Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту

Оглавление

Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...

Файлы: 1 файл

Палитология.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

И конечно, цивилизованный рынок невозможен без массового политического просвещения.

Существуют ли эти условия и  достаточно высокий уровень политических отношений в регионах России?

На наш взгляд, в регионах России имеются некоторые условия и частично есть политические отношения, соответствующие цивилизованному политическому рынку. Так, к примеру, в регионах России существуют массовый электорат, конкурирующие политические партии. Но пока нет четко определенных норм и правил конкурентной борьбы и системы ценностей как основы достижения согласия основных политических сил, отсутствует система массового политического просвещения.

По нашему мнению, региональный политический рынок включает в себя следующие элементы:

- производители регионального политического товара (субъекты);

- региональный политический товар;

- потребители регионального политического товара, т. е. объекты и контрсубъекты;

- спрос на региональный политический товар и его предложение;

- обмен региональным политическим товаром.

В качестве политических субъектов (агентов) на данном рынке  могут выступать политические лидеры, политические партии, общественные организации, региональные органы власти, группы по интересам, лоббисты.

В качестве объектов и  контрсубъектов на региональном политическом рынке выступают избиратели, граждане, жители муниципальных территорий, сельских поселений.

В регионах России спрос на предложения со стороны политических партий проявляется своеобразно: предложений со стороны политических партий поступает небольшое количество, что существенно снижает и спрос на эти предложения.

Региональный политический рынок – это часть регионального политического пространства, на котором происходит процесс обмена политическими товарами и услугами, предоставляемыми политическими субъектами, на доверие и поддержку граждан региона. Наблюдается конкуренция основных политических сил в регионе, при этом все участники обмена и конкуренции стремятся реализовать свои специфические интересы. Региональные политики и региональные отделения политических партий пытаются получить поддержку большинства избирателей, в свою очередь избиратели хотят видеть в органах власти компетентных и достойных кандидатов.

Региональный политический рынок состоит из рынка продавцов, рынка покупателей, рынка политических услуг, рынка результатов политической деятельности. Каждый из названных рынков имеет свои особенности развития и функционирования. На сегодня более развиты рынки продавцов и покупателей и менее развит рынок политических услуг. Это связано с постоянно меняющейся социально-экономической и социально-политической ситуацией в регионах России. Менее развит рынок результатов политической деятельности, поскольку в условиях региона политические сделки не получили широкого распространения.

Рынок продавцов политического товара в регионе. В качестве продавцов политического товара выступают политики, политические партии, чиновники. Им оказывают помощь группы поддержки и СМИ. Цель продавцов политического товара – привлечь на свою сторону максимальное число избирателей. Особенность развития данного рынка состоит в том, что в последние годы он сокращается. Данный рынок может успешно функционировать при условии успешного развития рынка покупателей.

Рынок покупателей политического товара в регионе. В роли покупателей политического товара выступают избиратели. Их цель – избрать достойных и компетентных людей в органы власти. Особенностью данного рынка является превышение спроса над поступающими предложениями.

В составе  электората регионов можно выделить несколько сегментов. По мнению исследователя З. М. Зотовой, можно выделить такие сегменты избирателей: пенсионеры, рабочие, бюджетники, студенты, сельские жители, военнослужащие, предприниматели, домохозяйки, безработные. Для каждой категории избирателей присущи свои характерные особенности социального статуса, политической активности. Как считает З. М.Зотова, наличие особенностей у разных категорий избирателей требует разных способов воздействия на них со стороны организаторов выборов, в частности политических партий, избирательных комиссий [42].

Рынок политических услуг в регионе. Политические услуги оказываются консалтинговыми фирмами. Их цель – продвижение на политическом рынке кандидатов, политических партий, победа этих кандидатов и политических партий на выборах. Консалтинговые фирмы оказывают следующие политические услуги:

- проведение социологических исследований;

- анализ результатов  этих исследований;

- формирование стратегии  в соответствии с результатами исследований;

- разработка тактики  с агитационно-рекламным и информационно-аналитическим  сопровождением;

- анализ итогов выборов;

- формулирование конкретных  практических рекомендаций для  организаторов и участников избирательных кампаний.

В целом по стране, считает И. Б. Даченков, имеют место следующие тенденции развития политического консалтинга:

- снижение капитализации рынка политического консалтинга за счет выборного сегмента;

- уменьшение количества  профессиональных политических консультантов, их переход в бизнес-структуры и смежные отрасли консалтингового рынка;

- сокращение выборного направления и развитие других (партийное строительство, специальные проекты);

- введение единого дня голосования – второе воскресенье марта и октября, что привело к дефициту квалифицированных кадров, занятых в организации и проведении выборов;

- переход от полиполярной к биполярной или монополярной модели выборного процесса. Это проявилось в том, что победители заведомо определены: побеждают те, кого поддерживают власти;

- изменение взаимоотношений между заказчиками и исполнителями. Заказчики могут обращаться к разным исполнителям, каждый из которых может заниматься определенным направлением работы. В итоге заказчик экономит деньги и имеет возможность выбирать, кому поручить тот или иной вид работы;

- наличие крупных консалтинговых фирм и специалистов-одиночек: кто быстрее и дешевле;

- сужение функционального поля и в связи с этим уменьшение заказов [33].

Несомненно, выводы автора заслуживают внимания. Однако они сделаны относительно политического консалтинга на федеральном уровне. Но нам представляется, что аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии регионального политического консалтинга.

На наш взгляд, региональный политический консалтинг – это сфера интеллектуальной деятельности, связанная с оказанием комплекса политических услуг, учитывающая проблемы и противоречия политической жизни региона, постоянно изменяющуюся социально-политическую обстановку в регионе и направленная на оказание научной, методической и практической помощи региональным политикам.

В развитии регионального политического консалтинга имеют место свои особенности. К ним можно отнести:

- в связи с переходом к новой процедуре назначения-избрания губернаторов сокращение числа тех, кто пользовался услугами политических консультантов;

- преобладание специалистов-одиночек, оказывающих политические услуги, и недостаток крупных консалтинговых фирм в регионах;

- отсутствие у представителей региональных властей стратегии создания и развития центров по оказанию политических услуг, в состав которых могли бы войти социологи, политологи, политические консультанты.

Состояние регионального политического рынка, его потребности и характер спроса требуют того, чтобы региональный политический товар был адаптирован к запросам этого рынка, а для этого должны быть выявлены конкретные группы покупателей политического продукта.

В качестве регионального политического товара могут выступать сами кандидаты, политические идеи, реальные политические проекты, политические решения.

В настоящее время  в регионах России слабо развит рынок результатов политической деятельности. Это связано с тем, что в регионах не наблюдается сделок, при которых за поддержку на выборах региональные власти обещают предоставить высокие должности отдельным политическим деятелям.

Перспективы развития регионального политического рынка

Перспективы развития регионального  политического рынка связаны, во-первых, с созданием условий для реальной политической конкуренции в регионах России; во-вторых, с определением четких правил поведения и действий основных участников политического рынка; в-третьих,   если будет проведена модернизация политических институтов в регионе, готовых к реализации маркетинговых технологий.

Очень важный момент в  определении перспектив развития регионального политического рынка – это выявление критериев его сегментирования. На наш взгляд, в качестве таких критериев могли быть:

- географически-поселенческий (регионы центра, запада, востока, население города, сельское население);

- демографический (пол, возраст);

- социально-экономический (социальные группы и классы, уровень доходов);

- политические нужды граждан региона;

- политические интересы граждан региона;

- политические потребности граждан региона;

- политические предпочтения граждан региона (левые, правые, центристы, либералы, национал-патриоты, демократы);

- политический выбор (политические партии).

Применение данных критериев позволило бы адресно выявлять однотипные группы населения (адресные группы) и доводить до них тот политический продукт, который им необходим.

Таким образом, можно отметить, что региональный политический рынок находится в состоянии становления и развития. Проявление его тенденций связано с постоянно изменяющимися условиями в социально-экономической и социально-политической сферах, а перспективы развития – с созданием условий, которые будут способствовать формированию цивилизованного политического рынка в регионах России, а также с тем, насколько точно будет проведена субъектами региональной маркетинговой политики сегментация регионального политического рынка, выявлены адресные группы, определен политический товар, который может удовлетворить политические запросы граждан региона.

 

2.2 Современное состояние, цели и задачи

регионального политического маркетинга  
как открытой неравновесной системы

Современное состояние регионального политического маркетинга

Региональный политический маркетинг – это составная  часть общероссийского политического  маркетинга. Для регионального политического  маркетинга характерны те же черты развития, что и для федерального. Вместе с тем региональный политический маркетинг имеет свои особенности развития, что связано с наличием ряда специфических условий в регионах России.

Для политической жизни  регионов России характерна открытость и неравновесность. Это позволяет рассматривать региональный политический маркетинг как открытую неравновесную систему.

На сегодня регионы  России по уровню социально-экономического развития находятся в неравном положении – они подразделяются на развитые и депрессивные. Поэтому каждый регион России имеет свою, отличную от других регионов социально-политическую и политико-психологическую ситуацию. Это обусловливает и разную степень развития в них регионального политического маркетинга.

На современном этапе в регионах России сложились факторы, которые способствуют развитию политического маркетинга. К числу таких факторов можно отнести:

- маркетизацию всех сфер региональной общественной жизни;

- наличие разнообразных  политических интересов у граждан региона;

- проникновение рыночных  отношений в политику региона;

- наличие конкурентной  политической среды;

- формирование регионального  политического рынка;

- наличие регионального  политического товара;

- наличие в регионе  конкурирующих политических деятелей, политических партий и движений;

- демократизацию общества в регионе.

Однако на современном  этапе существуют и факторы, которые препятствуют развитию регионального политического маркетинга:

- трудности социально-экономического  развития региона;

- наличие бюрократического  аппарата во властных структурах  региона;

- коррумпированность  региональных чиновников;

- быстро устаревающая  законодательная база;

- консерватизм управленческих  кадров;

- некомпетентность отдельных  представителей управленческого аппарата;

- недоверие со стороны  граждан региона к деятельности региональных властей;

- сильное влияние административного ресурса на ход избирательных кампаний в регионе;

- значительная зависимость сельского населения от местной администрации;

- низкий уровень правовой, политической и электоральной культуры граждан региона;

- высокий уровень абсентеизма  в регионе;

- отсутствие в регионе  квалифицированных кадров в области  политического маркетинга.

В современной  научной литературе исторически зафиксированы четыре стадии развития коммерческого маркетинга:

 - ориентация на продукт;

Информация о работе Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития