Европейский валютный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

С появлением единой европейской валюты в мировой экономике фактически складывается еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространила свое влияние и на многие страны за пределами ЕС. Впервые за последние десятилетия на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. Новая валюта способствует и укреплению положения европейского континента как крупнейшего центра мирового хозяйства. Процессы, происходящие в Европе, имеют очень важное значение не только для самих стран-членов ЕС, но и для всего мира. Формирование европейского валютного союза представляет собой уникальный эксперимент.

Оглавление

Введение 3
1. Цели создания валютного союза 4
2. Создание Европейского валютного союза 5
3. Введение евро 12
4. Евро и Россия 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении  ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то,  насколько быстро  и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция.  До  начала  80-х гг. позиция Франции  в  отношении  интеграции  была  сдержанной,  достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной  (например,  в 1966  г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и нe  участвовала  в  их деятельности),  что  объяснялось  отголосками   ее   имперских   амбиций   и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы.

Однако в начале  80-х  гг.  правящие  круги этой  страны  окончательно осознали, что такой курс ведет  в  тупик  и  Франция  может  сохранить  свой высокий статус только как одна п.) ведущих стран  -  членов  ЕС  и  один  из главных «моторов» интеграции. Была сделана  ставка на  ЕС  и  усиление  его наднационального характера.

Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (иступил  в  силу  с  1 июля 1987 г.) предусматривал  создание  к  концу  1992  г.  в  ЕС  полностью интегрированного (внутреннего)  рынка,  далеко  идущее  объединение  научно-технических  потенциалов  и  реализацию  крупномасштабных исследовательских программ    в    новейших    отраслях    (микроэлектронике,     информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии,  экологии  и  др.),  все  более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов  блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.2

Положения Единого европейского акта в основном были выполнены  вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в  Европейский  союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился  к  концу  1992  г.  по  товарам. Правда, пока еще он не сложился  в  электроэнергетике,  а  также  по  многим видам услуг  (особенно  важно  —  транспортных).  Нет  до  сих  пор  единого конкурентного рынка государственных заказов.

В то же время не осталось искусственных препятствий па  пути  свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей  силы,  хотя фактически  такие  препятствия  создаются   в   каждом   конкретном   случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

Сильнейшие  импульсы  углубления  интеграции  в  ЕС  дал  Маастрихтский договор  о  Европейском  союзе  (он  является  основной   частью   комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами  государств  -  членов  ЕС  в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились  к нему в результате своего вступления и ЕС с 1 января 1995 г.) и  введенный  в действие  в  1993  г.  Он  включает  три  принципиально  новых  качественных момента:

- во-первых, введение с 1993 г. единого   гражданства  ЕС  (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует  параллельно  с национальным гражданством стран - членов ЕС;

- во-вторых, формирование политического союза,  что подразумевает проведение  интегрированной внешней  политики,   тесную   увязку внутренних политик (особенно в области борьбы  с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

- в-третьих,  формирование экономического    и    валютного   союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта  (евро).

К 2002 г. она должна вытеснить  из  оборота  национальные  валюты стран -  участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто   расчетной   единицей,   по   и   полноценной    валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот  и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои  функции,  передадут их  Банку ЕС  и прекратят свое существование.

Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем  с  1 января 1999 г. не все страны —  члены  ЕС  смогли  начать  переход  к  евро, поскольку часть  из  них  не  выполнила  необходимых  для  итого  требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг  —максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому.  Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения  своей  национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

   

    1. Введение евро

 

После переговоров в  Маастрихте в 1992 г. главами государств-членов ЕВС было принято принципиальное решение о поэтапном реальном формировании Экономического и валютного союза, основанного, прежде всего на введении единой европейской валюты. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».

Главные компоненты ЭВС — единая валюта, получившая наименование «евро», и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующего государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.

Договор, предусматривающий  поэтапное продвижение к Валютному союзу, подписан 12 странами в Маастрихте, в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 года.

В январе 1994 г. был создан Европейский валютный институт во Франкфурте-на-Майне, главной целью которого является подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты - евро.

В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.

Эти и ряд других решений, принятые исполнительным органом —  Комиссией Европейских сообществ (КЕС), предусматривают определенные критерии для стран - участниц ЭВС, установленные  как "пропускные" для членства в валютном союзе, которые можно рассматривать как показатели "финансового здоровья". Ими являются:

  • дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;
  • государственный долг не более 60% ВВП;
  • ежегодный рост цен не выше, чем 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех странах с минимальным уровнем инфляции среди государств-членов ЕС;
  • средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2% сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех странах;
  • соблюдение установленных пределов колебаний между курсами валют (+15%).

Процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы:

  1. Подготовительная — до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе;
  2. Организационная  — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза. Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц  вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в евро сумм в национальных валютах осуществляется с точностью до шести знаков после запятой. Паритет пересчета ЭКЮ в евро установлен в пропорции 1:1. Форсируется подготовка к новой валюте в странах-участницах, особенно в административных органах, банках и других финансовых институтах. Но вся экономическая жизнь продолжает существовать на основе национальных валют;
  3. Финальная. Первый этап этой фазы был рассчитан на период с 1 января 1999 года по 31 декабря 2001 года. Официальная аббревиатура евро - EUR была утверждена International Standards Organization (ISO) и будет использоваться во всех коммерческих и финансовых организациях. Жёстко и необратимо зафиксированы курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро.3

Евро становится самостоятельной полноправной денежной единицей. На этом этапе оно существовало только в безналичной форме. Хозяйствующие субъекты начали расчеты и операции в евро. Компании, наиболее связанные с внешней торговлей, европейской и международной предпочли как можно скорее перевести свои операции в режим евро. Государственные органы продолжали активную подготовку к переходу на евро, а также осуществляли информационное обеспечение этой подготовки. На данной стадии параллельно и равноправно функционировали и евро, и национальные валюты.

Вторым, заключительным этапом третьей фазы перехода к валютному  союзу ЕС стал полный переход на евро. После 31 декабря 2001 года все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих  стран стали в обязательном порядке конвертироваться по официальным курсам в евро.

С 1 января 2002 года в течение  срока, который каждая страна определила самостоятельно, в обращение вводятся банкноты семи номиналов - 5, 10, 30, 50, 100, 200 и 500 евро, и монеты восьми номиналов - 1 и 2 евро, а также 1, 2, 5, 10, 20 и 50 евро-центов, замещающие прежние банкноты и монеты в национальных денежных единицах. В течение определенного срока старые национальные банкноты и монеты могут обращаться наравне с евро.

Основные принципы, связанные с  переходом к единой валюте состояли в следующем:

  • Замещение национальных валют по фиксированным курсам начиналось с 1 января 1999 года;
  • С 1 января 1999 года все ссылки в юридических документах на ЭКЮ заменяются ссылками на евро по курсу 1:1;
  • Все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы останутся действительными точно так же, как если бы они относились к евро;
  • Принцип непрерывности контрактов, который заключается в том, что введение евро не ведёт к изменению каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не может служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов. Любые платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных единицах данной страны-участницы, могут погашаться должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте;
    • С 1 января 1999 гола по 31 декабря 2001 года принцип свободы выбора для участников сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к участникам недопустимо в данном случае ни принуждение, ни запрещение со стороны государств-членов новой валютной системы. Это означает, что в новых контрактах и во всех связанных с ними документах может использоваться (по договоренности сторон) любая деноминация.4

 

4. Евро и Россия

 

Россия и ЕС объективно заинтересованы в том, чтобы евро прижился на российском рынке и активно использовался во внешнеэкономической деятельности. России евро дает шанс разнообразить валютную структуру внешних расчетов и накоплений, включая официальные резервы Банка России. Согласно оценкам, в конце 1990-х годов в России свыше 80 процентов внешнеторговых сделок заключалось в долларах США. Однако до 2/3 российского торгового оборота приходится на страны Европы, в том числе 30—35 процентов на государства ЕС. Односторонняя ориентация на доллар, естественно, сопряжена с высокими рисками, как курсовыми, так и системными. В этом свете перераспределение активов в пользу евро — дело полезное и нужное.

Для Европейского Союза  отношение России к евро важно  по двум основным причинам:

Во-первых, новая валюта не сможет завоевать прочные позиции  в мире, если она не станет общеевропейской  валютой, а здесь без России не обойтись. Несмотря на крошечный, по европейским меркам, объем ее финансовых рынков, Россия является своего рода индикатором жизненных сил евро вне его родного дома. Если она, будучи стратегическим партнером ЕС, осталась бы под монопольным влиянием доллара, то это значило бы, что евро не готов выполнять на внешних рынках те же функции, что и денежная единица США.

Во-вторых, Россия — крупнейший экспортер нефти и газа, торговля которыми в мире традиционно ведется на доллары. Конечно, страны ЕС хотели бы изменить ситуацию в свою пользу. Дело здесь не только в коммерческой выгоде (до сих пор они не могли покупать нефть на немецкие марки, французские франки и уж тем более на португальские эскудо или греческие драхмы), но и в стратегических преимуществах, в долгосрочных перспективах евро на мировых товарных, а значит, и финансовых рынках. То, насколько быстро тронется лед, во многом зависит от российских поставщиков. Этот вопрос европейская сторона поднимала на переговорах с Россией I еще в начале 1998 года. В мае 2001 года на саммите ЕС — Россия глава Европейской Комиссии Романе Проди официально обратился к президенту Владимиру Путину с предложением перевести на евро двустороннюю торговлю. Устраивающий всех вариант может быть найден путем разделения валюты, в которой устанавливается цена товара, и валюты, в которой проводится платеж. Иначе говоря, если поставляемая из России в ЕС нефть будет стоить в долларах столько же, сколько на мировых рынках, а платить европейцы будут в евро по курсу на момент исполнения сделки, то в случае удешевления евро отечественные экспортеры не пострадают (как и не выиграют при его удорожании).

На сегодня опыт работы с новой валютой приобрели многие российские предприятия и банки, и их число неуклонно растет. К этому их подталкивают не только экономические соображения (при падающем курсе евро был особенно выгоден импортерам), но и позиция западноевропейских партнеров, которые предпочитают заключать контракты именно в евро, а не в долларах США. Расчеты в евро особенно удобны при встречных поставках, когда в обмен на вывозимые в Западную Европу российские товары там закупаются, скажем, машины и оборудование. Подписание экспортных контрактов в евро неизбежно, если российская фирма получает кредит или аванс от западноевропейского партнера или если товар продается на бирже (аукционе), где торги ведутся в евро. И, наконец, при растущем курсе евро выгодным становится заключение экспортных контрактов в этой валюте.

Информация о работе Европейский валютный союз