Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:54, доклад
История официальных отношений между Москвой и Брюсселем насчитывает чуть больше двадцати лет: первым документом, регулирующим отношения сначала Советского Союза, а затем России как его продолжателя и ЕС, стало подписанное 18 декабря 1989 года Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР, с одной стороны, и Европейскими сообществами, с другой. Тогда речь шла просто о налаживании сотрудничества.
История официальных отношений между Москвой и Брюсселем насчитывает чуть больше двадцати лет: первым документом, регулирующим отношения сначала Советского Союза, а затем России как его продолжателя и ЕС, стало подписанное 18 декабря 1989 года Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР, с одной стороны, и Европейскими сообществами, с другой. Тогда речь шла просто о налаживании сотрудничества. Подписанное четыре с половиной года спустя - 24 июня 1994 года - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве стало существенным продвижением вперед, предусматривая развитие углубленных отношений в политической, торгово-экономической, правовой и гуманитарной областях. Следующим этапным событием в российско-есовских отношениях явилось утверждение на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. концепции формирования четырех общих пространств России и ЕС:
Работа по реализации одобренных на саммите в Москве в мае 2005 г. «дорожных карт» по формированию Общих пространств остается ключевым треком взаимодействия России и ЕС.
На саммите в Лондоне
в октябре 2005 года Россия и Евросоюз
заявили о необходимости
На следующем саммите в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением, призванным наполнить дополнительной конкретикой само понятие стратегического партнерства и создать эффективные механизмы для его реализации. Процесс переговоров по будущему соглашению, запущенный в 2008 г., продолжается. Переговоры по Новому базовому соглашению ведутся в формате четырех рабочих групп по четырем основным разделам будущего документа: по взаимодействию в сфере политдиалога и внешней безопасности; сотрудничеству в сферах свободы, безопасности и правосудия; отраслевому экономическому взаимодействию; сотрудничеству в вопросах науки и техники, культуры, образования, СМИ, спорта и молодежной политики.
Сегодня форматы российско-есовского взаимодействия включают в себя саммиты1 с участием Президента России, с одной стороны, и Председателей Европейского совета и Еврокомиссии, с другой; встречи в формате «Правительство России - Еврокомиссия»; заседания Постоянного совета партнерства (на уровне министров иностранных дел и по отдельным секторальным вопросам, включая юстицию и внутренние дела, энергетику, транспорт, научные исследования); встречи на уровне политдиректоров; регулярные консультации Постпреда России при ЕС с председателем Комитета по внешней политике и политике безопасности ЕС. Нарастает интенсивность взаимодействия в рамках отраслевых диалогов (по энергетике, транспорту, промышленной политике, информационному обществу, сотрудничеству в области космоса и др.) и экспертных консультаций по отдельным внешнеполитическим вопросам (более 20 раундов ежегодно). На регулярной основе проводятся мероприятия по парламентской линии.
Ближайшие задачи по укреплению
стратегического партнерства
Особое значение в условиях
преодоления последствий
В духе стратегического партнерства продолжается и уже начатое обсуждение с Евросоюзом двух крупных российских инициатив - о подготовке Договора о европейской безопасности 3и о выработке новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики, а также совместного российско-германского предложения об учреждении Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (Мезебергский меморандум).
Евросоюз - крупнейший потребитель российских энергоресурсов: порядка 63% экспорта нефти и 65% экспорта газа из России приходится на ЕС. В свою очередь Россия как отдельно взятая страна является крупнейшим внешним поставщиком нефти, на которого приходится 20% от общего импорта нефти в ЕС или 27% от общего потребления нефти ЕС. Россия обеспечивает 44% от общего объема импорта газа или около 24% общего потребления газа в ЕС.
энергетическое сотрудничество нацелено
на решение задач «дорожной карты»
общего экономического пространства России
и ЕС, связанных с устойчивостью,
надежностью производства, транспортировки
и потребления энергии, а также
с вопросами
В настоящее время механизм консультаций государственных институтов и бизнеса осуществляется в рамках трех тематических групп: по энергостратегиям, прогнозам и сценариям; развитию рынков и инфраструктуры; энергоэффективности. Для обеспечения взаимной энергетической безопасности стороны разработали основные элементы «механизма раннего предупреждения» (МРП) о возможных нарушениях функционирования энергетических систем. В ноябре 2009 года был подписан соответствующий меморандум, на базе которого этот механизм совершенствуется.
В связи с истечением срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), на развитие энергетических статей которого был нацелен энергодиалог, несколько лет проходят переговоры о новом базовом соглашении о стратегическом сотрудничестве России и ЕС в разных областях, в том числе в энергетической сфере.
1 саммиты проходят дважды в год: традиционно в первом полугодии в России, во втором – согласно практике, установившейся после вступления 1 декабря 2009 года в силу Лиссабонского договора – в Брюсселе (ранее – в стране, председательствовавшей в Совете ЕС).
2 Отношения между Россией и Европейским союзом в военной сфере являются одним из важных направлений работы в рамках «дорожной карты» по общему пространству внешней безопасности.
Впервые вопрос о налаживании
двустороннего диалога в
3 5 июня 2008 года Президент России выступил с инициативой о разработке Договора о европейской безопасности. Её суть - создать в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единое, неразделённое пространство, чтобы окончательно разделаться с наследием «холодной войны». С этой целью Дмитрий Медведев предложил закрепить в международном праве принцип неделимости безопасности. Речь идёт о юридическом обязательстве, в соответствии с которым ни одно государство и ни одна международная организация в Евро-Атлантике не могут укреплять свою безопасность за счёт безопасности других стран и организаций.