Совершенствование маркетинговой деятельности на примере авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность дипломной работы обусловлена проведением всестороннего исследования составляющих конкурентоспособности авиакомпаний, потенциала России на международном рынке авиауслуг и проблем совершенствования маркетинговой деятельности компании «Аэрофлот - российские авиалинии».
Цель дипломной работы:
Проанализировать маркетинговую деятельность и основные способы продвижения услуг на рынке гражданских авиаперевозок и сформулировать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности авиакомпании.

Файлы: 1 файл

дипломная работа Аэрофлот.doc

— 4.38 Мб (Скачать)
  • технологическим усовершенствованиям  (включая использование низкоуглеродных технологий);
  • более эффективному использованию топлива;
  • управлению трафиком и инфраструктурой аэропортов;
  • стимулирующим экономическим мерам [51].

Так как Аэрофлот в 1989 году первым из российских авиакомпаний вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта, ожидается, что  и перед российской компанией  стоят аналогичные цели. В таблице 3.7.1 приведена сравнительная характеристика  различных авиакомпаний по показателю удельных выбросов парниковых газов. Следует определить, какое место здесь займет Аэрофлот.

Таблица 3.7.1

Выбросы СO2 при транспортировке пассажиров [51] в 2009 г., кг/100 пкм

 

Авиационная группа

Fleet Group

Lufthansa пассажирские  авиалинии

SWISS

Австрийские авиалинии

BMI

Дальние расстояния

9,29

9,53

8,39

6,99

9,71

Средние расстояния

11,78

12,31

10,20

12,88

10,94

Короткие расстояния

19,41

19,47

19,86

17,76

18,00

В среднем

10,84

11,04

9,78

10,44

11,83


 

Интересен опыт еще одной транспортной компании. Так, группа компаний Deutsche Post DHL предлагает своим клиентам в более чем 35 странах  мира услуги GOGREEN – различные экологические  сервисы, помогающие компенсировать вредное воздействие, оказываемое на окружающую среду в процессе транспортировки грузов. С сентября 2010 года услуга DHL GOGREEN EXPRESS стала доступна клиентам DHL Express в России.

Деловые клиенты  могут на выбор транспортировать все или некоторые международные экспресс-поставки с опцией GOGREEN. Деловые клиенты, использующие услуги GOGREEN, получают стикеры с пометкой GOGREEN, которые помещаются на контейнеры с их поставками, а также ежегодные свидетельства, указывающие общее количество CO2, которое было нейтрализовано от их имени в течение года.

Чтобы воспользоваться  дополнительной услугой DHL GOGREEN EXPRESS, необходимо лишь подписать дополнительное соглашение, подразумевающее надбавку в размере 3% от стандартных тарифов. В рамках услуги DHL подсчитывает количество выбросов CO2, произведенных при транспортировке каждого груза с момента его приема и до доставки получателю, а затем возмещает их, инвестируя в программы защиты климата по всему миру. Клиенты ежегодно получают от DHL сертификат, подтверждающий количество выбросов углекислого газа, компенсированное природе благодаря их участию.

Услуга GOGREEN помогает клиенту найти компромисс между  потребностью в быстрой и надежной доставке грузов и стремлением вести  свой бизнес без ущерба для окружающей среды.

DHL GOGREEN EXPRESS была  впервые анонсирована и применена  на Международном Экономическом  Форуме в Давосе в 2007 году  и стала первым подобным сервисом  в индустрии логистики. К 2009 году Deustche Post DHL перевезла порядка  миллиарда грузов, посылок и писем, маркированных отметкой GOGREEN. Одним из клиентов, все грузы которого были отправлены с дополнительной услугой DHL GOGREEN EXPRESS, стал Климатический саммит ООН в Копенгагене.

Услуга по компенсации  выбросов CO2 предназначена для компаний, которые осознают необходимость применения экологически безопасных решений, в том числе в области перевозок. Пользуясь DHL GOGREEN EXPRESS, клиент получает возможность уже сегодня принимать участие в международных проектах по защите климата, подтверждая, таким образом, свою социальную ответственную позицию собственным партнерам и клиентам. Точность и прозрачность запатентованной DHL методологии расчетов подтверждаются ежегодным аудитом и сертификацией, которую проводит независимая организация Société Générale de Surveillance (Швейцария) [43].

Следует подчеркнуть, что Аэрофлот проигрывает своим  зарубежным конкурентам и в отношении  отражения деятельности в области  корпоративной социальной ответственности  на своем сайте. Примеры страниц в сети Интернет с информацией о деятельности в области устойчивого развития компаний KLM и Lufthansa приведены на рисунках 3.7.2 и 3.7.3 соответственно.

Рис. 3.7.2 Пример страницы в сети Интернет компании KLM, посвященной устойчивому развитию.

Рис. 3.7.3 Пример страницы в сети Интернет компании Lufthansa, посвященной устойчивому развитию.

Интересен опыт компании  KLM, которая  предлагает своим клиентам рассчитать свои персональные выбросы углекислого  газа и скомпенсировать их непосредственными  вложениями, например,  в развитие возобновляемой энергетики (см. рис. 3.7.4).

Рис. 3.7.4 Калькулятор выбросов парниковых газов на сайте KLM

Ещё одним перспективным  направлением с токи зрения охраны окружающей среды следует назвать  раздельный сбор и утилизацию отходов упаковки от питания на борту.

Следует отметить, что информацию о социальной результативности деятельности Аэрофлота можно почерпнуть только из единственного социального  отчета, представленного на сайте [30]. Между тем, анализ показывает, что Аэрофлот не только обеспечивает стабильную занятость, социальную защищенность и возможность профессионального роста собственным сотрудникам, но и активно занимается благотворительной и спонсорской деятельностью, поддерживает ряд важных социальных программ.

Учитывая сказанное  выше, представляется целесообразным сделать специальный раздел на сайте, посвященный устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности  и продолжить публикацию открытой отчетности Аэрофлота.

 Выводы

В ходе исследования было выявлено, что ОАО «Аэрофлот» является лидером на внутреннем рынке авиаперевозок, также было выявлено его желание завоевать достойные позиции в отрасли на международной арене. Исходя из этого анализа, был предложен ряд рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности для удержания лидирующих позиций на внутреннем рынке и для увеличения доли на международном рынке.

  1. Расширение услуг для пассажиров бизнес и экономического класса (услуга авиа-няни, специальное питание для детей по предварительному заказу, аудио- и видеоканалы для детей и подростков,)
  2. Увеличение загрузки пассажирских кресел (бизнес-проездной, молодежные и  экскурсионные тарифы, скидки группам туристов, льготные условия различным социальным слоям населения).
  3. Проведение рекламных акций (реклама в СМИ, рекламная акция в «Сбербанке», рекламная акцию совместно с торговой маркой «Здрайверы» в части поставок питания для маленьких пассажиров)
  4. Сокращение времени при регистрации (при наличии электронного билета можно будет пройти регистрацию и получить посадочный талон в специально установленных киосках, также новая услуга регистрация на рейс при помощи мобильно телефона, предложить возврат билета через сайт, разместить на сайте карту маршрутов с оптимальными стыковками.)
  5. Для удобства клиентов разместить на сайте карту маршрутов с оптимальными стыковками.
  6. Необходимо уделять большее внимание информированию заинтересованных сторон о деятельности в области корпоративной социальной ответственности:
  • продолжить выпуск открытых отчетов;
  • создать специальный раздел на сайте, посвященный вопросам повышения результативности деятельности в области устойчивого развития;
  • сосредоточить особое внимание на сокращении влияния Аэрофлота как крупной авиатранспортной компании на изменение климата в результате выбросов парниковых газов.

7. Организовать помощь в аэропорту и на борту самолета пассажирам с ограниченными физическими возможностями, предоставить возможность пассажирам с большой массой тела заказать дополнительное место со скидкой.

Заключение

В ходе написания дипломной работы были решены поставленные задачи.

    • Проанализирован российский рынок пассажирских авиаперевозок и выявлена следующая тенденция: рынок магистральных перевозок в России растет, а местных стагнирует.
    • Проведен сравнительный анализ характеристик российских авиалиний в области пассажирских перевозок и авиакомпаний других стран, выявлены причины отставания российских перевозчиков от зарубежных (недостаточное количество специалистов, уровень сервиса ниже зарубежных конкурентов).
    • Произведена оценка конкурентоспособности авиакомпании «Аэрофлот» на мировом рынке, выявлены основные конкуренты, из российских авиакомпаний это «Трансаэро», у него большая зарубежная маршрутная сеть за счет чартерных рейсов, а из зарубежных, как показал анализ, это Lufthansa.
    • Рассмотрены особенности разработки и формирования маркетинговой деятельности российских авиалиний.
    • Проанализирована деятельность российских и международных авиакомпаний в области продвижения услуг, выявлены недостатки, такие как недостаточный уровень сервиса, плохо освещена корпоративная, социальная ответственность и устойчивое развитие.
    • Разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности компании «Аэрофлот».

 

Список использованных источников и литературы

  1. Научные труды, учебники и учебные пособия
  2. Беквит Г. Продавая незримое.-М.:,2009
  3. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг:учебное пособие для магистрантов. -Таганрог: ТРТУ, 2009.
  4. Ионкин Н.Н. Зарубежный опыт и российская практика маркетинга в авиатранспортном бизнесе. – М.:, 2010
  5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Спб: Питер Ком, 2006
  6. Котлер Ф. Основы маркетинга.-  М.: Прогресс, 2007
  7. Котлер. Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.
  8. Лавлок К. Маркетинг Услуг: персонал, технологии, стратегии.- 3 издание. – Спб.: Вильямс, 2005.
  9. Лянцевич М. Внутренний маркетинг и качество в сфере услуг. - М.:, 2009
  10. Миронова Н. В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг.- М. 2008.
  11. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.- М.:, 2007
  12. Разумовская А. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога - практика. – М.:, 2006.
  13. Ракова А.  Стандартизация и сертификация в сфере услуг. – М.: Мастерство, 2002.
  14. Тюняев А.Е. Проблемы участия российских авиакомпаний в международных воздушных перевозках.- М.:,2010
  15. Шапкин В.С. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России. М.:, 2010
  16. Шейнов В.П. Искусство торговли.- М.: АСТ, 2007- 416 с.
  17. Gronroos C. Service management and marketing. – West Sussex, 2009.

2.Публикации в периодической печати, отчеты компаний, диссертации

  1. Аналитический обзор. Гражданская авиация в России: регулярные сообщения 2010.Структура и объем рынка, карта собственности, итоги, прогнозы. Третье издание.- М.:, 2010
  2. Аналитический отчет Банка Москвы «Рынок российских акций. Аэрофлот.» 2011г.
  3. Аэрофлот. (2010). Ежеквартальный отчет ОАО «Аэрофлот» за 4-й квартал 2010 года.
  4. Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» //Проблемы теории и практики управления.. — № 1. 2010.
  5. Дрозд Е. Цели и задачи альянсов авиакомпаний / Гражданская авиация №4. 2008
  6. ИК Тройка Диалог. ОАО "Аэрофлот". Программа биржевых облигаций., 2010
  7. Макаров В.И. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России Доклад на 6-й ежегодной Международной конференции ATO Events "ТОиР авиационой техники в России и СНГ"/ Авиатранспортное обозрение. № 96, 2010
  8. Нерадько А. Об итогах работы Федерального агенства воздушного транспорта в 2010 году и основных задачах на 2011 год.- М.:, 2010
  9. Романов К. Аналитический отчет группы "Финам". Авиатранспорт. – М.:, 2010
  10. Российский рынок транспортно-логистических услуг в 2009- 2010 и прогноз до 2013 года. РБК. Департамент консалтинга.- 5 издание.- М.:,2010
  11. Руководство по отчетности в области устойчивого развития. Версия 3. – Global Reporting Initiative, 2006 г. http://www.globalreporting.org/
  12. Свидулин А.Н. Российский авиапарк./ Авиатранспортное обозрение . №115, 2011
  13. Скуратов К. С. Управление развитием авиакомпании в современный условиях. Дис.,М.,2010
  14. Социальный отчет ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» за 2005 — 2007 годы.
  15. Тихомиров И.Н. Состояние и перспективы развития Гражданской авиации России./ Авиатранспортное обозрение  № 107 , 2011
  16. Тюняев А.Е. Анализ конкурентоспособности российских авиакомпаний в условиях мирового экономического кризиса. / Научный Вестник МГТУ ГА. – 2010. – № 156.  
    С. 27-32.
  17. Тюняев А.Е. Неавиационная деятельность и ее развитие в российских аэропортах. / Научный Вестник МГТУ ГА. – 2008. – № 131. С. 44-49.
  18. Тюняев А.Е. Применение методов фундаментального анализа для оценки состояния авиационной отрасли. / Научный Вестник МГТУ ГА. – 2009. – № 146. – С. 32-35.
  19. AIRFRANCE KLM corporate social responsibility report 2009-10. p.56
  20. Balance. Company / Social responsibility / Environment / Corporate citizenship.2010. Lufthansa. p.92
  21. Storbacka K., Strandvik T., Grnroos Ch. Managing Customer Relationships for Profit:. International Journal of Service Industry Management, 2008.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности на примере авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии»