Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:15, контрольная работа
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.
1. Теоретическое изучение формирования фонематического восприятия у
детей с ФФН.
2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.
3. Формирование восприятия звуков речи.
4. Особенности логопедической работы по развитию фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
5. Заключение
6. Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Список литературы.
Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.
в)Ялик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.
2. а) Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
б Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке.
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
в Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке.
Воробей
же в это время громко лаял у соседки.
8. Выдели слово
Цель: выделение заданного звука из слова
Логопед
произносит слова и предлагает детям
хлопать в ладоши тогда, когда они
услышат слова, в которых есть звук з (песня
комарика) и звук с (песня водички). Ответы
могут быть групповыми и индивидуальными.
9. Подбери похожие слова
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Педагог
произносит слова, близкие по звучанию:
кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит
слово и предлагает детям самим подобрать
к нему другие слова, близкие по звучанию.
И следит за тем, чтобы дети правильно
подбирали слова, а если произносили их
то внятно, чисто, громко.
10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э
11. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.
Вариант
2. Ребенок называет слово, начинающееся
с гласного звука, если мяч красного
цвета. А если мяч синий, то ребенок называет
слово, начинающееся с согласного звука.
12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход
игры. Логопед называет первое слово
и передает мяч ребенку. Далее
мяч передается от ребенка к ребенку.
Конечный звук предыдущего слова
— это начальный звук. Например:
весна — автобус — слон —
нос — сова...
13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход
игры. Логопед бросает мяч ребенку
и задает ему вопрос. Возвращая
мяч логопеду, ребенок должен ответить
на вопрос так, чтобы все слова ответа
начинались с заданного звука, например,
со звука И. Пример: — Как тебя зовут? —
Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда
ты приехала? — Из Иркутска. — Что там
растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся?
— Иволги. — Какой подарок ты повезешь
родным? — Ириски и игрушки.
14. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.
Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход
игры. Логопед бросает детям мяч, называя
первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу»,
«со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает
слово. Например: Ша- шары са- санки шо-
шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~
шины сы- сырок
15. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход
игры. Логопед бросает каждому
ребенку мяч, называя звуки задуманного
слова: М — А — К Д —
О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче
букву, соответствующую названному звуку,
и составляют из мячей слово, читают его.
16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход
игры. Логопед бросает мяч детям,
называя односложные, двусложные и
трехсложные слова. Ребенок, поймавший
мяч, определяет количество слогов, называет
их и бросает мяч обратно. Можно
предложить детям произнести слово
по слогам, одновременно отбивая слоги
мячом.
17. Кто лучше слушает?
Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове.
Вариант 1.
Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш . Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж . Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш , 5 – со звуком ж , 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.
Вариант 2.
Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
То
же можно проделывать и с другими парами
звуков.
18. Какой звук есть во всех словах?
Цель: развитие умения выделять общий звук в словах.
Логопед
произносит три-четыре слова, к каждому
из которых есть один из отрабатываемых
звуков: шуба, кошка,
мышь- и спрашивает у детей, какой звук
есть во всех этих словах. Дети называют
звук ш . Затем предлагает определить,
какой звук есть во всех ниже приведенных
словах: жук, жаба,
лыжи – ж; чайник, ключ,
очки – ч; щетка, ящик,
щавель – щ; коса, усы,
нос- с; селедка, Сима,
лось – сь; коза, замок,
зуб – з; зима, зеркало,
вазелин – зь; цветок,
яйцо, курица – ц; лодка,
стул, лампа – л; липа,
лес, соль – ль; рыба,
ковер, крыло – р; рис,
крепость, букварь –
рь.
19. Назови первый звук в слове
Цель: развитие умения определять первый звук в слове.
Педагог
показывает игрушку, например, Буратино
и предлагает определить, с какого
звука начинается его имя. После
ответов педагог дает задание
детям определить, с какого звука
начинаются имена их соседей, название
тех или иных животных, предметов.
Обращает внимание на то, что звуки надо
произносить четко (нельзя произносить
слоги зе в слове Зоя,
вэ – в слове Вадик
).
20. Назови последний звук в слове
Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Логопед
показывает картинку, просит назвать,
что на ней изображено, а потом
сказать, какой в слове последний
звук. При этом обращается внимание
на четкое произношение изолированных
звуков, дифференцирование твердых и мягких
согласных (в слове дверь последний звук
рь, а не р). Когда все картинки будут
рассмотрены, педагог предлагает отложить
в одну сторону картинки, на которых названия
предметов заканчиваются на твердый согласный,
в другую – на мягкий. Детям, которые не
четко произносят звуки, предлагается
отчетливо произнести согласные звуки
в конце слова.
21. Узнай звук
Цель: Узнавание заданного звука в словах.
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
Шел
Егор через двор, нес топор чинить
забор. Проворонила ворона вороненка.
Привез Пров Егору во двор дров гору. На
горе, на горке горько ревет Егорка.
22. Путаница
Цель: развитие дифференциации слов различающихся одним звуком.
Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим подходящим по смыслу.
Два танкиста едут в.. банке
Деньги сохранились в.. танке
Жаркий наступил.. пенек
Села Маша на.. денек
У Тани голубые.. лапки.
Когтистые у кошки ..тапки.
Заверну железный.. бинт
И куплю в аптеке.. винт.
От конфет остались.. бантики.
Завяжу на платье.. фантики.
Положу рядом с печкой ..колено
И помажу зеленкой.. полено.
Я посуду мою в.. койке.
Вечером читаю в.. мойке.
Идут солдаты в прочных.. масках.
А все на карнавале в.. касках
Попал в тарелку черный.. голос.
Но тут раздался громкий.. волос.
Съел я овощной.. халат.
А
потом надел.. салат.
23. Найди лишнее
Цель: развитие восприятия звучания слов.
Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН