффективное институциональное оформление, стали важнейшими элементами витка активного взаимодействия между регионами Евросообщества. Практика внутриевропейского углубленного взаимодействия между государствами-участниками, согласованная и достаточно эффективная политика в различных сферах жизни ЕС позволяют более активно включаться в развитие новой глобальной системы мировой политики, характеризующейся обострением борьбы различных центров силы, блоков, союзов государств за сферы влияния, превращают его в ведущего игрока в международных отношениях.
Во внешней политике России Европейский союз рассматривается как важный экономический и политический партнер, выступающий за всемирное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, науки, культуры, образования1. России в настоящее время приходится не только выстраивать отношения с отдельными государствами Европы, что было характерно для первой половины XX в., но и создавать комплексную систему, формировать внешнеполитический курс, исходя из единого «наднационального» характера Европейского союза и проводимой им соответствующей внешней политики.
В настоящее время актуальной и первостепенной задачей для России становится формирование и проведение соответствующей внешней политики, учитывающей трансформацию российских внешнеполитических интересов в связи с расширением Евросоюза и возможным включением в его состав новых государств.
С учетом этих и иных факторов возникает объективная потребность в концептуальной и практической проработке вопросов, связанных с конкретизацией политики России на европейском направлении; актуализируется пути укрепления партнерства двух сторон, носящих стратегический характер и позволяющих вывести их взаимоотношения на качественно новый уровень.
Степень изученности темы. В научной отечественной и зарубежной литературе в последние годы уделяется немало внимания проблемам сотрудничества России с Европейским союзом. Имеющиеся публикации свидетельствуют о переосмыслении подходов ученых и практиков к анализу различных аспектов взаимодействия России и ЕС, условий и факторов трансформации внешнеполитических интересов России в контексте интеграционных процессов, протекающих на Европейском континенте2.
При исследовании вопросов национальных интересов были изучены труды зарубежных ученых Р. Арона, Ж. Б. Дюрозеля, Г. Моргентау, что способствовало уточнению роли и места национальных интересов в формировании политического курса государств3.
Объект исследования является процесс политического взаимодействия России и Европейского союза.
Предметом исследования является опыт и перспективы политического взаимодействия России и ЕС на Европейском континенте.
Цель исследования заключается в комплексном анализе содержания и перспектив политического взаимодействия России и Евросоюза, обоснование приоритетных сфер стратегического партнерства Российской Федерации и Европейского союза, возможных путей их реализации.
Задачи исследования:
- изучить историю возникновения ЕС;
- рассмотреть положение ЕС в мировой экономике;
- выявить взаимодействие России и ЕС, а также перспективы их стратегического партнерства.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую основу курсовой работы составляют разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории международных отношений, политической регионалистики; актуальные аспекты сотрудничества России и Европейского союза.
Эмпирическая база исследования. В курсовой работе анализировались официальные документы, раскрывающие сущность, цели и задачи его функционирования, а также документы, характеризующие деятельность ЕС в целом и его отдельных организаций.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Европейский союз (ЕС) является крупнейшим региональным межгосударственным интеграционным объединением с сильными элементами наднациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики в сфере торговли, сельского хозяйства, транспорта и других экономических областях. ЕС не является сверхдержавой в экономическом и политическом отношении. Он включает 15 стран (на 1998 г.), которые имеют различия в размерах территорий, численности населения, природных ресурсов, экономическим и научно-техническим потенциалом. Страны – члены ЕС (по порядку вступления в ЕС): с 1957 г. – Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. – Великобритания, Дания, Ирландия; с 1981 г. – Греция; с 1986 г. – Испания, Португалия; с 1995 г. – Финляндия, Австрия, Швеция4. Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от второго до 44-ого места среди стран мира. На долю этих стран приходится около 1/3 официальных международных ликвидных резервов, более 25% всего объёма мировой торговли, 36% средств направляемых в качестве донорской помощи развивающимся странам. В рамках ЕС создан экономический и валютный союз, введена единая валюта - евро, которая с 2002 г. полностью заменила национальные валюты подавляющего числа стран-членов5. Интеграционные процессы в Европе достигли наивысшего в мире уровня. В состав Евросоюза в настоящее время входят 27 стран Европы: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Болгарии и Румынии, и несколько стран являются кандидатами.
Создание
ЕС было обусловлено прежде всего тем,
что именно в Западной Европе после Второй
мировой войны с наибольшей силой проявилось
противоречие между интернациональным
характером современного производства
и узкими национально-государственными
границами его функционирования. История
Союза началась более полувека назад. Кроме того, вплоть до начала
90-х гг. западно-европейская интеграция
проталкивалась вперед непосредственно
конфронтацией на континенте двух противоположных
общественных систем. Важная причина состояла
и в том, что западно – европейские страны
хотели преодолеть негативный характер
двух мировых войн и исключить повторное
их появление в будущем. В своей эволюции
ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной
торговли; таможенный союз; экономический
и валютный союз; политический союз, развиваясь
вглубь и вширь. Интеграция вширь, означает
увеличение количества полноправных членов
Союза и ассоциированных членов. Развитие
вглубь, означает формирование регионального
хозяйственного механизма Западной Европы
и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному
регулированию и унификации. При этом
неоднократно изменялись официальные
и неофициальные названия данной интеграционной
группировки, что отражало ее эволюцию.
