Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
На наш взгляд, региональный политический маркетинг может получить развитие только в том случае, если политикам региона удастся решить следующие задачи:
- четко определить стратегию и тактику маркетинговой политики в регионе;
- создать необходимые условия для развития регионального политического маркетинга;
- преодолеть имеющиеся проблемы в развитии регионального политического маркетинга.
Виды
регионального политического
В работах Е. Г. Морозовой [75–78] и И. Л. Недяк [81, 82] выделяется две функциональные модели политического маркетинга на федеральном уровне – это электоральный и политико-административный. С учетом того, что есть существенные различия между регионами и муниципалитетами России, есть необходимость выделения электорального и политико-административного маркетинга на региональном и муниципальном уровнях.
При этом основания для классификации могут быть следующие: прежде всего это направленность действий в ходе реализации регионального политического маркетинга. Далее – действенность использования технологий регионального политического маркетинга. На основе этих критериев можно говорить о том, что получают развитие следующие виды регионального политического маркетинга. Региональный политический маркетинг может быть стратегическим и тактическим, рациональным и иррациональным, эффективным и малоэффективным. Кроме того, региональный политический маркетинг условно можно разделить на региональный избирательный маркетинг и региональный политико-административный маркетинг. Каждый вид регионального политического маркетинга имеет свои специфические черты и особенности.
Стратегический региональный политический маркетинг имеет своей целью определение основных направлений избирательных кампаний в регионе. Исходя из стратегии определяется тактика. Тактический региональный политический маркетинг направлен на осуществление конкретных мероприятий в ходе проведения выборов и осуществления политико-административной реформы.
Рациональный региональный политический маркетинг основан на подборе продуманных и целенаправленных действий в ходе избирательных кампаний. Иррациональный региональный политический маркетинг основан на непродуманных и хаотических действиях организаторов избирательных кампаний и участников проведения политико-административной реформы.
Эффективным региональный политический маркетинг может быть при условии решения основных целей и задач избирательных кампаний, т. е. обеспечение высокой явки избирателей на избирательные участки, победа демократических политических партий. Малоэффективным региональный политический маркетинг может быть в том случае, если он не приводит к положительным результатам с точки зрения организаторов выборов.
В связи с тем, что содержание регионального политического маркетинга постепенно изменяется, можно выделить такие его виды, как традиционный и инновационный. Традиционный маркетинг – это борьба за голоса избирателей, инновационный маркетинг основан на завоевании доверия со стороны избирателей.
Региональный политический маркетинг воздействует на выборы и проведение политико-административной реформы. В связи с этим можно выделить региональный электоральный маркетинг и региональный политико-административный маркетинг.
Основная задача регионального электорального маркетинга состоит в том, чтобы помочь политикам и политическим партиям региона подготовить и успешно провести избирательные кампании.
Региональный политико-
В современной научной литературе есть и другие точки зрения относительно критериев классификации видов регионального политического маркетинга. Так, например, П. А. Колосов считает, что можно выделить два основных критерия, по которым можно различать региональный политический маркетинг: первый критерий – масштаб избирательной кампании, второй критерий – территориальный признак.
Несколько иная точка зрения у М. С. Холодилина. Он считает, что политико-избирательный маркетинг в регионе можно рассматривать с учетом специфики современных политико-властных отношений и реалий формирующегося гражданского общества. При этом, как отмечает автор, «спецификой политико-избирательного маркетинга в регионе является его слабая адаптированность к социально-политическим условиям регионов, ограниченный спектр используемых политико-маркетинговых технологий в условиях неразвитости гражданского общества, гражданской и политической культуры, существующей командно-административной модели избирательных кампаний и использование “грязных” избирательных технологий, делающих политико-избирательный маркетинг малоэффективным» [102, с. 8].
Кроме того, в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в основу классификации основных видов политического маркетинга могут быть положены следующие критерии:
- цели политического маркетинга;
- субъекты маркетинговой деятельности;
- сферы применения политического маркетинга;
- набор средств и методов воздействия на население;
- характер воздействия на население.
Аналогичные критерии могут быть взяты за основу при анализе регионального политического маркетинга.
На основе данных критериев можно выделить следующие виды регионального политического маркетинга.
По целям:
- региональный электоральный маркетинг;
- региональный политико-
- муниципальный электоральный маркетинг;
- муниципальный политико-административный маркетинг.
По субъектам:
- маркетинг регионального политического деятеля;
- маркетинг региональной политической партии;
- маркетинг региональных органов власти;
- маркетинг муниципальных органов власти;
- маркетинг представителя органов местного управления.
По сферам применения:
- избирательный процесс;
- региональное политическое управление:
- муниципальное управление (местное управление).
По набору средств воздействия на население:
- конверсионный, стимулирующий, развивающий.
По характеру воздействия на население:
- наступательный, оборонительный, выжидательный, поддерживающий, противодействующий.
На наш взгляд, в качестве особого вида может рассматриваться региональный сетевой политический маркетинг. Он призван обеспечить в регионе:
- во-первых, завершение процесса формирования региональных отделений Российской сетевой партии поддержки малого и среднего бизнеса;
-во-вторых, эффективное проведение избирательных кампаний в регионе;
-в-третьих, привлечь граждан региона к активному участию в проведении политико-административной реформы.
Региональный сетевой политический маркетинг, по нашему мнению, должен способствовать формированию тесных взаимовыгодных отношений между муниципальными органами власти и населением.
Виды регионального политического маркетинга напрямую зависят от стратегии и тактики маркетинговой деятельности и тех маркетинговых задач, которые необходимо решать в условиях конкретного региона, а также от уровня спроса на региональный политический товар.
Подвиды регионального политического маркетинга
К подвидам регионального политического маркетинга можно отнести региональный политический консалтинг, региональное имиджмейкерство, региональный политический брендинг, региональный политический мерчандайзинг, региональный политический менеджмент-микс.
Если дать краткую характеристику каждому подвиду политического маркетинга, то она будет выглядеть следующим образом.
Региональный политический консалтинг – это сфера интеллектуальной деятельности, учитывающая проблемы и противоречия региональной политической жизни и направленная на оказание научной, методической и практической помощи региональным политикам в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний и политико-административной реформы.
Региональное имиджмейкерство – это деятельность по формированию и продвижению положительного образа региональной администрации, региональных отделений политических партий, региональных политиков.
Региональный политический брендинг – это деятельность по выделению наиболее отличительных черт политического продукта и донесение их до регионального политического сообщества.
Региональный политический
мерчандайзинг – это
Региональный политический менеджмент-микс – это использование интегрированных маркетинговых коммуникаций, т. е. общей рекламы, диалоговой рекламы, PR и паблисити.
Структура
регионального политического
Региональный политический маркетинг имеет определенную структуру. В ходе реализации регионального политического маркетинга проявляются его основные принципы и используются конкретные методы для достижения конечной цели, т. е. изменения политического поведения и политического менталитета граждан региона.
В качестве основных составляющих регионального политического маркетинга можно выделить:
- региональный политический рынок;
- региональный политический
- региональное социально-
Общее представление о региональном политическом рынке нам дает схема 1.
Схема 1. Общая модель регионального политического рынка
Как видно из схемы 1, региональный политический рынок составляют четыре взаимосвязанных рынка. Каждый из этих рынков имеет свои этапы и направления развития, специфику функционирования.
На региональном политическом рынке происходит процесс обмена политического товара и политических услуг на доверие избирателей. Процесс обмена либо способствует удовлетворению политического спроса на политический товар и политические услуги, либо не способствует.
Что представляет
собой региональный политически
Схема 2. Основные составляющие регионального
политического товара и его продвижение
Если первоначально на региональном политическом рынке были представлены только кандидаты и политические партии, то на современном этапе еще и Идеи (оригинальные идеи), Проекты (конкретные проекты, повышающие уровень жизни в регионе), Предвыборные платформы (программы кандидатов на выборные должности), Программы (программы политических партий), Политические решения. Продвижение политического товара может быть осуществлено с помощью региональных СМИ, PR и паблисити.
Очень важно, чтобы политический товар удовлетворял политическим потребностям граждан региона. Политический товар в регионе может быть востребован в условиях постоянного спроса на него. В связи с этим встает проблема управления спросом. Для ее решения возможны три пути:
1) изменение формы политического товара;
2) изменение содержания политического товара;
3) изменение и формы и содержания политического товара.
Основные составляющие
регионального социально-
Схема 3. Основные составляющие регионального социально-политического пространства
Региональное социально-
- внутреннюю и внешнюю среду регионального политического маркетинга;
- систему обратной связи;
- систему адаптации к условиям регионального политического рынка.
Рассмотрим их подробнее.
1. Внутренняя среда включает в себя то, что непосредственно касается элементов регионального политического маркетинга.
2. Внешняя среда – это политико-конкурентная среда взаимодействия различных политических сил, это социально-экономические, социально-демографические, культурные условия, сложившиеся в регионе.
3. Система обратной связи – как объекты, контрсубъекты регионального политического маркетинга реагируют на действия субъектов.
4. Система адаптации регионального политического маркетинга к условиям регионального политического рынка означает, что все участники ясно представляют правила игры, ценовую политику, пути и каналы продвижения политического товара.