Проблемы и перспективы развития российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сло­жившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприят­ными по следующим обстоятельствам:
 крайне высокая степень огосударствления экономики, почти пол­ное отсутствие в то время легального частного сектора при неук­лонно расширявшейся «теневой экономике»;
 длительное сущест­вование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
 крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была при­нижена;

Оглавление

Введение 6
1. Необходимость и предпосылки перехода к рыночной экономике 9
1.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям 9
1.2 Условия перехода к рыночной экономике в России…………10
1.3 Закономерности перехода к рыночной экономике 13
2.Проблемы и перспективы развития российской экономики 17
2.1 Проблемы перехода к рынку и современная российская модель 17
2.2 Перспективы экономического развития России 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 138.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение              6

1. Необходимость и предпосылки перехода к рыночной экономике              9

    1.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям              9

    1.2 Условия перехода к рыночной экономике в России…………10

    1.3 Закономерности перехода к рыночной экономике              13

2.Проблемы и перспективы развития российской экономики              17

    2.1 Проблемы перехода к рынку и современная российская модель              17

    2.2 Перспективы экономического развития России              25

Заключение              29

Список использованной литературы              31

 

 

             

 

 

 

 

 

 

Введение

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

Переходная экономика — это такое состояние экономики, при котором происходит отмирание старой и становление новой экономической системы. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества — эпоху экономических, политических и социальных преобразований[1].

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сло­жившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприят­ными по следующим обстоятельствам:

                       крайне высокая степень огосударствления экономики, почти пол­ное отсутствие в то время легального частного сектора при неук­лонно расширявшейся «теневой экономике»;

                       длительное сущест­вование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

                       крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была при­нижена;

                       неконкурентоспособность преобладающей части отраслей
промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкрет­ных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному со­циально-политическому кризису.

В этой ситуации стратегическая цель переходного периода в России — это фор­мирование эффективной рыночной экономики с сильной соци­альной ориентацией.

Данная проблема весьма актуальна в настоящее время для экономики Российской Федерации, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, где проявляются наиболее четкие противоречия и закономерности развития общества. Также необходимо знать с какими итогами наша страна вошла в новое тысячелетие и в состоянии ли мы реализовать свои сравнительные конкурентные преимущества в мире.

Именно поэтому целью представленной работы является рассмотрение предпосылок перехода к рыночной экономике, проблем и перспектив развития современной модели российской экономики.

Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:

1)  Выявить исходные позиции для перехода к рыночным отношениям;

2)  Проанализировать условия перехода к рыночной экономике в России;

3)  Изучить закономерности перехода к рыночной экономике;

4)  Проанализировать перспективы экономического развития России;

5)  Выявить проблемы перехода к рынку.

На основе анализа развития экономики России в 1999-2008гг., причин, породивших кризис 2008-2009гг, а так же с учетом текущего состояния мировой экономики разрабатывается инерционный вариант социально-экономического прогноза на 2010-2013гг. Исходя из задачи повышения качества жизни населения страны, формулируются требования к темпам экономического роста в долгосрочной перспективе. С учетом ограничений экономического роста вырабатываются основные положения сценария ускоренного развития.

В данной работе будут представлены взгляды некоторых ученых о моделях развития России и необходимых реформах для их осуществления

В качестве источников по курсовой работе были использованы труды следующих ученых-экономистов: Пороховский А., Аганбегян А.Г., Илларионов А., Колганов М. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Необходимость и предпосылки перехода к рыночной экономике

1.1. Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям

В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием "Согласие на шанс". Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и другие. В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.:

      легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности;

      приватизация большей части государственных предприятий;

      демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий;

      бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т.п.;

      либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке;

      нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

      За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии:

      свободные выборы республиканских и местных органов власти,

      отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть,

      принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий,

      свободу вероисповедания и выезда из страны.

Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления. Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено:

      завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками;

      в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза;

      за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти;

      признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку.

Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

1.2 Условия перехода к рыночной экономике в России

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник[2].

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий[3].

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики, высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены, как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой,

так и российскими особенностями[4].

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

1.3 Закономерности перехода к рыночной экономике

Процесс перехода от командной к рыночной экономике имеет общие закономерности. С одной стороны, этот процесс включает глубокие изменения в структуре социально-экономических отношениях, а также производства, с другой - осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.

1)  Нормализация и восстановление потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами для населения. Предполагается, что это во многом снимет социальную неудовлетворенность населения, ибо на деле будет означать улучшение условий жизни всех слоев населения, что в итоге восстановит материальную заинтересованность людей, усилит стимулы к производительной деятельности.

Для этого необходима специальная система мер по стимулированию производства и реализации потребительских товаров за рубежом, грамотная денежно-кредитная и фискальная политика, направленная на регулирование денежной массы в обращении; гибкая политика ценообразования: постепенное снятие государственного контроля над ценами, переход к ценообразованию в соответствии с механизмом действия закона спроса и предложения, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития российской экономики