Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Оглавление

1. Теоретическое изучение формирования фонематического восприятия у

детей с ФФН.

2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.

3. Формирование восприятия звуков речи.

4. Особенности логопедической работы по развитию фонематического

восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

5. Заключение

6. Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

План.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
>     Вслед за взрослым ребенок повторяет четыре имени, а затем находит то которое отличается по звучанию.

     Витя  – Митя – Катя – Полина

     Полина  – Алина –Ада – Галина

     Вика  – Диана – Татьяна – Ульяна

     Нина  – Тина – Любовь – Дина

     Таня  – Оля – Ваня – Маня

     Коля  – Оля – Дима – Толя 

     24. Подбери картинку

     Цель: развитие дифференциации слов близких по звучанию.

     Из  предложенных картинок ребенок самостоятельно подбирает ряд названий максимально  близких по звучанию.

     Майка – гайка – лайка

     Вагон –лимон – батон

     Каток – венок – моток

     Сом – ком – дом

     Отметка – пипетка – конфетка 

     26. Различай и повторяй

     Цель: развитие узнавания  и дифференциации звуков.

     Логопед предлагает детям повторять за ним  только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

     “Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

     “Повторяй за мной только слоги со звуком с” —  предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

     “Повторяй за мной только слова со звуком с” —  предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

     Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д. 

     27. Будь внимателен

     Цель: развитие дифференциации правильного и  дефектного произношения.

     Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно  слушать логопеда: если логопед правильно  называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова:

     Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.

     Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.

     Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

 

     

     Список литературы

  1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1999
  2. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия\\ Дефектология 2002г №5 с 75 -86
  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. – 195с
  4. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс. 2005г, 224с

6          Фотекова Т.А. Текстовая методика диагностики устной речи младших                    

             школьников. М: Айрис-пресс. 2006г 190с.

7      Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у                 

          дошкольников с нарушениями речи\\ Дефектология 1986 № 3 с 57-61 

 

      

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН