Этапы создания и перспективы развития Европейского Экономического и Валютного Союза (ЭВС)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование, анализ и рассмотрение этапов создания и перспектив развития европейского экономического и валютного союза.
Задачами работы являются рассмотрение этапов формирования ЕС, изучение стадий развития интеграции и выявление целей, задач и достижений.

Оглавление

Введение 2
1.Европейский союз: создание цели и особенности формирования 4
1.1. Первый этап ЭВС 5
1.2. Второй этап ЭВС 6
1.3. Третий этап ЭВС 9
1.4. Будущее Европейского Валютного Союза 9
2.Современное состояние 11
2.1. Проблемы регионального развития 11
2.2. Проблема интеграции 12
2.3. Проблема безработицы 17
3.Структурные проблемы Европейского валютного союза 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 62.22 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирская академия финансов и банковского дела

Кафедра финансов и кредита

Курсовая  РАБОТА

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему: «Этапы создания и перспективы развития Европейского Экономического и Валютного Союза (ЭВС)»

 

 

Выполнила

А.О. Татькова

Группа СОД-122д

Руководитель

ст. преподаватель

О.В. Ширяева


 

Новосибирск-2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в социально-экономической, и в военно-политической роли, которую играет Европейский Союз в международных отношениях. Одной из основных причин, бесспорно, является изменившаяся картина в мире. Уход из политической жизни СССР, крах биполярной системы, создание новых государств и, следовательно, новых проблем - все это натолкнуло многие страны на поиски мирного урегулирования разногласий и сотрудничества во многих сферах жизни. Европейский Союз - один из ярчайших примеров такой организации. Без сомнения, Европейский Союз является образцом совершенно новых мотивов интеграции.

Степень разработки. Вопросом изучения этапов создания и перспектив развития ЭВС посвящены многие труды как российских, так и зарубежных авторов. Это работы  Д.Н.Курочкина, Н.Н. Ливенцева, А.С. Булатова, В.Я.Пищика, Ю.Борко, А.С. Акопова, а также Барри Айхенгрин и Джеффри Фриден.

Целью работы является исследование, анализ и рассмотрение этапов создания и перспектив развития европейского экономического и валютного союза.

Задачами работы являются рассмотрение этапов формирования ЕС, изучение стадий развития интеграции и выявление целей, задач и достижений.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.

Во введении обоснована актуальность исследования, обозначены цели и задачи работы, указана степень разработанности проблемы.

В первом разделе рассмотрены этапы создания Европейского Экономического и Валютного Союза и перспективы его дальнейшего развития

Второй раздел посвящен анализу проблем интеграции, проблем безработицы и проблем регионального развития.

В третьем разделе содержатся структурные проблемы Европейского Валютного Союза.

Заключение содержит основные выводы и предложения.

Список источников состоит из учебной и периодической литературы, а также Интернет-ресурсов, использованных в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Европейский союз: создание цели и особенности формирования

Экономический и валютный союз (ЭВС) представляет собой важный шаг в интеграции экономики Европейского Союза. Она включает в себя координацию экономической и фискальной политики, общую денежно-кредитную политику и общую валюту, евро. Хотя все 28 государств-членов ЕС участвуют в экономическом союзе, некоторые страны интеграции продвинулись на один шаг вперед и приняли евро. Эти страны вместе образуют зону евро.[3]

В июне 1988 года Европейский Совет подтвердил цель постепенного воплощения в жизнь экономического и валютного союза (ЭВС). Он поручил комитету под председательством Жака Делора, тогдашнего президента Европейской комиссии, изучить и предложить конкретные этапы, ведущие к реализации этого союза.

Комитет состоял из вице-президентов тогдашнего Европейского сообщества (ЕС) национальных центральных банков: Александра Ламфалусси тогдашнего генерального директора Банка Международных Расчетов (БМР); Нильсона Тюгесена профессора экономики Дании; и Мигеля Бойера, Затем Президент  Banco Exterior Испании.

В результате доклада Делора, было принято решение о реализации экономического и валютного союза в три этапа.

    1. Первый этап ЭВС

На основе доклада Делора, Европейский совет решил в июне 1989 года, что первый этап экономического и валютного союза должен был начаться 1 июля 1990 года. В этот день все ограничения на движение капитала между государствами-членами были отменены.

Комитет управляющих

Комитету управляющих центральных банков государств-членов Европейского экономического сообщества, который играл все более важную роль в валютно-финансовом сотрудничестве с момента его создания в мае 1964 года, были даны дополнительные обязанности. Они были заложены в Решении Совета от 12 марта 1990 года. Их новые задачи включали проведение консультаций по содействию координации, денежной политики государств-членов, с целью достижения ценовой стабильности.

Учитывая относительно короткий период времени и сложность задач Комитет управляющих начал подготовительную работу к третьему этапу Экономического и валютного союза (ЭВС). В первую очередь нужно было рассмотреть все вопросы, которые могли возникнуть на ранней стадии, чтобы разработать программу работы до конца 1993 года и определить соответственно мандаты существующих подкомитетов и рабочих групп, созданных для этой цели.

Юридический аппарат

Для достижения второго и третьего этапов, Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (Римский договор) нуждался в пересмотре с целью установления необходимого институционного структурирования. С этой целью была созвана Межправительственная конференция по ЕВС, которая состоялась в 1991 году параллельно с Межправительственной конференции по политическому союзу.

По итогам переговоров Договор о Европейском Союзе, согласованный в декабре 1991 года был,  подписан в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Однако в связи с задержками в процессе утверждения, документ(который внес изменения в Договор об учреждении Европейского экономического сообщества и представил, в частности, Протокол о Статуте Европейской системы Центральных банков и Европейского центрального банка и Протокола об Уставе Европейского валютного института)​​не вступили в силу до 1 ноября 1993 года.[8]

    1. Второй этап ЭВС

Создание ЕВИ​​ и ЕЦБ

Создание Европейского валютного института (ЕВИ) 1 января 1994 года ознаменовало начало второго этапа ЭВС, и с этого времени Комитет управляющих прекратил свое существование. Временное существование ЕВИ также отражало состояние валютной интеграции в рамках Сообщества. ЕВИ не брал на себя ответственность за проведение денежно-кредитной политики в Европейском Союзе - это осталось привилегией национальных властей - а также у него не было никаких полномочий для проведения валютных интервенций.

Две основные задачи Европейского валютного института:

укрепление сотрудничества центрального банка и координирование денежно-кредитной политики

реализация подготовительных мероприятий, необходимых для создания Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), с целью проведения единой денежно-кредитной политики и создания единой валюты в третьем этапе.

С этой целью, EMI стала форумом для проведения консультаций и обмена мнениями и информацией по вопросам политики и указано нормативно, организационную и техническую базу, необходимую для ЕСЦБ выполнять свои задачи в Третий этап.

В декабре 1995 года Европейский Совет принял решение о введении европейской валютной единицы – «евро», в начале третьего этапа, и подтвердил, что третий этап ЭВС начнется 1 января 1999 года. Хронологическая последовательность событий, для перехода на евро, была объявлена заранее. 

Европейский Механизм Валютных Курсов

В то же время, Европейскому валютному институту была поставлена ​​задача проведения подготовительной работы по будущим монетарным и валютным отношениям между зоной евро и другими странами Европейского Союза. В декабре 1996 года Европейский валютный институт представил доклад в Совет Европы, который лег в основу резолюции Совета Европы о принципах и основах элементов нового Европейского Механизма Валютных Курсов, который был принят в июне 1997 года.

Новые банкноты

В декабре 1996 года Европейский валютный институт также представил на рассмотрение Европейскому совету выбранный дизайн серии для банкнот евро,  которые будут введены в обращение 1 января 2002 года.

Пакт стабильности и роста

В целях дополнения и уточнения положений Договора о Европейском валютном союзе, Европейский Совет принял Пакт стабильности и роста, в июне 1997 года - два правила являются частью Пакта стабильности и роста, который призван обеспечить бюджетную дисциплину в отношении ЭВС. Пакт был дополнен и соответствующие обязательства усиливали декларации Совета в мае 1998 года. Это отразилось реформой в 2005 и 2011 годах.

Первоначальные участники

2 мая 1998 года Совет Европейского  Союза - в составе глав государств  и правительств - единогласно решил, что 11 государств-членов выполнили условия, необходимые для участия в третьем этапе Экономического Валютного Союза и готовы к принятию единой валюты с 1 января 1999 года. Первыми участниками были Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия. Главы государств и правительств также достигли политического взаимопонимания в отношении лиц, которые будут рекомендованы для назначения членов Исполнительного совета Европейского центрального банка (ЕЦБ).

Подготовка к фиксации обменные курсы

Кроме того, в мае 1998 года, министры финансов государств-членов, принявших единую валюту, договорились с губернаторами национальных центральных банков этих государств, Европейской комиссией и Европейским валютным институтом, что нынешний Европейский Механизм Валютных Курсов будет использовать двусторонние центральные курсы валют участвующих государств при определении безотзывных конвертаций  валют на евро.

Назначение органов, принимающих решения

25 мая 1998 года правительствами 11 государств-участников были назначены  президент, вице-президент и четыре других членов Исполнительного совета ЕЦБ. Их назначение вступило в силу с 1 июня 1998 года и ознаменовало создание ЕЦБ. ЕЦБ и национальные центральные банки участвующих государств составляют Евросистему, которая формулирует и определяет единую денежно-кредитную политику в третьем этапе ЭВС.

С созданием ЕЦБ на 1 июня 1998 года Европейский валютный институт завершил свои задачи. В соответствии со статьей 123 (бывшая статья 109l) Договора об учреждении Европейского сообщества, Европейский валютный институт был ликвидирован после создания ЕЦБ. Вся подготовительная работа возложена на Европейский валютный институт была заключена в свое время, а остальные задачи, начиная с  1998, были посвящены ЕЦБ до финального тестирования систем и процедур.[8]

    1. Третий этап ЭВС

Безвозвратная фиксация обменных курсов

С 1 января 1999 года третий и последний этап Экономического Валютного Союза начался с безвозвратной фиксации обменных курсов валют 11 государств-членов, первоначально, участвующих в валютном союзе с проведением единой денежно-кредитной политики под ответственностью Европейского Центрального Банка.

Число участвующих государств увеличилось с 1 января 2001 года, когда Греция вступила в третью стадию ЕВС. Словения стал 13-м членом зоны евро с 1 января 2007 года, после один год спустя Кипра и Мальты, Словакии 1 января 2009 года и Эстонии с 1 января 2011 года. В день, когда каждая страна присоединилась к зоне евро, ее центральный банк автоматически становился частью Евросистемы. [8]

    1. Будущее Европейского Валютного Союза

 
Перспективы ЕВС

 
Исключительно с экономической точки зрения, высокая мобильность капитала, несомненно, будет фактом экономической жизни в 21-м веке, что оставляет большинству стран выбор между принятием гибкого обменного курса и привязкой его раз и навсегда. Рост и артикуляция международных финансовых рынков, которые еще продолжаются, говорит о том, что страны, которые не могут жить комфортно с гибким обменным курсом – это небольшие страны с открытой экономикой, сильно зависящие от международной торговли и финансовых потоков, в частности. Некоторые страны, в Восточной Европе, могут решить эту проблему путем вступления в Европейский Союз и его валютный союз. Подразумевается, что валютный союз Европы получит избирателей, которые видят Европейский Валютный Союз в качестве зоны денежной и финансовой стабильности и их единственной реальной альтернативой выбора плавающего курса. Жители стран, таких как Великобритания, с удовольствием участвуют в едином рынке, но у них остается глубокий и прочный скептицизм по поводу единой валюты. Перспектива политической экономии предполагает, что этот скептицизм коренится в связи с низким уровнем британской приверженности к европейской политической интеграции. Для многих граждан Великобритании, существует опасение, что хваленые внешние эффекты и связи Европейского Союза предполагают, что "одна черта ведет к другой" и в этом случае валютная интеграция усилит движение к политической интеграции. В связи с этим, хорошим решением для Великобритании, может быть, присоединение к валютному союзу Европы, что способствует присоединению к более крупному проекту создания политически, а также экономически интегрированной Европы, либо выход из Европейского Союза. Учитывая, что ни один из этих вариантов не является особенно привлекательным, британцы ставят себя перед дилеммой. Все это предполагает ЕВС. По какому сценарию он разваливается? Фельдштейн (1997) отмечает, что государства-члены ЕС с очень разными предпочтениями скованы вместе одной денежно-кредитной политикой. Там нет политического союза с самого начала. Национальные лидеры будут продолжать толстеть для политиков, которые отражают различные предпочтения своих избирательных округов. Безусловно, некоторые будут разочарованы. А так как европейцы вряд ли согласятся на продление крупномасштабных трансграничных переводов до создания истинного политического союза, нет никакого способа компенсации проигравших. Разногласие по денежно-кредитной политике может быть, что означает серьезный спор. Технически, выход из валютного союза прост: правительству участвующего члена-государства нужно только перезапустить типографию и начать печать национальной валюты. Страна может покинуть валютный союз, потому что чувствует, что ЕЦБ следует чрезмерно инфляционной политике, относительно национальной валюты. Страна может выйти из Валютного Союза, потому что она считает, что чрезмерно ограничительная политика ЕЦБ стала отягощающим фактором к безработице, а также должна объявить, что евро больше не будет приниматься в качестве законного платежного средства в пределах границ государства. Но решение продолжать поддерживать или выбор отказаться от валютного союза будет, как и раньше сделан на основании политической экономии, а не экономической. Основной межгосударственного рассмотрения является то, что страна, которая выходит из валютного союза может столкнуться со значительными издержками в виде его положения в ЕС. Так же, как вклад в создание валютного союза в Европе, стоит вопрос о его расформировании. Основной рассмотрения внутреннего распределения является то, что поддержка ЕВС, на самом деле существенна в странах-членах, и вероятно, будет расти с течением времени. Создание единой валюты приводит к образованию групп и лоббистов, заинтересованных в ее постоянстве. Планируются инвестиции, подписываются контракты, расширяются фирмы и объединяются в единый рынок с единой валютой. [2]

Информация о работе Этапы создания и перспективы развития Европейского Экономического и Валютного Союза (ЭВС)