Европейский валютный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

С появлением единой европейской валюты в мировой экономике фактически складывается еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространила свое влияние и на многие страны за пределами ЕС. Впервые за последние десятилетия на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. Новая валюта способствует и укреплению положения европейского континента как крупнейшего центра мирового хозяйства. Процессы, происходящие в Европе, имеют очень важное значение не только для самих стран-членов ЕС, но и для всего мира. Формирование европейского валютного союза представляет собой уникальный эксперимент.

Оглавление

Введение 3
1. Цели создания валютного союза 4
2. Создание Европейского валютного союза 5
3. Введение евро 12
4. Евро и Россия 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                     3

1. Цели создания валютного союза                                                         4

2. Создание Европейского валютного союза                                          5

3. Введение евро                                                                                      12

4. Евро и Россия                                                                                       16

Заключение                                                                                              19

Список используемой литературы                                                        21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С появлением единой европейской валюты в мировой экономике фактически складывается еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространила свое влияние и на многие страны за пределами ЕС. Впервые за последние десятилетия на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. Новая валюта способствует и укреплению положения европейского континента как крупнейшего центра мирового хозяйства. Процессы, происходящие в Европе, имеют очень важное значение не только для самих стран-членов ЕС, но и для всего мира. Формирование европейского валютного союза представляет собой уникальный эксперимент. Несмотря на то, что это не первая в истории попытка валютной интеграции, абсолютного прецедента в истории валютных союзов он не имеет. Впервые группа политически и валютно-независимых государств добровольно пожертвовала частью своего суверенитета, включая национальные валюты, передав полномочия по проведению кредитно-денежной и валютной политики единому наднациональному органу, однако сохранив при этом политическую независимость.

Параллельно с углублением  европейской интеграции происходит и ее постепенное расширение, подразумевающее  присоединение к ЕС ряда стран  Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с экономикой переходного периода. Кроме того, актуальность темы данной работы обусловлена и тем, что опыт европейской экономической и валютно-финансовой интеграции может быть полезен в контексте интеграционных процессов в СНГ. В частности, в договоре о создании Союзного государства России и Белоруссии, заключенном в 1999г., предусматривается введение единой валюты. Таким образом, общие закономерности процессов валютной интеграции приобретают важное практическое значение уже на современном этапе, с учетом, разумеется, специфики российско-белорусской интеграции.

 

  1. Цели создания валютного союза

 

Создание Валютного  союза и введение "евро" призвано логически завершить экономическую  интеграцию в ЕС.

Основные цели создания валютного союза и введения евро заключаются в следующем:

- Создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро. По замыслу своих создателей ЕВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты.

- Облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

- Создание зоны экономической стабильности. при исключении фактора риска, связанного с обменными курсами предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствие этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и — тем самым — для обеспечения надежных рабочих мест.

- Согласование экономических политик.

- Создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики.

- Усиление политических позиций ЕС на мировой арене.1

 

2. Создание Европейского валютного союза

 

    Европейский союз, насчитывающий ныне и  своем  составе  15  государств-членов с населением около 370  млн.  человек,  представляет  собой  наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание  было обусловлено прежде всего тем, что именно  в  Западной  Европе  после Второй мировой   войны   с   наибольшей   силой   проявилось    противоречие    между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами  его  функционирования.  Кроме  того,  вплоть  до начала  90-х  гг.  западноевропейская  интеграция подталкивалась   вперед непосредственно   конфронтацией   на   континенте    двух    противоположных общественных  систем.  Важная  причина  состояла  и  в  стремлении  западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух  мировых войн,  исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

    В  своей  эволюции  ЕС  прошел  все  формы  интеграции:  зону  свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический  союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено),  развиваясь  вглубь и вширь.  При  этом  неоднократно  изменялись  официальные  и  неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

    В  мае 1950 года министр иностранных дел Франции Робер  Шуман предложил создать Европейское объединение угля и стали  (ЕОУС).  В  апреле  1951  года шесть государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия,  Нидерланды  и  Люксембург) подписали договор о создании ЕОУС, которое образовалось  в  следующее  году. Оно включало: Верховный орган в  составе  девяти  членов,  действовавший  по принципу  большинства  голосов  и  имевший  полномочия  принимать   решения, выносить рекомендации, взимать сборы с  предприятий,  налагать  штрафы  и  в целом  контролировать  производство  и  инвестиции  в  шести  странах;  суд, уполномоченный определять правомерность решений  и  рекомендаций  Верховного органа; совет министров и ассамблею, имевшую  право  оценивать  деятельность Верховного  органа  и  двумя  тремя  голосов  отправлять  в  отставку  совет министров.

    К  началу 50–х годов к Совету  Европы присоединились на европейской арене объединение  угля  и  стали  и  образованное  вслед   за   ним   Европейское оборонительное сообщество, и в 1952 году  было  решено  объединить  эти  три органа.

    К  1955 году все шесть  членов  ЕОУС  созрели  для  созыва  официального совещания,  обравшегося  в  Мессине,  на  котором  они  постановили  создать Европейское  экономическое  сообщество(ЕЭС)  и  Европейское  сообщество   по атомной энергии (Евратом).

    В  марте 1957 года в Риме были  подписаны  договоры  о  создании  ЕЭС  и Евратома. С начала 1958 года обе организации были созданы, а ещё  через  год начали функционировать. В 1967 году они  были  объединены  с  ЕОУС.  Римский договор учредил структуру из четырёх  частей:  совета  министров,  комиссии, парламента и суда.

- Суду,  состоявшему  из  семи  членов,  поручалось  обеспечивать соблюдение и толкование законов Сообщества.

- Однопалатный парламент был, прежде всего, дискуссионным органом. Он обладал лишь зачатками тех полномочий,  которые  накопились  с течением времени у национальных парламентов. Он мог отклонять, но не корректировать  бюджет  Сообщества  и  отправлять  в  отставку комиссию  целиком,  но  не  частично;  он  принимал  ограниченное участие в выработке законодательства, но не  контролировал совет министров.

- Члены комиссии занимались исключительно делами Сообщества в штаб – квартире в Брюсселе.

- Совет министров, представлял собой несколько государств – членов Сообщества, целью которых было обеспечить  то,  чтобы  Сообщество было скорее коллективом наций, чем наднациональным  образованием: совет министров ЕЭС главенствовал над комиссией в Брюсселе. Самые значительные прения и решения, касавшиеся развития ЕЭС, проходили и  принимались  в  совете  министров  и   вращались   не   вокруг распределения власти среди главных органов Сообщества,  а  вокруг осуществления полномочий в самом  совете  –  т.е.  какие  вопросы могут решаться большинством, а какие единогласием.

На первом этапе экономической  интеграции, который должен был  занять  и занял 12 лет, были проведены мероприятия  в  области  торговли:  был  создан таможенный союз с единым внешним тарифом, внутри  стран  были  отменены  все тарифы  и  квоты.  На  втором  этапе  планировалось  создать  более  широкий экономический союз,  предполагавший  единую сельскохозяйственную  политику (ЕСП), свободное движение рабочей силы и капитала,  согласование  социальной политики, закона, стандартов в области  здравоохранения  и  безопасности,  а также создание  валютного  союза  с  единой  валютой  и  единым  центральным банком.

    В  1973 году первым шести членам  присоединилась Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и  Португалия,  в  1995 году -  Австрия, Швеция и Финляндия.

В 1958-1968 гг. («переходный  период» становления общего рынка  товаров, услуг,  капитала  и  рабочей  силы)  были  отменены  таможенные  пошлины   и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции  внутри ЕЭС (по аграрной  продукции  была  осуществлена  частичная  либерализация  и установлен особый режим наднационального  регулирования  ее  производства  и сбыта),  установлен  единый  таможенный  режим  (включая  единый  таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В  области  сельского хозяйства был введен общин режим регулировании цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренною  пояса  (мясо,  зерно,  масло  и др.)  и  создан  аграрный  фонд  ЕЭС  (ФЕОГА),   призванный   способствовать модернизации аграрного  сектора  и  противодействовать  массовому  разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была  значительно  либерализована  миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.

В целом, к середине 1968 года в EЭC сложился развитый таможенный  союз, дополненный  элементами  межгосударственного   согласования   (гармонизации) экономической и  валютной;  а  также  (но  в  значительно  меньшей  степени) внешней политики. В 1967 г. произошло  слияние  руководящих  органов  ЕЭС  и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского  сообщества по атомной энергии (Евратом),  после  чего  вся  интеграционная  группировка стала  официально  называться  Европейскими  сообществами,  или  Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не  только  указанный факт   слияния,   но   и   то   обстоятельство,   что   к   этому    моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические  рамки,  затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

Формирование таможенного  союза, сразу же дав значительные  выгоды  всем странам - членам ЕЭС, связанные с более  полным  использованием  преимуществ международного разделения труда, в то же  время  усилило  спонтанное  начало функционирования национальных экономик, вызвав известную  неустойчивость  их развития.  Оно  повлекло  за  собой  ослабление  национально-государственных систем регулирования экономики, при  этом  не  были  созданы  компенсирующие межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования.

Отмеченные  и другие  не  обстоятельства  побудили  страны  -  члены ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического  и  валютного союза к 1980 г. («план  Вернера»  -  по  имени  тогдашнего  премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы),  которая,  однако, потерпела провал. Это было обусловлено  временным  обострением  противоречий внутри  ЕС,  усилением  дифференциации  его  участников  по   экономическому положению и уровню хозяйственного  развития  (экономическая  дивергенция)  в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х и.

С середины 70-х  до середины 80-х гг. интеграция в  рамках ЕС  переживала длительный застой,  оценивавшийся  многими  западными  учеными  как  кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь  два. Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены  ЕС  окончательно  передали  свои полномочия  в  области  внешнеторговой  политики  соответствующим   органам. Теперь каждая из этих  стран  лишилась  возможности  заключать  двусторонние торговые соглашения с третьими странами.

Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы -  ЭКЮ,  формировавшейся  на  основе  «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений  рыночного  курса валют стран - членов ЕС при их обмене друг  на  друга  и  доллары  от  курса центральных банков этих стран, т.е. своею рода валютный  коридор  в  ±2,25%, названный в публицистике «валютной змеей».  Вместе с тем  к  ЕВС  не  смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и  Португалия,  а  Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%).

С середины 80-х  гг. в ЕС наблюдается резкая активизация  интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных  сил,  хотя  эти  процессы сталкиваются  с   рядом   серьезных   проблем.   Это   объясняется   многими обстоятельствами, среди которых выделим два.

Во-первых,  необходимостью  объединить   усилия   участников   ЕС   для противодействия резко обострившейся конкуренции со  стороны  США,  Японии  и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной  перестройки хозяйства и решения задач полого этапа научно-технической революции.

Информация о работе Европейский валютный союз