- технологическим усовершенствованиям (включая использование низкоуглеродных технологий);
- более эффективному использованию топлива;
- управлению трафиком и инфраструктурой аэропортов;
- стимулирующим экономическим мерам [51].
Так как Аэрофлот
в 1989 году первым из российских авиакомпаний
вступил в Международную ассоциацию
воздушного транспорта, ожидается, что
и перед российской компанией
стоят аналогичные цели. В таблице 3.7.1 приведена сравнительная
характеристика различных авиакомпаний
по показателю удельных выбросов парниковых
газов. Следует определить, какое место
здесь займет Аэрофлот.
Таблица 3.7.1
Выбросы СO2 при транспортировке
пассажиров [51] в 2009 г., кг/100 пкм
|
Авиационная группа
Fleet Group |
Lufthansa пассажирские
авиалинии |
SWISS |
Австрийские авиалинии |
BMI |
Дальние расстояния |
9,29 |
9,53 |
8,39 |
6,99
|
9,71 |
Средние расстояния |
11,78 |
12,31 |
10,20 |
12,88 |
10,94 |
Короткие расстояния |
19,41 |
19,47 |
19,86 |
17,76 |
18,00 |
В среднем |
10,84 |
11,04 |
9,78 |
10,44 |
11,83 |
Интересен опыт
еще одной транспортной компании.
Так, группа компаний Deutsche Post DHL предлагает
своим клиентам в более чем 35 странах
мира услуги GOGREEN – различные экологические
сервисы, помогающие компенсировать вредное воздействие,
оказываемое на окружающую среду в процессе
транспортировки грузов. С сентября 2010
года услуга DHL GOGREEN EXPRESS стала доступна
клиентам DHL Express в России.
Деловые клиенты
могут на выбор транспортировать
все или некоторые международные экспресс-поставки
с опцией GOGREEN. Деловые клиенты, использующие
услуги GOGREEN, получают стикеры с пометкой
GOGREEN, которые помещаются на контейнеры
с их поставками, а также ежегодные свидетельства,
указывающие общее количество CO2, которое было нейтрализовано
от их имени в течение года.
Чтобы воспользоваться
дополнительной услугой DHL GOGREEN EXPRESS, необходимо
лишь подписать дополнительное соглашение,
подразумевающее надбавку в размере
3% от стандартных тарифов. В рамках
услуги DHL подсчитывает количество выбросов
CO2, произведенных при транспортировке
каждого груза с момента его приема и до
доставки получателю, а затем возмещает
их, инвестируя в программы защиты климата
по всему миру. Клиенты ежегодно получают
от DHL сертификат, подтверждающий количество
выбросов углекислого газа, компенсированное
природе благодаря их участию.
Услуга GOGREEN помогает
клиенту найти компромисс между
потребностью в быстрой и надежной
доставке грузов и стремлением вести
свой бизнес без ущерба для окружающей среды.
DHL GOGREEN EXPRESS была
впервые анонсирована и применена
на Международном Экономическом
Форуме в Давосе в 2007 году
и стала первым подобным сервисом
в индустрии логистики. К 2009
году Deustche Post DHL перевезла порядка
миллиарда грузов, посылок и писем, маркированных
отметкой GOGREEN. Одним из клиентов, все грузы
которого были отправлены с дополнительной
услугой DHL GOGREEN EXPRESS, стал Климатический
саммит ООН в Копенгагене.
Услуга по компенсации
выбросов CO2 предназначена для компаний,
которые осознают необходимость применения
экологически безопасных решений, в том
числе в области перевозок. Пользуясь
DHL GOGREEN EXPRESS, клиент получает возможность
уже сегодня принимать участие в международных
проектах по защите климата, подтверждая,
таким образом, свою социальную ответственную
позицию собственным партнерам и клиентам.
Точность и прозрачность запатентованной
DHL методологии расчетов подтверждаются
ежегодным аудитом и сертификацией, которую
проводит независимая организация Société
Générale de Surveillance (Швейцария) [43].
Следует подчеркнуть,
что Аэрофлот проигрывает своим
зарубежным конкурентам и в отношении
отражения деятельности в области
корпоративной социальной ответственности
на своем сайте. Примеры страниц в сети Интернет с информацией
о деятельности в области устойчивого
развития компаний KLM и Lufthansa приведены
на рисунках 3.7.2 и 3.7.3 соответственно.
Рис. 3.7.2 Пример страницы в сети Интернет
компании KLM, посвященной устойчивому
развитию.
Рис. 3.7.3 Пример страницы в сети Интернет
компании Lufthansa, посвященной устойчивому
развитию.
Интересен опыт компании KLM, которая
предлагает своим клиентам рассчитать
свои персональные выбросы углекислого
газа и скомпенсировать их непосредственными
вложениями, например, в развитие
возобновляемой энергетики (см. рис. 3.7.4).
Рис. 3.7.4 Калькулятор выбросов парниковых
газов на сайте KLM
Ещё одним перспективным
направлением с токи зрения охраны
окружающей среды следует назвать
раздельный сбор и утилизацию отходов упаковки от питания на
борту.
Следует отметить,
что информацию о социальной результативности
деятельности Аэрофлота можно почерпнуть
только из единственного социального
отчета, представленного на сайте [30]. Между тем, анализ показывает,
что Аэрофлот не только обеспечивает стабильную
занятость, социальную защищенность и
возможность профессионального роста
собственным сотрудникам, но и активно
занимается благотворительной и спонсорской
деятельностью, поддерживает ряд важных
социальных программ.
Учитывая сказанное
выше, представляется целесообразным
сделать специальный раздел на сайте,
посвященный устойчивому развитию
и корпоративной социальной ответственности
и продолжить публикацию открытой отчетности
Аэрофлота.
Выводы
В ходе исследования было выявлено,
что ОАО «Аэрофлот» является лидером на
внутреннем рынке авиаперевозок, также
было выявлено его желание завоевать достойные
позиции в отрасли на международной арене.
Исходя из этого анализа, был предложен
ряд рекомендаций по совершенствованию
маркетинговой деятельности для удержания
лидирующих позиций на внутреннем рынке
и для увеличения доли на международном
рынке.
- Расширение услуг для пассажиров
бизнес и экономического класса (услуга авиа-няни, специальное питание для детей по предварительному заказу,
аудио- и видеоканалы для детей и подростков,)
- Увеличение загрузки пассажирских
кресел (бизнес-проездной, молодежные
и экскурсионные тарифы, скидки группам
туристов, льготные условия различным
социальным слоям населения).
- Проведение рекламных акций (реклама
в СМИ, рекламная акция в «Сбербанке», рекламная акцию совместно с торговой маркой «Здрайверы» в части поставок питания для маленьких пассажиров)
- Сокращение времени при регистрации
(при наличии электронного билета можно
будет пройти регистрацию и получить
посадочный талон в специально установленных
киосках, также новая услуга регистрация
на рейс при помощи мобильно телефона, предложить возврат билета через сайт, разместить на сайте карту маршрутов с оптимальными стыковками.)
- Для удобства клиентов разместить
на сайте карту маршрутов с оптимальными
стыковками.
- Необходимо уделять большее внимание информированию заинтересованных сторон о деятельности в области корпоративной социальной ответственности:
- продолжить выпуск открытых отчетов;
- создать специальный раздел на сайте, посвященный вопросам повышения результативности деятельности в области устойчивого развития;
- сосредоточить особое внимание на сокращении влияния Аэрофлота как крупной авиатранспортной компании на изменение климата в результате выбросов парниковых газов.
7. Организовать помощь в аэропорту
и на борту самолета пассажирам с ограниченными
физическими возможностями, предоставить
возможность пассажирам с большой массой
тела заказать дополнительное место со
скидкой.
Заключение
В ходе написания дипломной работы
были решены поставленные задачи.
- Проанализирован российский рынок пассажирских авиаперевозок и выявлена следующая тенденция: рынок магистральных перевозок в России растет, а местных стагнирует.
- Проведен сравнительный анализ характеристик российских авиалиний в области пассажирских перевозок и авиакомпаний других стран, выявлены причины отставания российских перевозчиков от зарубежных (недостаточное количество специалистов, уровень сервиса ниже зарубежных конкурентов).
- Произведена оценка конкурентоспособности авиакомпании «Аэрофлот» на мировом рынке, выявлены основные конкуренты, из российских авиакомпаний это «Трансаэро», у него большая зарубежная маршрутная сеть за счет чартерных рейсов, а из зарубежных, как показал анализ, это Lufthansa.
- Рассмотрены особенности разработки и формирования маркетинговой деятельности российских авиалиний.
