Стратегическое плпнирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, освоение методологических основ стратегического планирования на практике, выявление основных направлений стратегической деятельности на предприятии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ стратегического планирования,
• анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,

Файлы: 1 файл

планирование_курсач.docx

— 115.59 Кб (Скачать)

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных годовых отчетов предприятия.

Как следует из приведенных в таблице 2.2 данных, все показатели рентабельности в рассматриваемом периоде имеют тенденцию сокращения в период с 2004 г. по 2006 г., небольшой рост в 2007 г, дальнейшее сокращению в 2008 году. Однако к 2010 году произошла стабилизация ситуации, что привело к достижению высокого показателя рентабельности производства продукции на уровне 7,8%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3 – Выручка от реализации и себестоимость продукции предприятия в разрезе элементов затрат в 2004-2010 гг., млн р.

 

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008

 

2009

 

2010             

Выручка от реализации

106680

151645

169193

183603

203361

 

 

285185

 

 

289825

Себестоим.

продукции

96145

134467

145526

158929

175256

 

238504

 

241128

Структура затрат по элементам  

Материальные затраты

74976

107897

107702

110466

119719

174577

156052

Затраты на оплату труда

11311

14688

19659

23890

27488

32887

51953

Амортиз. ОС

1383

2286

3347

5610

8136

9093

9704

Прочие затраты

4468

6213

3474

4779

4167

11219

11235

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных годовых отчетов предприятия.

Как видно из таблицы 2.3 КУП «Минскхлебпром» является стабильным предприятием, деятельность которого с 2004 года имеет непрерывную положительную тенденцию развития, выручка от реализации продукции постоянно растет и в 2010 году составляет 289825 млн р. Данное положение прежде всего обусловлено ростом объемов выпускаемой продукции. Себестоимость также имеет тенденцию роста.  Однако стоимостные показатели не позволяют наглядно определить, чем обусловлена тенденция роста себестоимости  (увеличением объема выпуска продукции или увеличением затрат на производство). Для детального анализа себестоимости необходимо определить долю, занимаемую в выручке, а также рассмотреть структурный состав затрат.

Таблица 2.4 – Структура элементов затрат в выручке от реализации продукции в 2003-2010 гг., %

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

 2008

 

 

2009

 

 

2010

 

Выручка от реализации

100

100

100

100

100

100

 

 

100

 

 

100

Себестоимость продукции 

93,1

90,1

88,7

86,0

86,6

86,2

 

83,6

 

83,2

Структура затрат по элементам:

Материальные затраты

72,9

70,3

71,2

63,7

60,2

58,9

73,2

 

64,7

Затраты на оплату труда

11,5

10,6

9,7

11,6

13

13,5

13,8

 

21,5

Амортизация основных средств

0,9

1,3

1,5

2

3,1

4

3,8

 

 

4

Прочие затраты

3,5

4,2

4,1

2,1

2,6

2

4,7

 

4,6

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных годовых отчетов предприятия.

 

Из  таблицы 2.4 следует, что удельный вес себестоимости продукции в выручке постоянно сокращается. Также видно, что структуре затрат на протяжении 2003-2010 гг. произошли значительные изменения. Доля материальных затрат по отношению к выручке за период 2004-2007 гг. систематически сокращалась. Если в 2004 г. ее величина составляла 70,3%, то к 2008 г. она уменьшилась до 58,9%, что связано с проведением мероприятий по сокращению себестоимости в условиях усиления ценовой конкуренции на рынке. Увеличение материальных затрат в 2009г. связано в ростом цен на сырье и материалы. В 2010 году продолжился рост цен, в первую  очередь на упаковочные материалы, в т.ч. пленку, а также сырье для кондитерских изделий. Удельный вес затрат на оплату труда в течение 2004-2005 гг. сократился до 9,7%, затем последовал их рост до 21,5% в 2010 г. Эти изменения вызваны увеличением численности на 69 чел.

Таким образом, предприятием сформированы предпосылки для дальнейшего повышения показателей рентабельности, которые связаны, в частности, со снижением материальных затрат. Именно значительным сокращением материальных затрат обусловлено сокращение удельного веса себестоимости в выручке от реализации. Основными резервами повышения прибыльности предприятия является радикальный пересмотр продуктового портфеля предприятия, а также согласованность политики в области оплаты труда с фактическими результатами финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

2.2 Анализ внутренней и внешней среды КУП «Минскхлебпром»

 

Для проведения анализа внутренней и  внешней среды предприятия методом  SWOT, необходимо определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предприятия и составить их список (Таблица 2.5).

 

Таблица  2.5 – Матрица сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз КУП «Минскхлебпром»

Сильные стороны

Возможности

1. Широкий ассортимент сравнительно недорогой высококачественной продукции

2. Огромный опыт работы на  рынке республики

3. По ряду видов продукции  монополия или близкое положение  к монополии  на рынке г.  Минска

4. Низкая  себестоимость многих  видов  продукции в сравнении  с рядом конкурентов

5.  Использование новых технологий.

