Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту

Оглавление

Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...

Файлы: 1 файл

Палитология.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

Принципы  регионального политического маркетинга

Развитие регионального  политического маркетинга основано на реализации его принципов. В качестве таковых могут быть выделены:

- принцип учета специфики и особенностей экономического, социального, политического и культурного развития регионов;

- принцип синергии. Основной смысл его состоит в том, что региональный политический маркетинг развивается в рамках процесса самоорганизации, с присущими ему неустойчивостью и неравновесностью;

- принцип тесной взаимосвязи и взаимодействия. Он означает, что все основные элементы регионального политического маркетинга тесно взаимосвязаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии, оказывают воздействие друг на друга;

- принцип взаимозависимости регионального политического маркетинга. Проявляется в комплексном использовании его элементов, диалектической зависимости этих элементов;

- принцип эффективности. Показывает, насколько результативно применяются технологии регионального политического маркетинга;

- принцип единства стратегии и тактики маркетинговой деятельности. Он требует согласованности действий основных участников этой деятельности;

- в качестве важного принципа регионального политического маркетинга может рассматриваться принцип разумной достаточности. Основной смысл принципа состоит в том, что политические интересы и потребности граждан региона должны быть удовлетворены, но в разумных пределах.

Методы  регионального политического маркетинга

К основным методам регионального политического маркетинга можно отнести:

- анализ состояния  регионального политического рынка;

- сегментирование регионального  политического рынка;

- позиционирование регионального  политического товара;

- продвижение политического товара на региональном политическом рынке;

- контроль за реализацией маркетинговых мероприятий в регионе.

Использование данных методов  позволяет выявить состояние и запросы регионального политического рынка, а затем изменить политическое поведение и политический менталитет граждан региона (или, иначе, достичь конечной цели регионального политического маркетинга).

Анализ состояния регионального  политического рынка позволяет определить потребительскую и меновую стоимость (пропорция, в которой один товар обменивается на другой; в политологии это соотношение политического спроса и предложения на обмениваемые товары) регионального политического товара, соотношение спроса и политических предложений на этот товар.

Сегментирование регионального политического рынка позволяет выявить адресные группы избирателей, т. е. конкретных и потенциальных покупателей политического товара.

Позиционирование регионального политического товара дает возможность избирателям представить весь ассортимент такого товара, определить, каков товар по качеству.

Продвижение политического  товара на региональном политическом рынке может быть осуществлено с помощью политической рекламы, политического паблисити (предание гласности), персональных встреч.

Контроль за реализацией маркетинговых мероприятий в регионе может быть осуществлен в разных формах. Он может быть постоянным, а может быть осуществлен на завершающей стадии избирательной кампании или проведения политико-административной реформы.

Технологии  регионального политического маркетинга

В структуре регионального политического маркетинга в научной литературе выделяют две основные группы технологий, а именно маркетингового и немаркетингового типа. К первому типу относятся те, которые учитывают политические интересы и потребности субъектов, объектов и контрсубъектов политического маркетинга. Ко второму типу относятся технологии, которые не учитывают эти интересы и потребности, в частности, это политическая агитация и пропаганда.

Маркетинговые технологии разделяются также на избирательные и политико-управленческие. Избирательные технологии по характеру воздействия на электорат, по мнению В. Комаровского и М. Анохина [6], подразделяются: 1) на прозрачные технологии, которые обращаются к разуму человека и нацелены на то, чтобы убедить избирателя в том, что зона совпадения программы, интересов личности данного кандидата и интересов избирателей шире, чем у других кандидатов; 2) манипулятивные технологии – технологии внушения, которые используют состояния и эмоции человека (неудовлетворенность, страх, зависть, нетерпимость) и 3) технологии дискредитации противника, т. е. компромат, информационные войны, заведомо ложные сведения из биографии политического противника и т.д.

Политико-управленческие технологии включают в себя такие технологии, как планирование, регулирование, контроль, анализ и установление обратной связи.

Иной точки зрения придерживается российский исследователь С. Устименко. Он считает, что существуют два типа избирательных технологий: это внешние технологии, т. е. технологии организационно-правового обеспечения выборов, избирательных кампаний, и технологии отдельных избирательных кампаний, т. е. целенаправленная деятельность политических субъектов, использующих специальные средства и методы воздействия на электорат.

Определенный научный интерес представляют, считает Е. Г. Морозова, два основных подхода к трактовке избирательных технологий. Смысл первого подхода (Ю. А. Веденеев) в том, что выборы в целом рассматриваются в качестве демократической макротехнологии формирования органов власти и управления. Суть второго подхода (М. Г. Анохин, В. С. Комаровский) состоит в том, что выборы изучаются как совокупность различных технологических подсистем: нормативной (конституция, избирательное законодательство), институциональной (избирательные объединения, избирательные комиссии, институт общественных наблюдателей и т.д.), функциональной (деятельность партий, кандидатов, их команд), информационно-коммуникативной (работа СМИ, центров изучения общественного мнения, рекламных агентств, предвыборная агитация), финансово-организационных (государственное финансирование партий и выборов, фондрайзинг), технико-организационных (возможности Интернета, спутниковых систем) [78].