- Проанализирована деятельность российских и международных авиакомпаний в области продвижения услуг, выявлены недостатки, такие как недостаточный уровень сервиса, плохо освещена корпоративная, социальная ответственность и устойчивое развитие.
- Разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности компании «Аэрофлот».
Список использованных
источников и литературы
- Научные труды, учебники и учебные пособия
- Беквит Г. Продавая незримое.-М.:,2009
- Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг:учебное пособие для магистрантов. -Таганрог: ТРТУ, 2009.
- Ионкин Н.Н. Зарубежный опыт и российская практика маркетинга в авиатранспортном бизнесе. – М.:, 2010
- Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Спб: Питер Ком, 2006
- Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 2007
- Котлер. Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.
- Лавлок К. Маркетинг Услуг: персонал, технологии, стратегии.- 3 издание. – Спб.: Вильямс, 2005.
- Лянцевич М. Внутренний маркетинг и качество в сфере услуг. - М.:, 2009
- Миронова Н. В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг.- М. 2008.
- Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.- М.:, 2007
- Разумовская А. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога - практика. – М.:, 2006.
- Ракова А. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. – М.: Мастерство, 2002.
- Тюняев А.Е. Проблемы участия российских авиакомпаний в международных воздушных перевозках.- М.:,2010
- Шапкин В.С. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России. М.:, 2010
- Шейнов В.П. Искусство торговли.- М.: АСТ, 2007- 416 с.
- Gronroos C. Service management
and marketing. – West Sussex, 2009.
2.Публикации в периодической
печати, отчеты компаний, диссертации
- Аналитический обзор. Гражданская авиация в России: регулярные сообщения 2010.Структура и объем рынка, карта собственности, итоги, прогнозы. Третье издание.- М.:, 2010
- Аналитический отчет Банка Москвы «Рынок российских акций. Аэрофлот.» 2011г.
- Аэрофлот. (2010). Ежеквартальный отчет ОАО «Аэрофлот» за 4-й квартал 2010 года.
- Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» //Проблемы теории и практики управления.. — № 1. 2010.
- Дрозд Е. Цели и задачи альянсов авиакомпаний / Гражданская авиация №4. 2008
- ИК Тройка Диалог. ОАО "Аэрофлот". Программа биржевых облигаций., 2010
- Макаров В.И. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России Доклад на 6-й ежегодной Международной конференции ATO Events "ТОиР авиационой техники в России и СНГ"/ Авиатранспортное обозрение. № 96, 2010
- Нерадько А. Об итогах работы Федерального агенства воздушного транспорта в 2010 году и основных задачах на 2011 год.- М.:, 2010
- Романов К. Аналитический отчет группы "Финам". Авиатранспорт. – М.:, 2010
- Российский рынок транспортно-логистических услуг в 2009- 2010 и прогноз до 2013 года. РБК. Департамент консалтинга.- 5 издание.- М.:,2010
- Руководство по отчетности в области устойчивого развития. Версия 3. – Global Reporting Initiative, 2006 г. http://www.globalreporting.org/
- Свидулин А.Н. Российский авиапарк./ Авиатранспортное обозрение . №115, 2011
- Скуратов К. С. Управление развитием авиакомпании в современный условиях. Дис.,М.,2010
- Социальный отчет ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» за 2005 — 2007 годы.
- Тихомиров И.Н. Состояние и перспективы развития Гражданской авиации России./ Авиатранспортное обозрение № 107 , 2011
- Тюняев А.Е. Анализ конкурентоспособности российских авиакомпаний в условиях мирового экономического кризиса. / Научный Вестник МГТУ ГА. – 2010. – №
156.
С. 27-32.
- Тюняев А.Е. Неавиационная деятельность и ее развитие в российских аэропортах. / Научный Вестник МГТУ ГА. – 2008. – № 131. С. 44-49.
- Тюняев А.Е. Применение методов фундаментального
анализа для оценки состояния авиационной
отрасли. / Научный Вестник МГТУ ГА. – 2009.
– № 146. – С. 32-35.
- AIRFRANCE KLM corporate social responsibility report
2009-10. p.56
- Balance. Company / Social responsibility / Environment
/ Corporate citizenship.2010. Lufthansa. p.92
- Storbacka K., Strandvik T., Grnroos Ch. Managing Customer
Relationships for Profit:. International Journal of Service Industry
Management, 2008.