Возникновение
ЕС имело целью создание общего рынка
и на этой основе повышение экономической
стабильности и жизненного уровня6.
Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:
- отмена импортных и экспортных количественных ограничений, таможенных пошлин, всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
- введение единой торговой политики и общего таможенного тарифа в отношении третьих стран;
- свобода создания филиалов на территории ЕС ,свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы) и свободная торговля услугами между странами-участницами;
- проведение общей транспортной и аграрной политики;- создание валютного союза;
- координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц.
После разрушений,
которые принесла вторая мировая война,
европейские лидеры пришли к убеждению
что сотрудничество и общие усилия являются
лучшим способом обеспечения мира, стабильности
и процветания в Европе. Процесс начался
9 мая 1950 года с речи Роберта Шумана, Министра
иностранных дел Франции, который предложил
объединить угольную и сталелитейную
промышленность Франции и Федеративной
Республики Германии. Эта концепция была реализована
в 1951 году Парижским Договором, который
устанавливал Европейское сообщество
угля и стали с шестью странами-членами:
Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург
и Нидерланды. Успех Договора воодушевил
эти шесть стран расширить процесс на
другие сферы7.
В 1957 году
Римский Договор установил Европейское
экономическое сообщество и Европейское
сообщество по атомной энергии. Они были
нацелены на создание таможенного союза
и ломку внутренних торговых барьеров
внутри Сообщества и развитие ядерной
энергии в мирных целях. Это этап создания
зоны свободной торговли (1958 — 1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2
цели, предусмотренные Римским договором.
В 1967 году произошло слияние исполнительных
органов трех Сообществ, в результате
чего была создана базовая структура,
признаваемая сегодня, с такими основными
институтами, как Европейская Комиссия,
Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование
таможенного союза (1968 —1986 гг.) и дальнейшее
расширение сферы деятельности ЕС. Таможенный союз отличается
от зоны свободной торговли основным элементом:
если в зоне свободной торговли страны-участницы
снижают таможенные сборы во взаимных
товарооборотах, при этом они вольны сами
определять ставки таможенных сборов
в отношении третьих стран, конкурируя
между собой на внешних рынках, то в случае
таможенного союза страны-участницы согласовывают
таможенные тарифы в отношении третьих
стран.
Далее было
создание общего рынка (1987—1992 гг.). На основе
Единого Европейского акта, а также подписанного
в 1985 г. документа «White Рарег» о программе
создания внутреннего рынка страны, ЕС
ликвидировал оставшиеся барьеры на пути
передвижения товаров и факторов производства.
Наиболее крупным достижением интеграционного
процесса в этот период стало принятие
и реализация Программы создания единого
внутреннего рынка ЕС к концу 1992 г. В этот же период страны ЕС перешли
к проведению единой политики в отдельных
отраслях: энергетике, транспорте, вопросах
социального и регионального развития8.
Следующим
камнем в процессе европейской интеграции
стал Маастрихтский Договор 1992 года, который
определил три столба Европейского Союза:
первый - это Европейское Сообщество, два
новых - это межправительственное сотрудничество
в международной политике и в области
безопасности, а также в правосудии и внутренних
делах. Это этап создания экономического
союза (с 1993 г. по настоящее время). Кроме
того, Маастрихтский Договор определил
рамки для единой валюты и большей политической
интеграции9. Для этого запланировано пройти
три этапа:
- 1-й этап — 1990—1993 гг. — валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения;
- 2-й этап — 1994—1998 гг. — создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики;
- 3-й этап — с 1999 г. — взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.
В финансовом аспекте ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета определяется Советом и Европарламентом и ежегодно утверждается последним.
Доходная часть бюджета состоит из:
1.Собственных средств, которые складываются из:
а) ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке;
б) таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС;
в) определенной части отчислений от НДС и прочих средств;
2.Средств, отчисляемых государствами-участниками ЕС. Каждая страна-участница ЕС выделяет 1,2—1,3 % своего ВВП.
Расходы ЕС распределяются следующим образом: административно-хозяйственные - 4,5%; на проведение политики: единой сельскохозяйственной - 66,5%, региональной - 7,5%, социальной - 6,6%, энергетической - 0,3%, промышленной - 0,1%, научно-технической - 3,5%, в области информации и охраны окружающей среды - 0,08%, помощь развивающимся странам - 2,1%; на компенсационные - выплаты государствам членам ЕС - 8,4%.
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования.
Официально обозначенные цели ЕС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами - участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики.
В настоящее время обеспечивает функционирование ЕС такие органы как:
1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). Совет Европейского Союза на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.