Приведенные точки зрения отражают различные стороны избирательного процесса, но общим для них является то, что они показывают, насколько многообразен мир политики, в частности региональной политики.

После того как мы выяснили структуру, принципы и методы, технологии регионального политического маркетинга, позволяющие раскрыть его сущность, важно также понять, какое место он занимает в региональном политическом процессе.

    1.   Место и роль регионального политического маркетинга  
      в региональном политическом процессе

Место регионального политического маркетинга

в региональном политическом процессе

В современной научной  литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса.

По мнению исследователя  А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту [18, с. 5].

В ходе реализации основных функций акторов регионального политического процесса проявляются их цели, специфические политические интересы и потребности, утверждает исследователь А. В. Баранов [8, с. 7].

Проблеме баланса политических отношений между центром и  регионами в процессе государственного строительства посвящена докторская диссертация Р. Ф. Туровского [98].

Приведенные выше исследования не затрагивают вопросы места и роли политического маркетинга в региональном политическом процессе. В связи с этим есть необходимость их рассмотреть с параллельным анализом понятий «региональный политический процесс» и «региональная политическая система».

На наш взгляд, региональный политический процесс – это совокупность действий субъектов политики региона, направленных на развитие и совершенствование региональной политической системы. При этом региональный политический процесс имеет свою структуру, свои тенденции, свои особенности и свою динамику развития.

Структура регионального  политического процесса предполагает наличие трех основных элементов: субъекты, контрсубъекты, объекты регионального политического процесса; политические отношения субъектов и объектов регионального политического процесса; региональное политическое поведение, включающее политическое участие и политическую деятельность.

К субъектам регионального  политического процесса можно отнести  региональную политическую элиту, региональные отделения политических партий, региональных чиновников.

В качестве объектов регионального  политического процесса выступают граждане, социальные группы, региональное политическое сообщество в целом.

Одной из важных проблем  в развитии регионального политического процесса является проблема взаимодействия субъектов и объектов. Оно происходит в результате формирования политических отношений. Политические отношения в регионе могут принимать разные формы. Они могут быть в виде согласия, сотрудничества, созидания. А могут приобретать и другие формы, а именно быть в виде конфронтаций, противоборства, политической борьбы. Для региональных политиков важно добиться развития политических отношений в направлении взаимопонимания, взаимодействия, взаимного сотрудничества региональных органов власти и населения.

Политические отношения в регионе проявляются через политическое поведение. В свою очередь, политическое поведение проявляется через политическое участие и политическую деятельность.

Основой политического  участия граждан в региональном политическом процессе могут быть как внутренние, так и внешние факторы. К числу внутренних факторов ряд исследователей относят психологические особенности каждой конкретной личности, все, что относится к внутреннему миру человека. К внешним факторам относятся социально-экономические, политико-правовые, духовные условия развития личности.

Важным моментом политического  участия и политической деятельности каждого конкретного гражданина региона являются мотивы. От того, какова мотивация гражданина, зависит его включенность в региональный политический процесс

Политическое участие  и политическая деятельность граждан региона направлены на удовлетворение их политических нужд, потребностей и запросов. При этом следует заметить, что политические нужды, потребности и запросы могут быть не удовлетворены, частично удовлетворены, полностью удовлетворены. Региональный политический маркетинг позволяет удовлетворить основные политические нужды, потребности и запросы большинства граждан региона.

Для развития регионального  политического процесса присущи определенные тенденции. В качестве основных тенденций развития регионального политического процесса можно выделить следующие:

- нестабильность в связи с постоянно изменяющейся социально-политической ситуацией;

- наличие разных моделей  проведения социально-экономической политики в регионах;

- слабая развитость институтов контроля со стороны гражданского общества за деятельностью региональных властей;

- в связи с централизацией  власти в России существует  значительная зависимость региональной  политической элиты от федеральных органов власти при разработке и реализации политических решений.

К особенностям регионального политического процесса можно отнести:

- сильное влияние федеральных  органов власти на деятельность региональных властей;

- преобладание авторитаристских тенденций в политической жизни региона;

- невысокая общественно-политическая  активность граждан региона;

- значительное влияние административного ресурса на избирательный процесс;

- высокий уровень абсентеизма, т. е. уклонения граждан региона от участия в выборах;

- отсутствие единого  регионального политического, правового, информационного пространства.

Особенности регионального  политического процесса определяют перспективы и динамику его развития в будущем. На наш взгляд, развитие регионального политического процесса во многом будет определяться тем, как будет развиваться политический процесс в целом в России.

Реально возможны два  варианта развития регионального политического процесса. Первый вариант – успешное проведение реформ в регионах России и дальнейшая демократизация всех сфер общественно-политической жизни. Второй вариант – ухудшение социально-экономической и социально-политической ситуации в регионах и постепенное свертывание демократических принципов. Для того чтобы не допустить развития политических событий по второму варианту, важно создать условия для внедрения эффективных форм и методов подготовки и проведения избирательных кампаний в регионах, для создания стройной системы регионального политического управления и местного управления (муниципального управления). Решить эти проблемы позволяет региональный политический маркетинг.

Информация о работе Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития