Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:42, контрольная работа
С появлением единой европейской валюты в мировой экономике фактически складывается еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространила свое влияние и на многие страны за пределами ЕС. Впервые за последние десятилетия на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. Новая валюта способствует и укреплению положения европейского континента как крупнейшего центра мирового хозяйства. Процессы, происходящие в Европе, имеют очень важное значение не только для самих стран-членов ЕС, но и для всего мира. Формирование европейского валютного союза представляет собой уникальный эксперимент.
Введение 3
1. Цели создания валютного союза 4
2. Создание Европейского валютного союза 5
3. Введение евро 12
4. Евро и Россия 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Содержание
Введение
1. Цели создания валютного союза
2. Создание Европейского валютного союза
3. Введение евро
4. Евро и Россия
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
С появлением единой европейской валюты в мировой экономике фактически складывается еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространила свое влияние и на многие страны за пределами ЕС. Впервые за последние десятилетия на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. Новая валюта способствует и укреплению положения европейского континента как крупнейшего центра мирового хозяйства. Процессы, происходящие в Европе, имеют очень важное значение не только для самих стран-членов ЕС, но и для всего мира. Формирование европейского валютного союза представляет собой уникальный эксперимент. Несмотря на то, что это не первая в истории попытка валютной интеграции, абсолютного прецедента в истории валютных союзов он не имеет. Впервые группа политически и валютно-независимых государств добровольно пожертвовала частью своего суверенитета, включая национальные валюты, передав полномочия по проведению кредитно-денежной и валютной политики единому наднациональному органу, однако сохранив при этом политическую независимость.
Параллельно с углублением европейской интеграции происходит и ее постепенное расширение, подразумевающее присоединение к ЕС ряда стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с экономикой переходного периода. Кроме того, актуальность темы данной работы обусловлена и тем, что опыт европейской экономической и валютно-финансовой интеграции может быть полезен в контексте интеграционных процессов в СНГ. В частности, в договоре о создании Союзного государства России и Белоруссии, заключенном в 1999г., предусматривается введение единой валюты. Таким образом, общие закономерности процессов валютной интеграции приобретают важное практическое значение уже на современном этапе, с учетом, разумеется, специфики российско-белорусской интеграции.
Создание Валютного
союза и введение "евро" призвано
логически завершить
Основные цели создания валютного союза и введения евро заключаются в следующем:
- Создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро. По замыслу своих создателей ЕВС является мощным стимулом для ликвидации барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и должен способствовать их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты.
- Облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.
- Создание зоны экономической стабильности. при исключении фактора риска, связанного с обменными курсами предприятия получат уверенность при произведении расчетов, следствие этого явится наличие большей транспарентности и более острой конкуренции. В условиях все более жесткой глобальной конкуренции это создаст предпосылки для более низких процентных ставок, стабильности цен и — тем самым — для обеспечения надежных рабочих мест.
- Согласование экономических политик.
- Создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики.
- Усиление политических позиций ЕС на мировой арене.1
2. Создание Европейского валютного союза
Европейский союз, насчитывающий ныне и своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственно конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
В мае 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил создать Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В апреле 1951 года шесть государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали договор о создании ЕОУС, которое образовалось в следующее году. Оно включало: Верховный орган в составе девяти членов, действовавший по принципу большинства голосов и имевший полномочия принимать решения, выносить рекомендации, взимать сборы с предприятий, налагать штрафы и в целом контролировать производство и инвестиции в шести странах; суд, уполномоченный определять правомерность решений и рекомендаций Верховного органа; совет министров и ассамблею, имевшую право оценивать деятельность Верховного органа и двумя тремя голосов отправлять в отставку совет министров.
К началу 50–х годов к Совету Европы присоединились на европейской арене объединение угля и стали и образованное вслед за ним Европейское оборонительное сообщество, и в 1952 году было решено объединить эти три органа.
К 1955 году все шесть членов ЕОУС созрели для созыва официального совещания, обравшегося в Мессине, на котором они постановили создать Европейское экономическое сообщество(ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
В марте 1957 года в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и Евратома. С начала 1958 года обе организации были созданы, а ещё через год начали функционировать. В 1967 году они были объединены с ЕОУС. Римский договор учредил структуру из четырёх частей: совета министров, комиссии, парламента и суда.
- Суду, состоявшему из семи членов, поручалось обеспечивать соблюдение и толкование законов Сообщества.
- Однопалатный парламент был, прежде всего, дискуссионным органом. Он обладал лишь зачатками тех полномочий, которые накопились с течением времени у национальных парламентов. Он мог отклонять, но не корректировать бюджет Сообщества и отправлять в отставку комиссию целиком, но не частично; он принимал ограниченное участие в выработке законодательства, но не контролировал совет министров.
- Члены комиссии занимались исключительно делами Сообщества в штаб – квартире в Брюсселе.
- Совет министров, представлял собой несколько государств – членов Сообщества, целью которых было обеспечить то, чтобы Сообщество было скорее коллективом наций, чем наднациональным образованием: совет министров ЕЭС главенствовал над комиссией в Брюсселе. Самые значительные прения и решения, касавшиеся развития ЕЭС, проходили и принимались в совете министров и вращались не вокруг распределения власти среди главных органов Сообщества, а вокруг осуществления полномочий в самом совете – т.е. какие вопросы могут решаться большинством, а какие единогласием.
На первом этапе экономической интеграции, который должен был занять и занял 12 лет, были проведены мероприятия в области торговли: был создан таможенный союз с единым внешним тарифом, внутри стран были отменены все тарифы и квоты. На втором этапе планировалось создать более широкий экономический союз, предполагавший единую сельскохозяйственную политику (ЕСП), свободное движение рабочей силы и капитала, согласование социальной политики, закона, стандартов в области здравоохранения и безопасности, а также создание валютного союза с единой валютой и единым центральным банком.
В 1973 году первым шести членам присоединилась Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и Португалия, в 1995 году - Австрия, Швеция и Финляндия.
В 1958-1968 гг. («переходный период» становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского хозяйства был введен общин режим регулировании цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренною пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.
В целом, к середине 1968 года в EЭC сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной; а также (но в значительно меньшей степени) внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.
Формирование таможенного союза, сразу же дав значительные выгоды всем странам - членам ЕЭС, связанные с более полным использованием преимуществ международного разделения труда, в то же время усилило спонтанное начало функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их развития. Оно повлекло за собой ослабление национально-государственных систем регулирования экономики, при этом не были созданы компенсирующие межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования.
Отмеченные и другие не обстоятельства побудили страны - члены ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. («план Вернера» - по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), которая, однако, потерпела провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития (экономическая дивергенция) в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х и.
С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами.
Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своею рода валютный коридор в ±2,25%, названный в публицистике «валютной змеей». Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%).
С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два.
Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач полого этапа научно-технической революции.