Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
В исследовании О. В. Ковальчук «Избирательная кампания в современном российском регионе (на примере Приморского края)» обращено внимание на раскрытие теоретико-правовых основ выборов в органы политической власти, дается характеристика основных участников избирательных кампаний, обобщается опыт проведения выборов в Приморском крае [54].
В кандидатской диссертации Е. Г. Карманова «Влияние социально-политической ориентации регионального электората на политический выбор» рассмотрены теоретические и практические аспекты во взаимосвязи социально-политических ориентаций электората и его политического выбора на примере обобщения опыта Башкортостана [49].
Ряд кандидатских диссертаций посвящен анализу роли и влияния региональных средств массовой информации на политическую жизнь региона. Так, в исследовании Е. А. Ивановой «Региональные печатные СМИ как канал политических коммуникаций» обобщается опыт работы СМИ Волгоградской области, анализируются технологии СМИ как методы изменения политических предпочтений граждан, проведение политических кампаний через региональные печатные СМИ [43].
В кандидатской диссертации Н. А. Бессолицыной «Региональные средства массовой информации как фактор политической социализации молодежи» затрагиваются вопросы влияния центральных СМИ на политическую социализацию молодежи [11].
Роль и место региональных СМИ в процессе формирования политического имиджа акторов электорального процесса в Карачаево-Черкесской Республике рассмотрены в кандидатской диссертации Р. Р. Коркмазова [58].
В работе Г. Г. Санникова «Позиционирование имиджа политического деятеля: региональный аспект» рассматриваются методологические основы исследования позиционирования имиджа политического деятеля, дан сравнительный анализ позиционирования имиджа кандидатов в период проведения избирательных кампаний в Краснодарском крае в начале XXI века [92].
Проблемы прямой и обратной связи государственных органов исполнительной власти Башкортостана проанализированы в кандидатской диссертации Л. Г. Семеновой «Политическая коммуникация государственных органов исполнительной власти» [93].
Проблемы и перспективы развития региональных институтов политической власти в современной России исследованы в кандидатской диссертации О. А. Маркиной «Трансформация региональных институтов политической власти в современной России» [70].
Состав, особенности политических предпочтений и политического выбора регионального электората показаны в кандидатской диссертации М. В. Желтова «Региональный электорат: особенности, политические предпочтения и выбор» [39].
Отдельные аспекты региональной политики нашли отражение в ряде докторских диссертаций.
Динамика, тенденции и особенности регионального политического процесса в современной России рассмотрены в исследовании А. А. Вартумяна [18].
Система взаимодействий акторов регионального политического процесса в постсоветской России проанализирована в докторской диссертации А. В. Баранова [8].
Баланс политических отношений между центром и регионами в процессах государственного строительства освещается в докторской диссертации Р. Ф. Туровского [98].
Проблемы политического управления в регионе основательно изучены в исследовании И. А. Батаниной [10].
Актуальные проблемы регионального политического лидерства всесторонне проанализированы в докторской диссертации А. Г. Тулеева [97]. В работе А. Г. Тулеева обоснована точка зрения автора на проявление политического лидерства в регионе. Его позиция состоит в том, что политические лидеры – это связующее звено между властными структурами и обществом.
Вопросы проведения эффективной региональной молодежной политики подробно рассмотрены в докторской диссертации А. А. Зеленина [41].
Формированию политической культуры электората современного российского региона посвящена докторская диссертация Г. В. Шешуковой [108]. По мнению автора, на современном этапе идет процесс формирования региональной и локальной политической культуры.
Проблемы электоральной культуры и ее влияние на выборы, в том числе и в регионах, основательно проанализированы в докторской диссертации И. Н. Гомерова [30].
Своеобразно в российской научной литературе происходил процесс изучения становления и развития теории и практики маркетинга территорий. В основу этого процесса были положены достижения зарубежных исследователей. Так, в трудах К. Асплунда, А. Дайана, Ф. Котлера, И. Рейна, Д. Хайдера, С. Эйнхолта достаточно полно представлены общие проблемы маркетинга мест, построения имиджа территории, практика имиджевых преобразований.
Среди российских авторов проблемы маркетинга территории наиболее основательно исследованы в трудах А. Панкрухина. Региональный маркетинг подвергнут анализу в работах А. Лаврова, Ю. Рябченюка, В. Сурнина, М. Сейфуллаевой, Г. Хасаева, И. Черной.
Конкурентоспособности регионов особое внимание в своих работах уделили В. Абрамов, В. Андреев, Е. Анимица, И. Арженовский, В. Берсенев, С. Важенин, Н. Калюжнова, Ю. Перский, В. Пленкина, О. Романова, А. Татаркин, Г. Унтура. М. Калинин и Д. Визгалов сосредоточились на анализе практического маркетинга городов. В то же время вопросы, связанные с репутацией территории, несмотря на несомненную и все возрастающую их актуальность, остаются практически не изученными.
В 1994 году появляется первое исследование двух авторов – А. М. Лаврова и В. С. Сурнина «Реформирование экономики: региональные аспекты. Ч. 2. Региональный маркетинг и тенденции его развития» [64]. В этой работе впервые введено в научный оборот понятие «региональный маркетинг», проанализированы состояние и тенденции маркетинга территорий. Многие исследователи считают, что именно эта работа стала отправной точкой по изучению проблем маркетинга территорий.
В 1994 году А. М. Лавровым была подготовлена докторская диссертация по теме «Региональный маркетинг : вопросы теории, методологии и практики». Исследование А. М. Лаврова было одной из первых специальных работ, посвященных проблеме регионального маркетинга. В нем нашли отражение как методологические, так и практические аспекты регионального маркетинга. Отличительной особенностью работы А. М. Лаврова является то, что в ней дан анализ регионального коммерческого маркетинга, и лишь фрагментарно автор затрагивает отдельные стороны региональной политики [63].
Исследование проблем маркетинга территорий во второй половине 90-х годов продолжили аспиранты Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Кемеровского и Ростовского госуниверситетов.
На современном этапе проблема маркетинга территорий получила отражение в работах ведущего российского теоретика маркетинга А. П. Панкрухина. В 2006 году вышла в свет его работа «Маркетинг территорий» [87]. В этом исследовании автор обобщил опыт развития маркетинга территорий и определил сущность, основные задачи регионального коммерческого маркетинга.
Маркетинговый подход к проблемам управления регионами рассматривается в статье Т. М. Орловой. По мнению автора, механизмы регионального управления постепенно адаптируются к условиям рыночных отношений. Тем не менее говорить о том, что темпы развития механизмов регионального управления отвечают общественным потребностям, еще рано. Помочь в решении этой задачи может региональный маркетинг, то есть маркетинг в интересах региона и региональных субъектов [86].
Работы специалистов в области маркетинга территорий стали теоретической основой для исследователей регионального политического маркетинга. И как результат, появляются первые исследования в области регионального политического маркетинга.
В исследовании региональных проблем политического маркетинга можно выделить два периода. Первый период охватывает 1991–2000 годы, второй период начался с 2000 года и продолжается по настоящее время. Для первого периода характерно появление ряда статей. Во второй период написано большее количество кандидатских диссертаций и ряд докторских.
Для выяснения сущности процесса развития регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы значительный научный интерес представляют работы И. Р. Пригожина [88], С. П. Курдюмова [47], Н. Н. Моисеева [73], Ю. М. Романовского [90], А. А. Самарского [7], Г. Г. Малинецкого [68] и других. В данных работах обоснованы идеи развития открытых неравновесных систем, основные принципы их функционирования, а именно нелинейность, необратимость, нестабильность, неравновесность.
В числе политологов, рассматривающих политические институты как неравновесные системы, можно назвать Р. Ф.Матвеева [72]. По мнению автора, политические партии – это саморегулирующиеся неравновесные системы, для развития которых характерны случайности.
Непосредственно изучению проблем регионального политического маркетинга посвящены работы П. А. Колосова и М. С. Холодилина. В статье П. А. Колосова [56] анализируется опыт применения технологий политического маркетинга в Кемеровской области. Заслуживает внимания вывод автора о том, что политический маркетинг может оказать существенное влияние на политический процесс в регионе, поскольку позволяет региональным политикам добиваться победы на выборах с большим преимуществом [113, с. 99–104].
Определенный вклад в разработку проблем регионального политического маркетинга вносит кандидатская диссертация М. С. Холодилина «Проблемы становления политико-избирательного маркетинга в России: региональный аспект» [102]. Новизна исследования М. С. Холодилина состоит в том, что автор впервые изучает теоретико-методологические основы политико-избирательного маркетинга на региональном уровне, дает определение понятия «политико-избирательный маркетинг», выделяет его основные функции, обосновывает общенациональные и региональные особенности политико-избирательного маркетинга в условиях формирования политического рынка и трансформации избирательной системы в России. Кроме того, автор показывает проблемы становления политико-избирательного маркетинга в регионах России, которые проявляются в изучении и прогнозировании спроса на политический товар, при создании и организации выпуска новых видов политического товара. В заключительной части своего исследования автор раскрывает процесс формирования эффективной системы управления процессом продвижения политического товара, обосновывает целевой, функциональный, имиджевый, информационно-аналитический и ресурсный подходы к оценке эффективности политико-избирательного маркетинга, которые, по сути, могут служить основаниями для определения критериев этой эффективности.
Выводы, сформулированные в работе М. С. Холодилина, несомненно, имеют право на существование. Вместе с тем трудно согласиться с позицией автора, который считает, что в регионах России в основном получил развитие политико-избирательный маркетинг. Конечно, этот вид политического маркетинга имеет широкое применение в регионах России, однако следует заметить, что на практике формируется и развивается и политико-административный маркетинг – как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Поэтому перед исследователями стоит задача проанализировать процесс развития как электорального, так и политико-административного маркетинга в регионах России и на муниципальном уровне.
Вопросы использования политических технологий в региональных избирательных кампаниях проанализированы в кандидатской диссертации А. А. Джабасова «Политические технологии в региональных избирательных кампаниях» на примере одного из регионов России – Свердловской области [34].
Отдавая должное той работе, которая уже проделана в плане изучения проблем регионального политического маркетинга, необходимо отметить, что на сегодня появились первые статьи и кандидатские диссертации, в которых авторы затрагивают отдельные стороны развития политико-избирательного маркетинга, в частности вопросы применения маркетинговых технологий, критерии эффективности использования технологий политико-избирательного маркетинга. Вне поля зрения исследователей остаются теоретико-методологические основы регионального политического маркетинга, его современное состояние, проблемы и перспективы развития.
Сущность
регионального политического
Впервые на выяснение сущности политического маркетинга было обращено внимание в статье Т. Юрасовой и О. Селивановой «Предвыборная борьба и политический маркетинг» [110]. По мнению авторов, можно выделить три основных направления в политическом маркетинге:
- тщательное и всестороннее изучение политического рынка, интересов и ожиданий различных социальных групп;
- активное воздействие на общественное мнение;
- «сбыт» предвыборных обещаний.
Каждое из этих направлений важно само по себе, утверждают Т. Юрасова и О. Селиванова, «однако их увязка и комплексное применение составляют сущность политического маркетинга» [там же]. Данная точка зрения авторов показывает, что они акцентируют внимание на процессе использования технологий политического маркетинга в рамках избирательных кампаний.
Как считают многие исследователи, в том числе и Е. Г. Морозова, выборами политическая жизнь не ограничивается. Она осуществляется до и после выборов, распространяется по всей линии взаимоотношений «управляющие – управляемые», «государство – общество». Политический маркетинг призван, считает Е. Г. Морозова, реализовать маркетинговые задачи. В этом она видит суть политического маркетинга [72].
В современной научной литературе существуют и другие точки зрения относительно того, что составляет суть политического маркетинга на федеральном уровне. И пока нет работ, в которых бы выяснилась суть регионального политического маркетинга с позиций синергетики.
Основное назначение регионального политического маркетинга, по нашему мнению, состоит в том, чтобы с его помощью: во-первых, выявить политические нужды, потребности и запросы граждан региона, удовлетворить их с учетом особенностей региональной политической жизни; во-вторых, выстроить долгосрочные взаимовыгодные партнерские отношения региональных властей с гражданами региона, создать эффективную систему политического управления и местного управления в регионе; в-третьих, определить негативные явления и процессы в политической жизни региона, выяснить причины этих негативных явлений и процессов, устранить их и сформировать у граждан региона потребность политического участия и политической деятельности; в-четвертых, региональный политический маркетинг, как самоорганизующаяся система, должен привести к созданию новых структур, позволяющих изменить содержание деятельности региональных и муниципальных органов власти, а также изменить политическое поведение и политический менталитет граждан региона.