Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
- ориентация на производство;
- ориентация на продажу;
- ориентация на потребителя.
По мнению исследователя И. Л. Недяк, аналогичные стадии в своем развитии прошел и политический маркетинг. В развитии регионального политического маркетинга можно также выделить несколько стадий развития. При этом исследователи регионального политического маркетинга должны иметь в виду, что региональный политический маркетинг имеет свои особые стадии возникновения, становления и развития. По нашему мнению, каждая стадия в развитии регионального политического маркетинга имеет особенности и специфику.
На первой стадии происходит возникновение регионального политического маркетинга. На этой фазе создаются предпосылки, условия для становления регионального политического маркетинга. На второй стадии идет становление элементов регионального политического маркетинга. На третьей стадии наблюдается развитие основных элементов регионального политического маркетинга. Наглядно основные стадии развития регионального политического маркетинга показывает ниже приводимая схема 4.
Схема 4. Основные стадии регионального политического маркетинга
На сегодняшний день региональный политический маркетинг находится в состоянии становления и развития. Постепенно получают развитие основные элементы регионального политического маркетинга. В качестве основных элементов регионального политического маркетинга можно выделить: региональный политический рынок, региональный политический товар и региональное социально-политическое пространство.
Пути совершенствования и развития регионального политического маркетинга
На современном этапе встает необходимость изменения всех основных составляющих политического маркетинга в регионе: регионального политического рынка, регионального политического товара и социально-политического пространства.
Изменение регионального политического рынка должно состоять в том, чтобы перейти от борьбы за голоса избирателей к завоеванию доверия со стороны избирателей. Для этого следует обращать внимание на развитие комплексного политического маркетинга, включающего в себя процесс изучения состояния регионального политического рынка, сегментирование этого рынка, позиционирование регионального политического товара, продвижение этого товара на региональный политический рынок, стимулирование сбыта регионального политического товара, доведение политического товара до потребителей.
Важно также расширить ассортимент регионального политического товара.
В связи с этим следует развивать комплекс регионального политического маркетинга. Он включает в себя разработку политического товара, установление цены (меновой стоимости) на политический товар, стимулирование сбыта политического товара, возможности внедрения маркетинговых мероприятий в политическую практику.
Необходимо обратить внимание и на изменение социально-политического пространства, в котором получает развитие региональный политический маркетинг. Социально-политическое пространство региона состоит из социальной и политической среды. Социальная среда включает в себя те социальные группы и слои, которые проживают на территории региона, их взаимоотношения и взаимодействие по поводу участия в выборах, в проведении политико-административной реформы. Политическая среда включает те политические институты и структуры, которые имеются в регионе, их отношения и деятельность по использованию методов и приемов политического маркетинга.
Развитие регионального политического маркетинга – это в первую очередь развитие регионального политического рынка. Как известно, в последние годы на региональном политическом рынке происходят значительные перемены. Причем перемены эти носят негативный характер. Из политического этот рынок все более превращается в административный. Сокращается количественный состав участников на этом рынке. Уменьшается и количество предоставляемых политических услуг. Поскольку на региональном политическом рынке нет четких правил действий основных участников, то это обстоятельство затрудняет процесс политического обмена политического товара и услуг на доверие и поддержку со стороны граждан региона.
В связи с тем, что политический маркетинг в регионах России развивается трудно и сложно, на наш взгляд, необходимо разработать стратегию его развития на длительную перспективу. В качестве стратегической цели развития регионального политического маркетинга можно определить создание современной системы его институтов, структур и механизмов функционирования.
Стратегические
и специфические цели и задачи
регионального политического маркетинга
Региональный политический маркетинг призван выражать политические интересы и потребности регионального политического сообщества. Он развивается в особых, специфических условиях. В связи с этим региональный политический маркетинг имеет и специфические цели и задачи. Они отличаются от тех, которые решаются на федеральном уровне.
Региональный политический маркетинг призван решать следующие специфические цели и задачи:
- формирование положительного имиджа региональной администрации и поддержка ее деятельности со стороны граждан региона;
- обеспечение политической конкурентоспособности региона;
- расширение участия
граждан региона в реализации
федеральных политических проек
- обеспечение тесного сотрудничества органов местного управления и населения конкретных территорий.
Успешное решение всех обозначенных целей и задач возможно при разумном использовании методов и технологий политического маркетинга субъектами политического маркетинга и при удовлетворении интересов объектов и контрсубъектов политического маркетинга.
Кроме того, региональный политический маркетинг наряду со специфическими задачами призван решать стратегическую задачу, а именно обеспечить политическую конкурентоспособность региона. На практике это значит, что регион должен иметь эффективную систему политического управления и местного управления (институты, структуры и механизмы функционирования), иметь современную избирательную систему, действенную систему обратной связи между региональными органами власти и населением.
Каким образом на практике могут быть реализованы стратегическая цель, специфические цели и задачи регионального политического маркетинга?
Региональный политический маркетинг не должен напоминать агитацию и пропаганду времен бывшего Советского Союза. Он не может быть сведен к политической рекламе, к установлению связей между властями и общественностью. Не может замыкаться на продвижении отдельных видов регионального политического товара, а должен быть эффективной деятельностью по сегментированию регионального политического рынка, выявлению реальных групп и потенциальных покупателей политического товара, должен быть деятельностью по удовлетворению политических запросов граждан региона, изменению их политического поведения и политического менталитета.
На наш взгляд, в регионах России следует развивать сетевой политический маркетинг, направленный на создание центров поддержки и проведения выборов, общественных наблюдательных советов за ходом проведения выборов и доведением результатов голосования до избирателей.
Заслуживает внимания опыт взаимодействия властей и политических партий по подготовке и проведению выборов, накопленный в Томской области. В апреле 2006 года в Томской области был создан политический консультативный совет при губернаторе. В компетенцию этого совета вошли следующие вопросы: определение стратегии и тактики политического развития региона; реализация региональных проектов и программ; разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию деятельности региональных органов власти по организации и проведению выборов, реализации приоритетных национальных проектов.
Важно также на основе обобщения опыта ряда регионов шире внедрять межрегиональные технологии политического маркетинга. В числе таковых могут быть межрегиональные телемосты, теледебаты, видеоконференции по актуальным политическим проблемам, в частности по специфике организации выборов, проведения политико-административной реформы.
В связи с тем, что региональный политический маркетинг призван решать специфические цели и задачи, должны быть созданы условия для формирования региональной модели политического маркетинга.
Критериями, на основании которых можно говорить о сформированности региональной модели политического маркетинга, мы считаем:
- высокий уровень развития регионального политического рынка, включающего в себя рынки продавцов и покупателей, рынок политических услуг;
- существующие объемы спроса на региональный политический товар;
- наличие комплекса регионального политического маркетинга, который включает в себя разработку политического товара, установление цены на политический товар, стимулирование сбыта политического товара, возможности внедрения маркетинговых мероприятий в политическую практику.
На сегодняшний день регионы России существенно различаются по уровню социально-экономического развития, по сформированности в них политического процесса, по наличию духовных предпосылок для развития политического маркетинга. Поэтому необходима адаптация методов и технологий политического маркетинга к условиям конкретного региона. При этом процесс адаптации следует рассматривать в узком и широком аспекте.
В узком смысле процесс адаптации будет касаться лишь отдельных элементов регионального политического маркетинга. В широком же смысле он будет затрагивать все основные составляющие регионального политического маркетинга как на инструментальном, так и на функциональном уровнях.
В качестве инструментария регионального политического маркетинга выступают региональный политический товар, цена на этот товар, место распространения политического товара, продвижение политического товара.
Очень важно определить место и уровни регионального политического товара, варианты снижения цены на региональный политический товар, каналы продвижения политического товара и доведения политического товара до потребителей.
В качестве реальных мероприятий по применению инструментов регионального политического маркетинга можно обозначить следующие:
- разработка новых видов политического товара, к которым можно отнести реальные политические проекты, оригинальные политические идеи по решению проблем региона;
- изменение форм и содержания политической рекламы в регионе, внедрение современных интегрированных маркетинговых технологий;
- использование не только традиционных каналов продвижения политического товара, но и новых коммуникаций, таких как менеджмент новостей, технологии спинирования.
На функциональном уровне важно обеспечить реализацию аналитической функции, функции стратегического и тактического планирования, коммуникативной, мобилизационной и сбытовой функций регионального политического маркетинга.
Наряду с региональным политическим маркетингом следует обратить внимание на развитие муниципального политического маркетинга. Особенности развития данного вида политического маркетинга связаны с тем, что он призван обеспечить реализацию интересов представителей конкретной территории и обеспечить тесное сотрудничество органов местного управления и населения.
Таким образом, можно констатировать, что региональный политический маркетинг находится в стадии становления и развития. Современная стадия требует качественного совершенствования его технологий и более тесной привязки к специфическим условиям регионального политического рынка и специфическим условиям конкретных регионов России.
Формирование и развитие
регионального политического маркетинга
как открытой неравновесной системы
В регионах России постепенно формируются и развиваются элементы открытой неравновесной системы регионального политического маркетинга. Эта система включает в себя следующие основные элементы:
- субъекты политического маркетинга (региональные политики, региональные отделения политических партий, региональные чиновники);
- объекты и контрсубъекты политического маркетинга (избиратели, граждане, адресные группы, жители муниципальных и сельских территорий);
- посредники (аппарат, штабы, экспертно-консалтинговые фирмы);
- дистрибьюторы (группы поддержки, добровольные помощники);
- конкуренты (политические оппоненты, оппозиционные политические партии).
Региональный политический маркетинг как открытая неравновесная система развивается опираясь на такие категории, как нелинейность (это означает, что могут быть два и более пути решения проблем), нестабильность (в региональной политической жизни могут быть подъемы и спады), неравновесность (возможны случайные отклонения и возникновение новых структур), необратимость (неизбежность эволюции, источник порядка на всех уровнях).