Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, освоение методологических основ стратегического планирования на практике, выявление основных направлений стратегической деятельности на предприятии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ стратегического планирования,
• анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных годовых отчетов предприятия.
Как следует из приведенных в таблице 2.2 данных, все показатели рентабельности в рассматриваемом периоде имеют тенденцию сокращения в период с 2004 г. по 2006 г., небольшой рост в 2007 г, дальнейшее сокращению в 2008 году. Однако к 2010 году произошла стабилизация ситуации, что привело к достижению высокого показателя рентабельности производства продукции на уровне 7,8%.
Таблица 2.3 – Выручка от реализации и себестоимость продукции предприятия в разрезе элементов затрат в 2004-2010 гг., млн р.
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Выручка от реализации |
106680 |
151645 |
169193 |
183603 |
203361 |
285185 |
289825 |
Себестоим. продукции |
96145 |
134467 |
145526 |
158929 |
175256 |
238504 |
241128 |
Структура затрат по элементам | |||||||
Материальные затраты |
74976 |
107897 |
107702 |
110466 |
119719 |
174577 |
156052 |
Затраты на оплату труда |
11311 |
14688 |
19659 |
23890 |
27488 |
32887 |
51953 |
Амортиз. ОС |
1383 |
2286 |
3347 |
5610 |
8136 |
9093 |
9704 |
Прочие затраты |
4468 |
6213 |
3474 |
4779 |
4167 |
11219 |
11235 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных годовых отчетов предприятия.
Как видно из таблицы 2.3 КУП «Минскхлебпром» является стабильным предприятием, деятельность которого с 2004 года имеет непрерывную положительную тенденцию развития, выручка от реализации продукции постоянно растет и в 2010 году составляет 289825 млн р. Данное положение прежде всего обусловлено ростом объемов выпускаемой продукции. Себестоимость также имеет тенденцию роста. Однако стоимостные показатели не позволяют наглядно определить, чем обусловлена тенденция роста себестоимости (увеличением объема выпуска продукции или увеличением затрат на производство). Для детального анализа себестоимости необходимо определить долю, занимаемую в выручке, а также рассмотреть структурный состав затрат.
Таблица 2.4 – Структура элементов затрат в выручке от реализации продукции в 2003-2010 гг., %
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Выручка от реализации |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Себестоимость продукции |
93,1 |
90,1 |
88,7 |
86,0 |
86,6 |
86,2 |
83,6 |
83,2 |
Структура затрат по элементам: | ||||||||
Материальные затраты |
72,9 |
70,3 |
71,2 |
63,7 |
60,2 |
58,9 |
73,2 |
64,7 |
Затраты на оплату труда |
11,5 |
10,6 |
9,7 |
11,6 |
13 |
13,5 |
13,8 |
21,5 |
Амортизация основных средств |
0,9 |
1,3 |
1,5 |
2 |
3,1 |
4 |
3,8 |
4 |
Прочие затраты |
3,5 |
4,2 |
4,1 |
2,1 |
2,6 |
2 |
4,7 |
4,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных годовых отчетов предприятия.
Из таблицы 2.4 следует, что удельный вес себестоимости продукции в выручке постоянно сокращается. Также видно, что структуре затрат на протяжении 2003-2010 гг. произошли значительные изменения. Доля материальных затрат по отношению к выручке за период 2004-2007 гг. систематически сокращалась. Если в 2004 г. ее величина составляла 70,3%, то к 2008 г. она уменьшилась до 58,9%, что связано с проведением мероприятий по сокращению себестоимости в условиях усиления ценовой конкуренции на рынке. Увеличение материальных затрат в 2009г. связано в ростом цен на сырье и материалы. В 2010 году продолжился рост цен, в первую очередь на упаковочные материалы, в т.ч. пленку, а также сырье для кондитерских изделий. Удельный вес затрат на оплату труда в течение 2004-2005 гг. сократился до 9,7%, затем последовал их рост до 21,5% в 2010 г. Эти изменения вызваны увеличением численности на 69 чел.
Таким образом, предприятием сформированы предпосылки для дальнейшего повышения показателей рентабельности, которые связаны, в частности, со снижением материальных затрат. Именно значительным сокращением материальных затрат обусловлено сокращение удельного веса себестоимости в выручке от реализации. Основными резервами повышения прибыльности предприятия является радикальный пересмотр продуктового портфеля предприятия, а также согласованность политики в области оплаты труда с фактическими результатами финансово-хозяйственной деятельности.
