Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:15, контрольная работа
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.
1. Теоретическое изучение формирования фонематического восприятия у
детей с ФФН.
2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.
3. Формирование восприятия звуков речи.
4. Особенности логопедической работы по развитию фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
5. Заключение
6. Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Список литературы.
Кузбасская государственная
Факультет дошкольной и
На тему: «Формирование фонематического
восприятия у детей с ФФН»
План :
1. Теоретическое изучение формирования фонематического восприятия у
детей с ФФН.
2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.
3. Формирование восприятия звуков речи.
4. Особенности
логопедической работы по
восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
5. Заключение
6. Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Список
литературы.
1. Теоретическое изучение фонематического восприятия у детей с ФФН.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи. В эту категорию относят детей с ринолалиями функциональными и смешанными дислалиями и легкой формой дизартрии.
Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.
Дети с ФФН - дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии. В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука Фонематическое восприятие обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел которого располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично ее анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).
Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей — левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков Формирование звуковой стороны речи при нормальном ее развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Каждый язык, как показали лингвистические исследования, располагает своей фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.
Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.
Дети
с ФФН - дети с преимущественными
недостатками звукопроизношения: с
функциональными и
Нарушения
фонематического восприятия отмечаются
у всех детей данной категории, причем
наблюдается несомненная связь
речеслухового и
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Волкова Г.А, 1993).
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
При
ФФН одна из главных задач заключается
в том, чтобы научить детей
различать и узнавать фонемы с опорой
на сохранные функции. Не решив эту задачу,
нельзя перейти к формированию правильного
произношения звуков. Чтобы работа над
правильным произношением звука принесла
успех, ребенок должен уметь его слышать,
так как регулятором нормированного употребления
является слух. Понятно, что без полноценного
восприятия фонем, без четкого их различения
невозможно и их правильное произнесение.
Развитие фонематического восприятия
проводится в игровой форме на фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Кроме этого, с первых занятий параллельно
проводится работа по развитию слухового
внимания и слуховой памяти. Такая двоякая
направленность занятий позволяет добиваться
наиболее эффективных результатов в развитии
фонематического восприятия.
2.
Развитие фонематического
восприятия в онтогенезе.
Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии:
1)
полное отсутствие
2) становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;
3)
ребенок начинает слышать
4)
Экспрессивная речь почти
5)
Завершение процесса
Формирование
фонематического восприятия происходит
в тесной связи с развитием
органов артикуляции.
3. Формирование восприятия звуков речи.
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других — в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих — ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия. В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.
Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:
-
замена звуков более простыми
по артикуляции (звонкие
-
несформированность процесса
-
некоторые звуки ребенок
Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН