Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:23, курсовая работа
Антикризисное управление — система принципов и методов разработки и реализации комплекса управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление кризисного развития предприятия и минимизацию негативных последствий кризиса. В работе рассмотрен теоретический аспект, а также пути выявления кризисных ситуаций на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 БАНКРОТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1 Общие положения 6
1.2 Основные особенности банкротства стратегических предприятий и организаций. 7
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 19
2.3 Модели диагностики финансового состояния предприятия 21
2.3.1 Модель интегральной оценки Альтмана 21
2.3.2 Модель комплексного коэффициента банкротства О.П. Зайцевой 23
2.3.3 Модель балльных оценок Н.А. Никифоровой 24
2.3.4 Модель рейтингового числа Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова 26
2.3.5 Модель системы показателей У. Бивера 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бухгалтерская отчетность 33
Лист для замечаний
ОГЛАВЛЕНИЕ
Антикризисное управление — система принципов и методов разработки и реализации комплекса управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление кризисного развития предприятия и минимизацию негативных последствий кризиса [1].
В своей практической деятельности каждое предприятие в разной степени сталкивается с необходимостью контролировать свое экономическое здоровье: определять первые признаки развивающегося кризиса, диагностировать стадию кризиса и его причины, идентифицировать свое финансовое состояние, прогнозировать уровень вероятности банкротства.
В зависимости от результатов такого контроля предприятие вынуждено принимать управленческие меры антикризисного характера, которые призваны предотвратить развивающийся кризис, уменьшить его негативные последствия, не допустить перехода предприятия из кризисного в несостоятельное финансовое состояние и применения процедур банкротства.
Целью работы является систематизация знаний основ антикризисного управления, а также приобретение практических навыков по сбору информации, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с помощью финансовых коэффициентов и различных методик прогнозирования банкротства.
Задачами данной работы являются:
- поиск резервов в повышении эффективности производства и разработка мероприятий по их использованию.
Информационной базой исследования является нормативная документация, отечественная и переводная учебная литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, а также публикации экономических журналов и газет.
В соответствии с Федеральным законом о банкротстве от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:
— федеральные государственные
унитарные предприятия и
— организации оборонно-
Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.
Ранее к стратегическим относились ряд предприятий Архангельска и Архангельской области (завод «Полярная звезда», машиностроительное предприятие «Звездочка», научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» и многие другие), однако в соответствии с изменениями и дополнениями Указа Президента РФ N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» от 4 августа 2004 г. [3] эти предприятия были исключены из списка.
В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.
Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. А также для возбуждения производства по делу о банкротстве принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Кроме того, к особенностям можно отнести расширеннный перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации:
— организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;
— проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;
— осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;
— обеспечивает проведение реструктуризации за
— содействует достижению соглашения
стратегических предприятий и организаций
с кредиторами о
— проводит досудебную санацию стратегических
предприятий и организаций в по
— осуществляет иные направленные на
предупреждение банкротства стратегических
предприятий и организаций
Также, в соответствии со ст.193 Закона, Правительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» [4]:
1. Наличие стажа работы на
предприятиях или в
2. Участие в качестве
3. Наличие высшего юридического,
или экономического
Определенные особенности
Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения
При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:
Либо выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.
Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов;
Либо выносит определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
А при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В случае если первым собранием
кредиторов принято решение об обращении
в арбитражный суд с
Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до даты проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов. Существует также ряд особенностей внешнего управления на стратегическом предприятии.
По общим правилам управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения (п.1 ст.106 Закона); собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания (п.2 ст.107).
Внешний управляющий стратегическим должником имеет дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом.
Указанный орган не имеет права вносить в план какие-либо изменения; он компетентен только разработать и представить собранию, а также в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления. В заключении должен быть дан анализ предусмотренных планом мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, и тех результатов, к которым они могут привести. Не исключено, что заключение государственного органа может содержать предложения относительно иных мер, проведение которых он в отношении должника считает целесообразным в рамках внешнего управления.
Важно подчеркнуть, что
полномочный государственный
Это возможно при соблюдении следующих условий: государственным органом разработан (и приложен к ходатайству) график погашения задолженности, который предусматривает начало погашения задолженности не более чем через месяц после вынесения судом определения о переходе к финансовому оздоровлению и погашение всех требований кредиторов в течение года с момента начала расчетов, которые должны будут производиться равными долями пропорционально размерам требований.
Информация о работе Банкротство стратегических предприятий и организаций