2.2 Анализ внутренней и внешней среды КУП «Минскхлебпром»
Для
проведения анализа внутренней и
внешней среды предприятия
Таблица 2.5 – Матрица сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз КУП «Минскхлебпром»
Сильные стороны |
Возможности |
1. Широкий ассортимент сравнительно недорогой высококачественной продукции 2. Огромный опыт работы на рынке республики 3. По ряду видов продукции
монополия или близкое 4. Низкая себестоимость многих видов продукции в сравнении с рядом конкурентов 5. Использование новых технологий. |
1. Выгодное месторасположение предприятия. Использование столичного статуса Минска 2. Государственная поддержка 3.Положительная репутация 4.Ориентация на научно-обоснованный выпуск продукции с максимальным лечебно-профилактическом воздействием 5. Рост рынков сбыта, в том числе зарубежных |
Слабые стороны |
Угрозы |
1. Недостаточный ассортимент ( 2. Сравнительно
низкое качество отдельных 3. Недостаток
собственных ресурсов для 4. Большой износ оборудования 5. Недостаточный уровень |
1. Снижение потребления хлеба 2.Усиление конкуренции, 3. Сокращение сбыта на внутреннем рынке 4. Недостаточная поддержка 5.Увольнение
квалифицированных работников 6. Техническое отставание от конкурентов 7. Рост цен на ресурсы |
Очевидно, что важно не только определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, но и попытаться оценить важность их учета в дальнейшей стратегии действий.
Для такой оценки была разработана специальная таблица (Приложение 1), которая была заполнена автором по следующим этапам:
1. В строке Pj были проставлены вероятности (в пределах от 0 до 1) появления благоприятных возможностей и угроз;
2. В строке Kj были проставлены значения коэффициента влияния на деятельность фирмы конкретных благоприятных возможностей или угроз, руководствуясь следующими правилами:
3. В столбце Ai была проставлена оценка интенсивности факторов в пределах от 1 до 5, пользуясь следующими правилами:
4. В квадрантах SO, ST, WO, WT были выставлены в клетках aij оценки влияния соответствующих факторов S и W на использование благоприятных возможностей или на защиту (или усугубление) от опасности, пользуясь следующими правилами:
5. Затем все оценки были суммированы по строкам и столбцам;
6. На заключительном этапе сумма оценок влияния факторов была транспонирована. Взвешенная оценка сильных и слабых сторон была рассчитана как произведение суммарной оценки влияния фактора на оценку интенсивности фактора (Ai), взвешенная оценка возможностей и угроз – как произведение суммарной оценки влияния факторов на вероятность появления и коэффициент влияния на деятельность фирмы.
Как видно из полученных данных основными сильными сторонами предприятия являются монополия по ряду продуктов на рынке г. Минска и огромный опыт работы на рынке республики, так же значимыми преимуществами является широкий ассортимент продукции и использование новых технологий. При этом необходимо уделить внимание таким слабым сторонам, как низкое качество отдельных видов продукции, недостаток собственных ресурсов для развития и недостаточный уровень использования современных информационных и коммуникационных средств. Основными возможностями КУП «Минскхлебпром» являются в первую очередь положительная репутации и выгодное месторасположения. Нельзя упускать и необходимо использовать в полной мере такие факторы как государственная поддержка и возможность снижения цен на ресурсы. Особого внимания требуют и существующие угрозы для деятельности предприятия. К основным из них относятся усиление конкуренции и снижение потребления хлеба.
2.3 Портфельный анализ предприятия
Товарный портфель КУП «Минскхлебпром» состоит следующих товарных групп:
Таблица 2.6 – Товарные группы КУП «Минскхлебпром»
Группа 1 |
хлеб |
Группа 2 |
булочные и сдобные изделия 500 г. и менее |
Группа 3 |
бараночные изделия |
Группа 4 |
сухарные изделия |
Группа 5 |
прочие хлебобулочные изделия (пироги, караваи) |
Группа 6 |
торты и пирожные |
Группа 7 |
печение |
Группа 8 |
пряники |
Группа 9 |
вафли |
Группа 10 |
прочие изделия |
Информация о работе Стратегическое плпнирование на предприятии