Проблемы и перспективы развития российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сло­жившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприят­ными по следующим обстоятельствам:
 крайне высокая степень огосударствления экономики, почти пол­ное отсутствие в то время легального частного сектора при неук­лонно расширявшейся «теневой экономике»;
 длительное сущест­вование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
 крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была при­нижена;

Оглавление

Введение 6
1. Необходимость и предпосылки перехода к рыночной экономике 9
1.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям 9
1.2 Условия перехода к рыночной экономике в России…………10
1.3 Закономерности перехода к рыночной экономике 13
2.Проблемы и перспективы развития российской экономики 17
2.1 Проблемы перехода к рынку и современная российская модель 17
2.2 Перспективы экономического развития России 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Структурные преобразования в современной экономике России требуют создания правовой основы, ориентированной на эффективную деятельность хозяйствующих субъектов. В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативном регулировании. Юридически недостаточно проработано множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Среди основных направлений совершенствования правового обеспечения хозяйствующих субъектов на современном этапе следует выделить: обеспечение единого правового поля; развитие системы правовых норм; создание надежных механизмов реализации законов.

Формирование открытой экономики, вхождение ее в мировое хозяйство требует как от отказа от крайнего протекционизма, так и эффективной поддержки отечественных отраслей и производств на всех уровнях хозяйствования. Открытость экономики постоянно должна соизмеряться и с интересами отечественных товаропроизводителей.

Это становится одной из важнейших функций современного российского государства.

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех «правила игры» отслеживают и поддерживают особые государственные институты. Единое рыночное пространство опирается на конкурентный механизм, который пронизывает систему рынков – рынок товаров, рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации и других рынков. И хотя все рынки переплетены и взаимосвязаны, каждый из них имеет свои особенности функционирования. К примеру, особой автономией отличается финансовый рынок, где движение фиктивного капитала нередко приобретает самодовлеющее значение, напрямую не связанное с движением реального капитала. Эта сторона финансового рынка  особенно усилилась в связи  с активным использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Поэтому несмотря на органическое единство рынков, их динамика не совпадает. Это, в частности, провоцирует кризисные явления в экономике и сохраняет циклическую форму воспроизводства и экономического роста[7].

Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и социальный климат в стране, и устойчивость финансовых системы, и прозрачность фондового рынка , и оптимизация открытости национальной экономики в мировом хозяйстве,  и расширение значимости общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - и создание правового поля на предпринимательской арене в связи с развитием интеллектуальной собственности  в условиях бурной экспансии новых средств информации и коммуникации, и очень многое другое. Поэтому даже в теоретической  рыночной модели государству принадлежит  важнейшая роль  сохранения самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достигнул, по своей природе не может проигнорировать свои собственные интересы  и взвалить на себя интересы всего общества.

В рыночной системе общественные интересы – это защита общества и каждого гражданина, это обеспечение уверенного плавания в бушующем конкурентном море мирового хозяйства «общей лодки», в которой находятся все граждане страны[8].

Получается, что государство может стать одним из институтов  рыночной модели, если оно является прежде всего институтом демократического общества. Так происходит во многих передовых странах. Правда, история человечества, как известно, богата исключениями. Были случаи, когда государство поддерживало частную собственность и рыночное развитие, но при этом преследовало любые демократические начала. Такое состояние не могло продержатся долго. И в конечном счёте  объективные закономерности проложили себе дорогу, связав рыночную модель  с демократическим устройством.

Оставаясь в рамках экономической теории, трудно представить действующую рыночную модель, если не указать для этого множество различных предпосылок. В действительности  (что также анализируется теоретически) любая рыночная модель реализуется  под воздействием как экономических, так и неэкономических факторов. Причём по мере возрастания сложности экономического развития той или иной страны роль неэкономических факторов  возрастает, ибо рыночная модель экономики – это не самоцель, а средство  повышения благосостояния людей и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, так и во всех звеньях человеческой деятельности. Контроль общества и социальная ответственность каждого вынуждают и бизнес, и чиновничество государственных учреждений считаться  с общественными интересами, гармонизировать частные интересы и интересы страны.

Особо следует обратить внимание на ту сторону теоретической рыночной модели, которая, на первый взгляд, размывает её «рыночную чистоту», так как по различным параметрам представляет её как модель «смешанной экономики». Это относится и к сочетанию различных форм собственности  и предпринимательства, и к взаимосвязи различных по сути и масштабу видов регулирования – рыночного, корпоративного, государственного, международного, - и к повышению значимости общественных интересов - экономических, культурологических, национальных и др. – в выборе стратегии и тактики развития страны, да и просто в механизме функционирования экономики. Индивидуальный, частный интерес сохраняет свою роль как источник необходимый обществу инициативы и  предприимчивости. Поэтому когда речь идёт о рыночной модели экономики, то и теоретически, и фактически  в наше время имеется в виду «модель смешанной экономики», стержнем которой является именно рыночная модель, сохраняющая все атрибуты рыночного развития и функционирования, но не в условиях необузданной конкурентной стихии, а  с учётом требований человеческой  цивилизации ХХI века[9].

2.2 Перспективы экономического развития России

Можно отметить, что достигнутая к 2011 году интенсивность промышленного производства практически гарантирует увеличение продукции промышленности в текущем году на 9-10% по сравнению с 2009 г. На этом фоне, а также учитывая низкую базу предыдущего года, рост ВВП на 7. 5% уже не представляется невероятным. В любом случае отложенный потребительский и инвестиционный спрос сработают в течение ближайших двух лет и объем ВВП в 2011 г. превысит показатель 2009 г. как минимум на 12%.

Главная проблема среднесрочной перспективы, как мне представляется, это не проблема роста в 2010-2011гг, а проблема экономической динамики за пределами 2011 г.

Проблема состоит в том, что в соответствии с инерционным прогнозом в 2012-2013 гг. темпы роста российской экономики не превысят 2. 5%. Такая динамика может стать следствием того, что механизм экономического роста, функционирующий в предыдущее десятилетие и основанный в том числе на внешнем финансировании, в значительной степени, в том числе и под влиянием мирового кризиса, себя исчерпал[10].

Существенное отставание экономического роста после восстановления экономики представляет серьезную проблему в среднесрочной перспективе, а кроме того, ставит вопрос о поиске механизмов, которые могут ускорить экономическую динамику в перспективе долгосрочной. Очевидно, что основное различие долгосрочного прогноза от среднесрочного состоит в возможности реализации и обоснования мер экономической политики, позволяющих не только изменить инерционный тренд, но и изменить качественные характеристики развития экономики.

Возможны различные подходы к обоснованию желательной динамики российской экономики в долгосрочной перспективе. Они могут учитывать уровень экономического разрыва с развитыми странами, сформировавшийся в период 1991-1998 гг. Однако, при любом такого рода счете нижняя граница темпов экономического роста оказывается в районе 6%.

Таким образом, задача состоит в обосновании возможностей экономического роста в России на ближайшие 15-20 лет темпами не ниже 6% в год.

В то же время при такой экономической динамике мы будем вынуждены отказаться от реализации масштабной жилищной программы, уровень инфраструктурного обеспечения российской экономики и через 20 лет останется достаточно низким, примерно двукратное преимущество России перед Китаем по уровню душевого ВВП по ППС будет полностью утрачено[11].

Россию нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе стран. Однако фактом является то, что уровень разрывов в технологическом развитии различных секторов экономики, в уровне доходов различных социальных групп, а также в уровне социально-экономического развития регионов России чрезвычайно велик. Именно эти разрывы, на мой взгляд, могут стать основной причиной отставания экономического развития в долгосрочной перспективе.

Важнейшим условием динамичного развития экономики России в будущем становится однородность экономического пространства, снижение технологических и экономических разрывов, снижение экономического неравенства.

В заключение можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного развития:

1.      создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников;

2.      повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;

3.      повышение общей однородности экономического и технологического пространства России;

4.      обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения роста оплаты труда в производственном секторе экономики;

5.      замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности;

6.      ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;

7.      стимулирование несырьевого экспорта;

8.      увеличение государственных расходов.

В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многовековая история рыночного развития позволила не только выявить общие закономерности и сформировать общетеоретическую рыночную модель, но и раскрыть специфику использования рыночных принципов  в каждой стране. Действительно, если бы экономический успех зависел только от того, что народное хозяйство развивается по рыночным законам, то сегодня практически всё человечество находилось бы в состоянии социального и экономического расцвета. По официальным данным международных экономических организаций из 6 миллиардов населения земли 5,8 млрд. человек в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения. Однако по последней классификации Международного валютного фонда к числу передовых отнесено всего 29 стран, а остальные – это развивающийся мир и страны с переходной экономикой. Причём на долю передовых стран приходится всего 15,4% населения земли, но в то же время они производят 57,1% ВВП всего мира, посчитанного по паритету покупательной способности национальных валют. Громадная масса людей, которые имеют доход на одного человека 1 доллар США или меньше в сутки, продолжает жить в ужасающей бедности. В последнее десятилетие число таких людей  сократилось всего на 120 млн. человек за счёт экономического роста  в основном в КНР и Индии.

Однако разрыв между бедными и богатыми странами продолжает возрастать. Причём в разряд беднейших государств попали и ряд бывших республик СССР.

Переход к рынку, как я уже отмечала, - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и  место в мировом разделении труда.

Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа.

Я бы хотела отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия выйдет на новый уровень экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.                  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения, М.: Маркетинг, 2010.

2.                  Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России/ А.Г.  Аганбегян // ЭКО. —  2008. —  № 1.

3.                  Алабужев Д.С. Анализ особенностей перехода российских высокотехнологичных предприятий от плановой экономики к рыночной/ Д.С. Алабужев // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 3

4.                  Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны/ Борисов Е. Ф.  // Социально - политический журнал - 2009 г. -  № 3

5.                  Замараев Б.К., Киюцевская А.А., Назарова Е.П., Суханов Е.А. Возвращение российской экономики на траекторию роста: время подводить посткризисные итоги/ Замараев Б.К., Киюцевская А.А., Назарова Е.П., Суханов Е.А.  // Общество и экономика. –  2011 - №5

Информация о работе Проблемы и перспективы развития российской экономики