Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Оглавление

1. Теоретическое изучение формирования фонематического восприятия у

детей с ФФН.

2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.

3. Формирование восприятия звуков речи.

4. Особенности логопедической работы по развитию фонематического

восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

5. Заключение

6. Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

План.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Ну  а пудель в это время мирно плавал в океане.

     в)Ялик лаял на диване,

     Пудель  ползал на поляне,

     Ну  а ежик в это время мирно плавал в океане.

     2. а) Воробей сидел на ветке,

     Старичок  дремал в беседке,

     Далматин  же в это время громко лаял у соседки.

     б Воробей дремал в беседке,

     Далматин  сидел на ветке.

     Старичок  же в это время громко лаял у соседки.

     в Далматин дремал в беседке,

     Старичок  сидел на ветке.

     Воробей же в это время громко лаял у соседки. 

     8. Выдели слово

     Цель: выделение заданного  звука из слова

     Логопед произносит слова и предлагает детям  хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.  

     9. Подбери похожие  слова

     Цель: развитие восприятия слов различающихся  одним звуком.

     Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.  

     10. Игра «Гласный  звук услышат ушки, мяч взлетает над  макушкой»

     Цель: развитие фонематического  восприятия, быстроты реакции, выделение  заданного гласного из ряда других.

     Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

11. Игра «Разноцветные  мячики» Красный  — гласный. Синий  — нет. Что за  звук? Мне дай ответ!

     Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных  звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

     Ход игры.

     Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший  называет гласный звук, если мяч  красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч  обратно логопеду.

     Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.  

     12. Игра с передачей  мяча «Звуковая  цепочка» Свяжем  мы из слов цепочку.  Мяч не даст  поставить точку. 

     Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

     Ход игры. Логопед называет первое слово  и передает мяч ребенку. Далее  мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова  — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон —  нос — сова...  

     13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

     Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

     Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку  и задает ему вопрос. Возвращая  мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.  

     14. Игра «Слог да  слог — и будет  слово, мы в  игру сыграем снова»

     Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

     Ход игры. Логопед говорит детям: —  Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

     Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

     Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок  

     15. Игра «Мяч поймай  — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

     Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с  вышитыми на них гласными и согласными.

     Ход игры. Логопед бросает каждому  ребенку мяч, называя звуки задуманного  слова: М — А — К Д —  О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его.  

     16. Игра «Встречу  слово на дороге  — разобью его  на слоги»

     Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

     Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и  трехсложные слова. Ребенок, поймавший  мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно  предложить детям произнести слово  по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.  

     17. Кто лучше слушает?

     Цель: развитие умения определять наличие заданного  звука в слове.

     Вариант 1.

     Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я  буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш . Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж . Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш , 5 – со звуком ж , 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

     Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове  или на отсутствие его. В конце  дети называют ребенка, который был  наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

     Вариант 2.

     Педагог предлагает двум детям подбирать  слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

     То же можно проделывать и с другими парами звуков.  

     18. Какой звук есть  во всех словах?

     Цель: развитие умения выделять общий звук в словах.

     Логопед произносит три-четыре слова, к каждому  из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш . Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.  

     19. Назови первый  звук в слове

     Цель: развитие умения определять первый звук в слове.

     Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После  ответов педагог дает задание  детям определить, с какого звука  начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик ).  

     20. Назови последний  звук в слове

     Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки

     Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

     Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом  сказать, какой в слове последний  звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.  

     21. Узнай звук

     Цель: Узнавание заданного  звука в словах.

     Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

        1. Шутки-чистоговорки:

     Ря  – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри –  ри – горят фонари; ре – ре –  ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.

        1. Скороговорки:

     Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.  

     22. Путаница

     Цель: развитие дифференциации слов различающихся  одним звуком.

     Ребенок внимательно слушает рифмовки и  заменяет одно слово другим подходящим по смыслу.

     Два танкиста едут в.. банке

     Деньги  сохранились в.. танке

     Жаркий  наступил.. пенек

     Села  Маша на.. денек

     У Тани голубые.. лапки.

     Когтистые у кошки ..тапки.

     Заверну железный.. бинт

       И куплю в аптеке.. винт.

     От  конфет остались.. бантики.

     Завяжу на платье.. фантики.

     Положу  рядом с печкой ..колено

     И помажу зеленкой.. полено.

     Я посуду мою в.. койке.

     Вечером читаю в.. мойке.

     Идут  солдаты в прочных.. масках.

     А все на карнавале в.. касках

     Попал в тарелку черный.. голос.

     Но  тут раздался громкий.. волос.

     Съел  я овощной.. халат.

     А потом надел.. салат. 

     23. Найди лишнее

     Цель: развитие восприятия звучания слов.

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН