Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи.

Оглавление

1. Теоретическое изучение формирования фонематического восприятия у

детей с ФФН.

2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.

3. Формирование восприятия звуков речи.

4. Особенности логопедической работы по развитию фонематического

восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

5. Заключение

6. Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

План.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     В процессе формирования слогового анализа  важно учитывать поэтапность  формирования умственных действий. Вначале  работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализованные действия. В дальнейшем слоговый анализ осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухо-произносительных представлений.

     При формировании действия слогового анализа  с опорой на внешние вспомогательные  средства предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово  по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо. Детей также просят тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти. Возможность использования этого приема связана с тем, что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове.

     В процессе развития слогового анализа  в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в  слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

     Затем дети учатся анализировать гласные  звуки, определять количество звуков в  звукокомплексе.

     Логопедическая  работа начинается с уточнения представлений  об этих звуках, их дифференциальных акустических и произносительных признаках. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные и согласные звуки различаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные звуки — либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь, длительно тянуть.

     Ефименкова  Л.Н., Лалаева Р.И. рекомендуют следующие  задания:

  • Назвать только гласный звук слога.
  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Записать только гласные буквы слогов.
  • Придумать слог с соответствующей гласной.
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте, и т.д.

     После этого приступают к анализу согласных  звуков. При этом должна соблюдаться  определенная последовательность: сначала  нужно определять наличие звука  в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделать если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова. На этом этапе могут быть предложены следующие варианты заданий:

  • выделить заданный звук на фоне слова(сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные-взрывные в конце а щелевые – в начале слова);

     На  начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трехсложных слов.

     Рекомендуются следующие упражнения:

  • Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста).
  • Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.
  • Разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб, сыр, рысь.
  • выделить из текста слова с заданным звуком;
  • придумать самостоятельно слова с определённым звуком в начале или конце (придумать любые слова-названия животных, названия птиц и т.д.);
  • определить в названном педагогам слове первый, - последней звуки;
  • преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;
  • составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным схемам и т.д.;

     На  протяжении работы у детей также  воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития слухового  контроля за качеством собственной  речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного  и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи. Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

     1. Развитие навыка слухового контроля  за качеством произнесения в  чужой речи звуков, не нарушенных  в произношении ребенка.

     2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:

     а) дефект произношения отличен от собственного;

     б) дефект произношения аналогичен собственному.

     3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

     а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

     б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

     в) звуков во фразах.

     Наряду  с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается. 

Заключение

            Нарушение произношения звуков  при ФФН находится в тесной  взаимосвязи с недоразвитием  у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет  овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

     Признаком фонематического недоразвития у  детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.

В основе нарушения лежит недостаточная  сформированность фонематического  слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустическический или артикуляторный признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов. 

      Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

          Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л .

     Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с  учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка. 

     1. Угадай, что звучит.

     Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

     Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и  просит повторить. Затем педагог  предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.  

     2. Где позвонили?

     Цель, Определение направления  звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

     Описание  игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает. 

     3. «Где хлопнули?»

     Дети  садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают  глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал. 

     4. Улиточка

     Цель. Узнать товарища по голосу.

     Описание  игры. Водящий (улиточка) становится в  середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

     Улиточка, улиточка,

     Высунь-ка рога,

     дам тебе я сахару,

     Кусочек пирога,

     Угадай, кто я?

     Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой. 

     5.Улавливай  шепот 

     Цель. Развивать остроту слуха.

     Описание  игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

     Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.  

     6. Найди картинку

     Развитие  восприятия звукокомплексов

     Логопед раскладывает перед ребенком или  перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются). 

     7. Игра «путаница»

     Цель: развитие восприятия слов различающихся  одним звуком.

     Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.

     1. а)Ежик ползал на поляне,

     Пудель  лаял на диване,

     Ну  а ялик это время мирно плавал в океане.

     б) Ялик ползал по поляне,

     Ежик  лаял на диване,

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей с ФФН