1. Выгодное месторасположение предприятия. Использование столичного статуса Минска

2. Государственная поддержка

3.Положительная репутация предприятия

4.Ориентация  на научно-обоснованный выпуск  продукции с максимальным лечебно-профилактическом воздействием

5. Рост рынков сбыта, в том числе зарубежных

Слабые стороны

Угрозы

1. Недостаточный ассортимент (черные  сухари, постные изделия, дефицит  в Минске)

2. Сравнительно  низкое качество отдельных видов  продукции, например сушки,  в  сравнении с импортом (Польша)

3. Недостаток  собственных ресурсов для развития  предприятия

4. Большой износ оборудования

5. Недостаточный уровень использования  современных информационных и   коммуникационных технологий

1. Снижение  потребления хлеба

2.Усиление конкуренции, особенно  по кондитерским изделиям

3. Сокращение  сбыта на внутреннем  рынке 

4. Недостаточная поддержка властей

5.Увольнение  квалифицированных работников вследствие  недостаточной оплаты труда

6. Техническое отставание от  конкурентов

7. Рост цен на ресурсы

Очевидно, что важно не только определить сильные  и слабые стороны, возможности и  угрозы, но и попытаться оценить  важность их учета в дальнейшей стратегии действий.

Для такой оценки была разработана специальная  таблица (Приложение 1), которая была заполнена автором по следующим этапам:

1. В строке Pj были проставлены вероятности (в пределах от 0 до 1) появления благоприятных возможностей и угроз;

2. В строке Kj были проставлены значения коэффициента влияния на деятельность фирмы конкретных благоприятных возможностей или угроз, руководствуясь следующими правилами:

  • никак не влияет на деятельность фирмы – оценка 0;
  • создает коренные новые возможности или в случае реализации угрозы деятельности организации может быть прекращена – оценка 1;
  • слабое влияние 0,1 – 0,3;
  • среднее влияние 0,4 – 0,6;
  • сильное влияние 0,7 – 0,9.

3. В столбце Ai была проставлена оценка интенсивности факторов в пределах от 1 до 5, пользуясь следующими правилами:

  • для сильных сторон:
  • оценка 5 – отличительное преимущество;
  • оценка 4 –3 – интенсивность выше, чем среднеотраслевая;
  • оценка 2–1 – интенсивность ниже выше, чем среднеотраслевая.
  • для слабых сторон:
  • оценка 5 – в деятельности фирмы эта сторона не представлена;
  • оценка 4 – 3 – позиция слабее среднеотраслевой;
  • оценка 2 – 1 – интенсивность ниже, чем среднеотраслевая.

4. В квадрантах SO, ST, WO, WT были выставлены в клетках aij оценки влияния соответствующих факторов S и W на использование благоприятных возможностей или на защиту (или усугубление) от опасности, пользуясь следующими правилами:

  • оценка +5 – фактор дает полную возможность использовать благоприятные возможности или предотвратить отрицательные последствия угроз;
  • оценка +4, +3 – содействие использованию благоприятных возможностей или защите от угроз;
  • оценка +2, +1 – положительное влияние на использование благоприятных возможностей или на защиту от угроз;
  • оценка 0 – нет практического влияния фактора на конкретные возможности или угрозы;
  • оценка –1, –2 – отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или на содействие усилению угрозы;
  • оценка –3, –4 – сильное отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или на четкое усиление угрозы;
  • оценка –5 – невозможность использовать благоприятные возможности и предотвратить действие угрозы.

5. Затем все оценки были суммированы по строкам и столбцам;

6. На заключительном этапе сумма оценок влияния факторов была транспонирована. Взвешенная оценка сильных и слабых сторон была рассчитана как произведение суммарной оценки влияния фактора на оценку интенсивности фактора (Ai), взвешенная оценка возможностей и угроз – как произведение суммарной оценки влияния факторов на вероятность появления и коэффициент влияния на деятельность фирмы.

Как видно из полученных данных основными сильными сторонами предприятия являются монополия по ряду продуктов на рынке г. Минска и огромный опыт работы на рынке республики, так же значимыми преимуществами является широкий ассортимент продукции и использование новых технологий. При этом необходимо уделить внимание таким слабым сторонам, как низкое качество отдельных видов продукции, недостаток собственных ресурсов для развития и недостаточный уровень использования современных информационных и коммуникационных средств. Основными возможностями КУП «Минскхлебпром» являются в первую очередь положительная репутации и выгодное месторасположения. Нельзя упускать и необходимо использовать в полной мере такие факторы как государственная поддержка и возможность снижения цен на ресурсы. Особого внимания требуют и существующие угрозы для деятельности предприятия. К основным из них относятся усиление конкуренции и снижение потребления хлеба.

 

 

2.3 Портфельный анализ предприятия

 

Товарный  портфель КУП «Минскхлебпром» состоит следующих товарных групп:

 

Таблица 2.6 – Товарные группы КУП «Минскхлебпром»

 

 

Группа 1

хлеб

Группа 2

булочные и сдобные изделия 500 г. и менее

Группа 3

бараночные изделия

Группа 4

сухарные изделия

Группа 5

прочие хлебобулочные изделия  (пироги, караваи)

Группа 6

торты и пирожные

Группа 7

печение

Группа 8

пряники

Группа 9

вафли

Группа 10

прочие изделия

Информация о работе Стратегическое плпнирование на предприятии