Стратегическое плпнирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, освоение методологических основ стратегического планирования на практике, выявление основных направлений стратегической деятельности на предприятии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ стратегического планирования,
• анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,

Файлы: 1 файл

планирование_курсач.docx

— 115.59 Кб (Скачать)

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Для анализа данных групп товаров будет использована матрица БКГ, метод, построения которой был описан во второй главе. Однако автором работы матрица будет модифицирована и построена на основе внутренней информации предприятия, в связи с этим ось Х – доля группы в общем объеме продаж, ось Y – среднегодовой темп прироста (доля в росте компании).

Для построения матрицы необходимы данные о продажах данных групп товаров  за последний год:

 

Таблица 2.7 – Выручка от реализации каждой группы товаров в 2006 – 2010гг., тыс.руб.

Группа

2006

2007

2008

2009

2010

1

67866

70607

88785

114199

119863

2

54516

58267

77552

83782

88722

3

7559

8389

8758

10875

11292

4

3714

4335

5048

6175

6818

5

962

1317

1370

1638

1552

6

13867

16574

22263

26509

30002

7

      4069

4776

6986

9993

12716

8

4642

5846

6911

8701

8757

9

295

289

1038

2005

1972

10

-

2999

5681

7273

8131

Всего

158190

173499

224392

271150

289825

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных годовых отчетов предприятия.

Данные  таблицы 2.7 необходимы для определения среднегодового прироста реализации продукции за последние пять лет. Для этого по каждой группе товаров строится график ряда динамики с добавление линии тренда, указанием ее уравнения и величины достоверности аппроксимации (R2). Полученные данные отражены в Приложении 2. Во всех уравнениях линий тренда значения R2 0,8, следовательно, можно считать эти уравнения адекватными и автор в праве использовать значения коэффициентов при Х в качестве среднегодового прироста реализации (СПР) торных групп. Эти данные необходимы для определения среднегодового темпа прироста каждой товарной группы, который будет использован для дальнейшего построения матрицы БКГ. При этом среднегодовой темп прироста (СТП) рассчитаем по формуле 2.1:

 

                                        (2.1)

 

Полученные данные отражены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 – Данные о структуре продаж и среднегодовом темпе прироста каждой товарной группы в 2010 г.

 

Товарная группа

Реализация продукции, тыс. р.

Структура продаж, %

Среднегодовой прирост реализации продукции, тыс. р.

Среднегодовой темп прироста, %

Группа 1

119863

41

14759

12,3

Группа 2

88722

31

9392,7

10,58

Группа 3

11292

4

995,2

8,8

Группа 4

6818

2

804,8

11,8

Группа 5

1552

0,5

150,1

9,7

Группа 6

30002

10,8

4220,5

14,1

Группа 7

12716

4

2251,1

17,7

Группа 8

8757

3

1108,5

12,6

Группа 9

1972

0,7

507

25,7

Группа 10

8131

3

1698,8

20,89

Всего:

289825

100

36092

   12,5

 

По  данным таблицы построим матрицу  БКГ (рисунок 2.1). При этом построение матрицы будет производиться в Excel, где ось Х – структура продаж, %; Y – среднегодовой темп прироста, %. После получения матрицы автором самостоятельно нарисованы  другие оси X и Y, позволяющие отнести группы товаров к категориям «Звезды», «Дойные коровы», «Собаки» и «Знаки вопроса». Для разделения матрицы на категории использовалось правило Парето (80:20) для оси Х (доля группы в структуре продаж) и индекс инфляции для оси Y (брался показатель 10%).

 

Рисунок 2.1 – матрица БГК

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

После нанесение на матрицу полученных результатов, основные товарные группы разделились на следующие категории:

    • «Звезды» - группа 1 и частично группа 2:
    • «Дойные коровы» - частично группа 2;
    • «Знаки вопроса» - группы 4,6,7,8,9,10;
    • «Собаки» - группа 3,5.

На  основе этого можно сделать вывод  о том, что бизнес-портфель КУП «Минскхлебпром» не сбалансирован: большая часть товарных групп предприятия относится к категории «Знаки вопроса». Товары данной группы могут или перейти в разряд «Звезда» или стать «Собакой». Возможные стратегии для данной категории следующие:

— принять стратегию «наращивания»  путем значительных инвестиций для  получения высокой доли новых продаж.

  К «Дойным коровам» относится группа 2, это свидетельствует о том, что у данного товара низкие темпы роста, а значит и низкие возможности увеличивать долю рынка.  Возможные стратегии для данной категории:

— принять стратегию «удержания», т. е. поддерживать долю на рынке;

— осуществить инвестиции в модернизацию процесса производства.

Рынок товарных групп 3 и 5 не перспективен. Данная категория  – «Собаки», здесь приемлемы следующие стратегии:

— применить стратегию «урожая» путем  снижения до минимума всех затрат на поддержку;

— сворачивание производства товара и  перераспределение ресурсов.

Самая значимая категория «Звезды» включает в себя товарную группу 1 и частично группу 2. Для всех лучшая стратегия – это  стратегия защиты позиций и инвестирование для их дальнейшего роста.

 

 

 

 

3 ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ  КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ»

 3.1 Формирование конкурентной стратегии

Формирование  стратегии следует за этапом стратегического  анализа и нацелено на выбор одной  из стратегических альтернатив. Конкурентные преимущества,  как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.

Под деловой  стратегией (бизнес - стратегией) понимается стратегия развития бизнес - единицы,  или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Главная цель данной стратегии — создание, и удержание конкурентных преимуществ предприятия. Совокупность бизнес - стратегий составляет основу портфельной (корпоративной) стратегии организации.

Существует несколько направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

      • лидерство в издержках;

      • дифференциация продукции;

      • фокусирование (концентрация);

      • ранний выход на рынок (стратегия первопроходца) [17, с. 15].

Для определения стратегии развития и выбора ключевых факторов роста с учетом количественных и качественных параметров внешней и внутренней среды можно использовать модель SPACE.

Данная модель выступает в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации стратегии КУП «Минскхлебпром».

Метод SPACE предполагает оценку положения предприятия в соответствии с 4 группами факторов.

Каждая группа факторов оценивалась в баллах следующим образом:

  • финансовое положение предприятия — от 0 до шести 6 (0 — слабое финансовое положение, 6 — сильное);
  • привлекательность данного рынка — от 0 до 6 баллов (0 — отрасль непривлекательна , 6 — привлекательна);
  • конкурентное преимущество — от 0 до 6 баллов (0 — малое конкурентное преимущество, 6 — большое) и затем переводится в отрицательное значение путем вычитания 6 баллов из полученного положительного значения;
  • стабильность среды — от 0 до 6 баллов (0 — среда нестабильна, 6 — стабильна) и затем переводится в отрицательное значение путем вычитания 6 баллов из полученного положительного значения[18, с 102].

Таблица 3.1 – Cтабильность обстановки (внешние условия бизнеса)

Показатель

 

Оценка

 

1. Уровень инфляции

Низкий

4

Высокий

2. Технологические изменения в отрасли

Мало

4

Много

3. Уровень занятости населения

Низкий

5

Высокий

4. Диапазон цен конкурирующих продуктов

Малый

3

Большой

5. Ограничения для вхождения на рынок

Мало

3

Много

6. Давление конкурентов

Слабое

3

Сильное

Сумма

 

22

 

Среднее значение

 

6 -3,7=2,3

 

 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Таблица 3.2 – Оценка конкурентного положения КУП «Минскхлебпром»

Показатель

 

Оценка

 

1. Доля рынка

Малая

5

Большая

2. Качество продукции

Низкое

5

Высокое

3. Цена

Низкая

5

Высокая

4. Репутация предприятия

Низкая

5

Высокая

5. Ассортимент продукции

Узкий

6

Широкий

Сумма

 

26

 

Среднее значение

 

6-5,2=0,8

 

Информация о работе Стратегическое плпнирование на предприятии