Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Оглавление

1. Теоретическое изучение формирования фонематического восприятия у

детей с ФФН.

2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.

3. Формирование восприятия звуков речи.

4. Особенности логопедической работы по развитию фонематического

восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

5. Заключение

6. Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

План.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     - наблюдается нестойкое употребление  звуков в речи. Одно и то  же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

     Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением  звуков, т.е. звук может произноситься  искаженно и в то же время смешиваться  с другими звуками или опускаться и т.д.

     Количество  неправильно произносимых звуков может  достигать большого числа (до 16—20). Чаще всего оказываются не-сформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ), звуки т и д звуки л, р, р' звонкие нередко замещаются парными глухими, реже — недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

     На  недостаточность фонематического  восприятия указывают затруднения детей при анализе звукового состава речи.

     Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи.

     Проявления  речевого недоразвития у данной категории  детей выражены в большинстве  случаев нерезко. Однако при углубленном обследовании речи могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т.п.

     Вследствие  взаимодействия двигательных и слуховых раздражителей ребенок, произнося  звук, ощущает артикуляцию и одновременно слышит произносимое, что уточняет артикуляцию. Слушая речь окружающих, ребенок рефлекторно, незаметно для себя артикулирует ее. Этим уточняется как слуховое восприятие, так отчасти и произношение. Поэтому, кто хорошо слышит речь, тот, как правило, хорошо говорит, и наоборот, кто плохо слышит, тот плохо и говорит. Так как со слуходвигательными восприятиями связаны и зрительные, то они также содействуют развитию произношения.

     Находясь  в слове, звук приобретает определенную смысловую значимость. Вне слова  он теряет ее. Звучание конкретного  изолированного звука, взаимодействие в сочетаниях с другими звуками, ритм, темп, сила и высота тона формируются в основном но законам первой сигнальной системы. У разных лиц, в различных положениях в слове и при повторении звук несколько изменяется, колеблется в силе, тоне, тембре, длительности и т.п. Но в результате аналитико-синтетичсской деятельности мозга эти звуковые раздражители обобщаются в одно целое — возникает обобщенный звук речи

    4. Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН 

     Логопедическую  работу по развитию у детей фонематического  восприятия Н.А. Чевелева условно разделяет  на шесть этапов: 1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) развитие элементарного звукового анализа.

     При этом она отмечает, что нужно учитывать  следующие положения.

  • Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.
  • Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки — фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.
  • Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук В слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь па умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.
  • Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ребенка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание направив всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
  • Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным

Логопедическая  работа по дифференциации звуков осуществляется с обязательным уточнением произносительного  и слухового образа различаемых  звуков.

  • В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала:

     а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

     б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

     в) слоги со стечением согласных  (урс, кру, ела, пса и т. д.);

     г) слова без стечения согласных: односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.), двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

     д) слова со стечением согласных: двусложные слова со стечением согласных  в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.); односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.); односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.); двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.); двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

     е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

     На  первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы)

     На  первом этапе логопед может использовать следующие виды заданий:

  • после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д);
  • чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
  • запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
  • прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру отхлопать столько же раз);
  • различать на слух голоса товарищей.

     В зависимости от возраста ребенка  и уровня развития слухового восприятия продолжительность этого этапа  может быть различной. У детей старшего дошкольного возраста он часто проходит в более сжатые сроки.

     На  протяжении второго этапа детей  учат различению одинаковых слов, звуков и звукокомплексов ориентируясь на различную высоту силу и тембр  голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

  • Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо).
  • Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, Серый волк, зайчик и т.д.)
  • Различить на слух различные звукокомплексы произнесенные различной силой или тембром голоса (уа-уа-уа- как кричит голодный ребенок, довольный ребенок, и т.д.)
  • Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т.д.

     На  протяжении третьего этапа дети должны научиться различать слова близкие  по звуковому составу. На этом этапе  предлагаются следующие задания:

  • выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
  • подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и т.д.

     Первоначально используются более легкие слова, а  затем задания все более усложняются.

     На  четвертом этапе дети учатся различать  слоги. В ходе игр и занятий  дети должны овладеть умением различать вс все оппозиционные звуки свистящие и шипящие, глухие и звонкие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. На этом этапе широко используются следующие виды заданий:

  • найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;
  • запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух – трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи; Слоги без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровского): няк, пуль, мят, пиц мюф, лут, дыс, вые, гумм, ёфъ, ёк, тыпь, геф, деп, вох, эфь, лефь, вик, кась, лёфь, дян, пяф, хил, хуф, вый, фыл, сых, яс, лень, маф, и т.п. Слоги со стечением согласных: фсен, плись, вость, втот, скум, касть, длаф, фсес, дыст, ность, длин, плык, знун, тисть, здап, зном, скес, дват, скам, твим.
  • добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова; подбор слогов для называния и дифференциации осуществляется в зависимости от произносительных возможностей детей.

     На  пятом этапе дети учатся различать  фонемы родного языка. Причем начинают обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки и птички и объясняет: « поезд гудит: у-у-у-у, птичка пищит: и-и-и-и, девочка плачет а-а-а-а. затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно (реагируя на звук дети поднимают картинку) а затем коротко. Затем в ряды гласных включаются другие гласные на которые дети не должны реагировать. Аналогично проводится работа по дифференциации согласных звуков. На этом этапе предлагаются следующие задания:

  • угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.
  • выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и т.д.;

     Чевелева  Н.А. отмечает что на данном этапе целесообразно вводить графические обозначения звуков (например гласный – красный кружок, согласный – синий квадратик и т.п.) это подготавливает детей к последующему этапу обучения.

     Задачей шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание). Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

     Учитывая  различную сложность форм фонематического  анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

     Начинается  работа с обучения детей умению определять количество слогов в слове, умению изобразить хлопками дву- и трехсложные слова. Логопед объясняет детям как отхлопывать слова разной слоговой сложности выделяя при этом ударный слог.

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН