Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 01:34, курсовая работа
Целью работы является исследование, анализ и рассмотрение этапов создания и перспектив развития европейского экономического и валютного союза.
Задачами работы являются рассмотрение этапов формирования ЕС, изучение стадий развития интеграции и выявление целей, задач и достижений.
Введение 2
1.Европейский союз: создание цели и особенности формирования 4
1.1. Первый этап ЭВС 5
1.2. Второй этап ЭВС 6
1.3. Третий этап ЭВС 9
1.4. Будущее Европейского Валютного Союза 9
2.Современное состояние 11
2.1. Проблемы регионального развития 11
2.2. Проблема интеграции 12
2.3. Проблема безработицы 17
3.Структурные проблемы Европейского валютного союза 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
В нынешнее время растет недоверие, относительно дальнейшего расширения Европейского Союза. Определенное значение этого недоверия, в котором имеет место экономический аргумент: заявки с просьбой о вступлении в Европейский Союз поступают от стран с низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. В основном эти страны не отвечают критериям вхождения в состав Европейского Союза. Следовательно, для членов Европейского Союза становится все более маловероятным достижение экономического единения и равномерного развития всех стран, а результаты расширения могут негативно сказаться на формировании общего бюджета Европейского Союза. В последствии это может оказать сдерживающий эффект на темпы развития Европейского Союза в целом. В этом случае для стран с более высоким экономическим потенциалом может начать играть более важную роль принцип "расширенного сотрудничества" государств Европейского Союза. Тогда всецело проявит себя формула "разноскоростной интеграции", представителями и защитниками которой уже в 70-х годах 20 века были Вилли Брандт и Лео Тинденманс. В таком случае следует обратить внимание на важную проблему: при различающемся уровне экономического развития большинства стран, входящих в Европейский Союз, предложенная формула означает дифференциацию темпа интеграции в группах стран Европейского Союза: одни государства быстрее реализуют цели объединения, в сравнении с другими. Одни государства быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же – наоборот, в более худшем положении. Это не только проблема неравноправного партнерства, особенно в вопросе о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). Последствием практической реализации такого сценария евро-интеграции может быть фундаментальная угроза: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть дестабилизируется. Это возможно в том смысле, что отдельные страны - члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции, которые описываются моделью Бела Баласа. В результате достижение регионального экономического объединения становится иллюзорным.
В процессе европейской интеграции переломным событием было подписание в 1985 году Единого европейского акта, который обозначил начало нового этапа интеграции, а также создание Европейского сообщества и увеличения полномочий Европейского Союза в области координации не только экономической, но и многих других областей внутренней и внешней политики. Маастрихтский Договор 1992 года о Европейском Союзе закрепил законодательно цели, озвученные в Едином Европейском Акте, и ввёл общее европейское гражданство.
Эти перемены в настроении населения стали особенно болезненны для процесса европейской интеграции, поскольку начались именно тогда, когда Европейский Союз вступил в наиболее динамично развивающийся этап своего развития, при которой одобрение его европейскими гражданами становилось всё более важным. Если до принятия договора интеграционный процесс касался лишь вопросов межгосударственного сотрудничества, то после интеграция вызвала необходимость изменения внутриполитической жизни каждой из стран и стала затрагивать жизнь обычных граждан. Граждане Европы стали задумываться над вопросом политики совершенно разных уровней, начиная от регулирования Евросоюзом продаж отдельных продуктов питания и напитков и заканчивая общим характером системы распределения. Но на первое место встал вопрос о том, в каком направлении движется европейская интеграция и кто находится в её главе. Как показывали опросы 1992 года, только 14% граждан Европейского Союза были удовлетворены уровнем "демократического влияния", доступного им в институтах Европейского Союза. Тогда же впервые был зафиксирован численный перевес граждан Европейского Союза, недовольных работой демократии в их собственной стране (52% против 45%).
С течением времени европейское население привыкало к новым условиям, и такой уровень интеграции стал для них как данность, а полномочия Европарламента значительно расширились. В связи с этим общий показатель поддержки европейской интеграции у граждан Европейского Союза перестал сильно колебаться, при этом не опускаясь ниже значений достигнутых в 1996 году , но все же не поднимаясь на много выше. Таким образом, почти всеевропейская поддержка интеграции, при которой большинство граждан Европы не были посвящены в содержание европейской политики, сменилась более лояльным к ней отношением, а количество граждан, поддерживающих курс демократии в ЕС, увеличилось с 35% в 1997-м до 49% в 2005 году.
Хорошо |
Плохо |
Нихорошо, ниплохо |
Незнаю | ||||||
1991 |
1996 |
1991 |
1996 |
1991 |
1996 |
1991 |
1996 | ||
Окончившие образование |
До 16 лет |
65 |
39 |
8 |
20 |
19 |
32 |
8 |
10 |
От 16 до 19 лет |
70 |
46 |
7 |
18 |
19 |
29 |
4 |
8 | |
Старше 20 лет |
85 |
60 |
4 |
13 |
10 |
22 |
1 |
7 | |
Учащиеся |
81 |
63 |
1 |
9 |
15 |
22 |
3 |
7 | |
Возраст |
15–24 лет |
75 |
52 |
3 |
13 |
19 |
27 |
5 |
10 |
25–39 лет |
75 |
52 |
5 |
14 |
17 |
27 |
3 |
7 | |
40–54 лет |
74 |
47 |
6 |
19 |
16 |
28 |
4 |
6 | |
55 лет и старше |
67 |
43 |
9 |
20 |
17 |
28 |
7 |
9 | |
Уровень дохода |
самыйвысокий |
80 |
59 |
5 |
13 |
13 |
23 |
2 |
6 |
высокий |
75 |
48 |
6 |
17 |
16 |
28 |
3 |
6 | |
низкий |
72 |
43 |
8 |
17 |
17 |
32 |
4 |
8 | |
самыйнизкий |
65 |
40 |
8 |
20 |
20 |
32 |
7 |
9 |
Таблица 1. Отношение к членству своей страны в ЕС в 1991 и 1996 гг. (%)
Однако, независимо от колебаний поддержки интеграции в целом европейским населением, всегда были те, кто поддерживал её больше, и те, кто меньше. Какие же социальные слои скорее поддерживают и какие скорее не поддерживают европейский интеграционный процесс?
Данные опросов о поддержке интеграции
различными категориями населения как
в период наиболее высокой (до Маастрихта),
так и в период наиболее низкой поддержки
выявили, что разочарование в работе демократии
и вообще в европейской политике не сильно
повлияло на соотношение сторонников
и противников интеграции в каждой из
выделенных социальных групп. И в 1991 году (до падения
поддержки), и в 1996-м интеграцию в большей
степени поддерживали более образованные,
более обеспеченные и более молодые слои
населения. При этом в первую очередь поддержка
интеграции зависит от уровня образования
и связанного с ним уровня дохода.
Общее падение поддержки интеграции после Маастрихта происходит, прежде всего, за счёт её падения в менее образованных и менее обеспеченных слоях (зависимость этого падения от возраста не прослеживается), то есть среди тех, кто и раньше поддерживал её меньше остальных. Те же категории населения, которые и ранее лучше относились к интеграционному процессу (более образованные и обеспеченные), в большей степени, чем другие, поддержали и его новую стадию Маастрихтский договор. Это подтверждают и данные опроса, проведённою в 1992 году в котором европейцев спрашивали, как они станут голосован" в случае референдума по вопросу о Маастрихтском договоре: 43% проголосовали бы "за" договор, 27% - "против" и 30% - не определились с ответом.
Мы видим, что большое влияние на отношение к Маастрихту оказывает вид деятельности: за новый уровень интеграции в большей степени голосуют менеджеры и в наименьшей - рабочие, а также непосредственно связанный с ним уровень образования. Возраст, как и прежде, имеет наименьшее значение.
Каждый следующий этап интеграции, как в плане её углубления (от Европейского объединения угля и стали до разработки Евроконституции), так и в плане расширения числа участников (от Европы-6 до Европы-25 и далее), вызывает новое сопротивление населения, которое всё чаще задаётся вопросом, каковы границы интеграции. Вслед за рациональной оценкой того вклада, который она несёт для национальных экономик, граждане начинают опасаться, что дальнейший процесс интеграции будет угрожать национальной идентичности. И те, кто согласен с теперешним списком членов и теперешним уровнем интеграции, могут быть против расширения его на культурно чуждую Турцию и дальнейшего углубления, способного привести к окончательной утрате национальных суверенитетов.
Эти настроения нашли своё выражение в отказе населения Франции и Нидерландов принять конституцию, предусматривающую более глубокий уровень интеграции. При этом в 2005 году на референдумах можно было проследить прежнюю тенденцию распределения голосов между различными категориями населения. Среди менее образованных поддержка Евроконституции была крайне низка, в то время как среди лиц с университетским дипломом за неё было большинство. Евроконституцию поддержала социальная элита, и её отвергло большинство рабочих и пенсионеров.
Конституция 2005 года была неудачной попыткой сделать рывок вперёд, к более глубокому уровню интеграции. В своё время такой же попыткой, но удавшейся, был Маастрихтский договор 1992 года. И если сравнить голосование во Франции по Маастрихтскому договору (он был одобрен 51% французов)" и голосование по Евроконституции, становится очевидно, что многие особенности социальной поддержки этих двух уровней и этапов интеграции не изменились. Во Франции коммерсанты и руководители предприятий, поддержавшие Евроконституцию в 2005 году, в 1992 году в большинстве своём голосовали против Маастрихта (51%). Но и в 1992 году поддержка интеграции лицами с университетским дипломом (71%) и представителями свободных профессий и интеллектуалами (70%) была гораздо выше средней, а лицами без диплома (43%) и рабочими (42%) - ниже.
В 1992 году с трудом прошедший ратификацию Маастрихтский договор был таким же смелым шагом вперёд, к неизвестному будущему, как и в 2005 году не Евроконституция. Но сейчас договор 1992 года стал уже нормой, частью привычного мира. И существующий уровень интеграции, созданный им, поддерживается значительно более широкими социальными слоями, чем в своё время поддерживался сам Маастрихт.
Поддержка интеграции более образованными характерна не только для старых членов Европейского Союза. Схожая картина складывается из данных опроса населения 13 стран-кандидатов в 2003 году. И в старых членах ЕС, и в новых на разных этапах интеграции проявляются некоторые постоянные тенденции. Поддержка интеграции тесно связана с образованием: она максимальна у наиболее и минимальна у наименее образованных. Поддержка интеграции выше у лиц свободных профессий и интеллектуалов ("по определению" наиболее образованных) и ниже у рабочих, выше у наиболее обеспеченных и ниже у мало обеспеченных. Она максимальна в больших городах - сосредоточении интеллектуальной жизни - и минимальна в сельской местности.[11]
Высокая доля безработных в экономически активном населении - проблема всех стран ЕС, имеющая долговременный характер. Причины повышенного уровня безработных кроются в демографической ситуации (рост численности рабочих-иммигрантов, высокая активность женщин, ускоренные темпы роста активного населения в районах, где проблема безработицы наиболее остра), а также зависят от конъюнктуры. В начале XXI в. среди стран, относительно благополучных по этому критерию, можно назвать Австрию, Великобританию, Ирландию, Нидерланды. Швецию (менее 5%). Самая большая безработица в Испании -11,3%, Франции - 9,7, Греции - 9,6, Финляндии - 9,0%.
Большой проблемой для ЕС является преодоление долгосрочной безработицы. Коэффициент так называемых "исключенных" (доля лиц, ищущих работу более года, в общем числе безработных) в Евросоюзе очень высок (49%). По абсолютной численности безработных в ЕС-25 лидирует Германия - 4,0 млн., Польша - 3,3 млн., Франция - 2,6 млн., Италия - 2,1 млн., Испания - 2,1 млн., Великобритания - 1,4 млн.
Страны Евросоюза представляют собой желанную цель для ищущих работу иммигрантов. По мнению немецких экономистов, важным условием устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе является прирост населения. Из-за медленных темпов его роста странам Европы трудно соперничать с Соединенными Штатами, экономика которых с 1960-х гг. развивалась быстрее, чем европейская. В США каждая женщина в среднем рожает двух детей, что обеспечивает по меньшей мере стабильную численность населения. В странах ЕС этот показатель не достигает и 1,5, поэтому, как считают специалисты, для пополнения рынка труда Евросоюз нуждается в иммиграции квалифицированной рабочей силы из третьих стран. Об этом свидетельствует нехватка рабочей силы в отдельных секторах экономики стран ЕС. Страны ЕС проводят различную иммиграционную политику, поскольку ситуация на рынке труда в каждой из них имеет свои особенности.
В Австрии, где в послевоенные десятилетия ощущалась нехватка рабочей силы в низкооплачиваемых группах трудящихся, проводилась весьма либеральная иммиграционная политика, следствием которой явилась самая высокая в ЕС (не считая Люксембурга) доля иностранцев среди населения. Каждый год в Австрии растет и доля иностранных рабочих в общем числе занятых.
Германия также привлекательна для многих ищущих работу иммигрантов. Согласно данным Федерального статистического ведомства ФРГ, в 2001 г. в страну въехало на 273 тыс. человек больше, чем ее покинуло, из них 84 тыс. - немцы и 188 тыс. - иностранцы. Большая часть из них пополнила экономически активное население. В 2002 г., по оценке того же ведомства, приток населения превысил его отток более чем на 200 тыс. человек. В принципе германский рынок труда открыт не только для жителей стран - участниц ЕС, но также и для граждан Исландии, Норвегии и Лихтенштейна.
В Великобритании с 1997 г. правительство почти в три раза увеличило число разрешений на занятие трудовой деятельностью для лиц, живших за пределами ЕС, доведя их до 140 тыс. в год. Но и этого было недостаточно для английской экономики, некоторые сектора которой испытывают нехватку рабочей силы, несмотря на 5%-ную безработицу. Правительство намерено выдать дополнительно еще 10 тыс. разрешений для иммигрантов, желающих работать в пищевой промышленности и гостинично-ресторанном секторе. Будет рассмотрена также программа, облегчающая процедуру иммиграции иностранным студентам, специализирующимся в области математики, естественных и инженерных наук.