Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
Кемеровский институт (филиал)
Российского государственного торгово-экономического
университета
М. М. Кисляков
рЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБлемы, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Кемерово - 2011
УДК 353.2 (066) ББК ФЗ (2Рос) 123 К44
|
Рецензенты:
доктор политических наук, профессор С.В.Бирюков
доктор исторических наук, профессор С. В. Макарчук
Кисляков, М. М.
К44 Региональный политический маркетинг : современное состояние, проблемы, перспективы развития [Текст] / М. М. Кисляков ; Кемеров. ин-т (филиал) РГТЭУ. – Кемерово : КемИ (филиал) РГТЭУ, 2011. – 235 с.500 экз.
В монографии анализируются современное состояние, проблемы и перспективы развития регионального политического маркетинга, который рассматривается как открытая неравновесная система, основанная на комплексном изучении регионального политического рынка, регионального политического и местного управления и направленная на удовлетворение политических интересов граждан региона и изменение их политического поведения и менталитета.
Адресовано научным работникам, аспирантам, преподавателям и студентам вузов.
УДК 353. 2(066)
ББК ФЗ (2Рос) 123
© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2011
Посвящается
светлой памяти
дорогих и горячо
любимых родителей
Александры
Васильевны
и Михаила Ивановича
Кисляковых
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ……………………………………………… |
7 |
Глава I |
|
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА …………………………………………. |
17 |
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды………………………………. |
17 |
1.2. Структура, принципы, методы и
технологии |
61 |
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе…………. |
70 |
Глава II |
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ
РЫНОК |
79 |
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития……………………… |
79 |
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….. |
92 |
Глава III |
|
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА……………………………………………………
|
120 |
3.1. Социально-экономические проблемы
адаптации |
120 |
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………… |
134 |
3.3. Трудности формирования правовой,
политической |
155 |
Глава IV |
|
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ |
164 |
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе……………………………… |
164 |
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………... |
178 |
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга……….. |
195 |
Заключение………………………………………………. |
209 |
Библиографический список………………………….... |
214 |
Приложения……………………………………………… |
228 |
1. Динамика политического участия избирателей Кузбасса на выборах в 1991–2008 годах |
|
2. Хронология и итоги выборов в Кузбассе в 1989–2011 годах |
|
3. Присутствие иностранных |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Регионы России постепенно становятся основными субъектами не только экономической, но и политической жизни страны. От них в полной мере зависит, как будет идти процесс модернизации экономики и политики, развития социальной сферы, гражданского общества и правового государства в России, реализации приоритетных национальных проектов.
Кроме того, регионы призваны сыграть ключевую роль в укреплении демократических институтов. Будущее России напрямую связано с повышением роли регионов в решении сложных задач по обновлению экономической, социальной, политической и духовной жизни. Поэтому исследование теоретических и практических проблем политического развития регионов приобретет особую значимость и актуальность.
В настоящее время одной из актуальных проблем политического развития регионов является поиск эффективных форм, методов политического управления и местного управления, новых технологий подготовки и проведения избирательных кампаний.
Избирательные кампании 2010 года, прошедшие в регионах России, еще раз показали роль и значение современных политических технологий в организации и проведении выборов. Как показывает политическая практика, значительно повысить эффективность выборов, политического и политико-административного управления в регионе может политический маркетинг. Он дает возможность на качественно новом уровне провести изучение регионального политического рынка, создать эффективную систему регионального политического управления и местного управления, организовывать и проводить избирательные кампании в регионе, скорректировать содержание деятельности региональных органов власти и органов местного управления.
Политический маркетинг позволя
Региональный политический маркетинг относительно молод, он развивается в рамках общефедерального политического маркетинга. При этом в его развитии имеют место как общероссийские тенденции, так и региональные особенности.
Перед автором стоит задача: понять, как идет процесс становления и развития регионального политического маркетинга, определить его отличия от федерального, выяснить, каковы его цели, задачи и влияние на развитие регионального политического процесса.
Региональный политический маркетинг развивается в условиях реально существующих проблем и противоречий в политической жизни территорий страны. Не всегда использование технологий политического маркетинга позволяет успешно решать проблемы региона. Поэтому необходим всесторонний анализ всех процессов, связанных с развитием регионального политического маркетинга, выявление как позитивных, так и негативных его сторон.
Вопросы становления и развития политического маркетинга получили отражение в исследованиях как зарубежных, так и российских ученых.
Существенный вклад в
Теоретическую основу современных исследований политического маркетинга составляют классическая теория маркетинга Ф. Котлера, теории рационального и общественного выбора К. Эрроу, Дж. Бьюкенена, Т. Беккера, Э. Дауэнса, Т. Таллока, теория «политического поля» П. Бурдье, идеи представителей неоинституционального анализа Г. Мюрдаля, Д. Норта, М. Олсона, современные теории маркетинга взаимодействия и социально-этического маркетинга.
Современные проблемы политического маркетинга достаточно основательно изучены английскими исследователями. Среди них особо следует выделить С. Хеннеберга – разработчика категорий политического маркетинга, Н. О. Шоннеси – исследователя феномена политического маркетинга, Дж. Лиз-Маршмент – исследовательницу теории и методологии политического маркетинга, М. Скаммелл, в работах которой дан анализ этапов развития политического маркетинга в западной политической науке.
Проблемы участия граждан Германии, России в выборах основательно анализируются в исследованиях О. Габриэля, Г. Голосова, И. Гомерова, М. Желтова, Х. Просса, К. Зонтхаймера, Г. Клатеса, У. Бергера, О. Нидермайера, К. фон Байме, Ф. Бретшнайдера и других.
Теоретико-методологическую основу исследований российских ученых составляют идеи русского ученого А. Д. Градовского о местном управлении, российско-американского социолога П. Сорокина, российского ученого А. М. Салмина.
В последние годы значительный вклад в исследование проблем политического маркетинга внесли российские ученые М. Г. Анохин, В. Н. Амелин, И. Н. Гомеров, А. И. Ковлер, В. С. Комаровский, Е. Г. Морозова, И. Л. Недяк и другие. В работах данных авторов изучены проблемы политического маркетинга с учетом российской специфики.
Проблемы политической жизни регионов, в том числе и политического маркетинга, отражены в работах российских исследователей В. Н. Амелина, С. И. Барзилова, Г. В. Голосова, И. Н. Гомерова, З. М. Зотовой, А. И. Ковлера и ряда других.
Непосредственно региональным аспектам развития политико-избирательного маркетинга посвящены работы М. С. Холодилина, А. А. Джабасова, П. А. Колосова и других исследователей.
В современной российской политологической литературе пока не появилось специального научного исследования, в котором бы были проанализированы проблемы развития регионального политического маркетинга в широком контексте, т. е. маркетинга избирательного и политико-административного. Кроме того, исследователями не обобщен практический опыт использования методов и технологий регионального политического маркетинга.
Объект исследования: региональный политический маркетинг.
Предмет исследования: процессы возникновения, становления и развития регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы и особенности его воздействия на региональный политический процесс.
Цель исследования: изучение современного состояния регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы в условиях трансформации государственного устройства и политического управления в России.
Задачи исследования. Учитывая слабую изученность проблем регионального политического маркетинга в зарубежной и российской научной литературе, недостаточное внимание к разработке теоретических и практических проблем политического маркетинга на региональном уровне в российской политологической литературе, автор ставит перед собой следующие исследовательские задачи:
- раскрыть теоретико-методологическую сущность регионального политического маркетинга;
- изучить состояние, тенденции развития регионального политического рынка и регионального политического маркетинга на современном этапе развития российского общества;
- выделить проблемы и особенности адаптации регионального политического маркетинга к условиям регионов;
- определить перспективы
Научная новизна исследования состоит в том, что региональный политический маркетинг впервые анализируется с позиций синергетики и рассматривается как открытая неравновесная система.
В данной работе автор впервые исследует
процессы становления и развития регионального
политического маркетинга с позиций системно-синерго-
В ходе изучения проблем регионального политического маркетинга автором использованы следующие научные методы: метод системного анализа; метод структурно-фукционального анализа; бихевиористский метод; деятельностный метод; метод вторичного анализа; контент-анализ; историко-сравнительный метод анализа, SWOT-анализ, т. е. анализ сильных и слабых сторон политических кампаний и их возможностей.
Кроме того, были использованы конкретные методики, а именно материалы электоральной статистики, проведены опросы молодых избирателей, в частности, оценено участие студентов вузов и средних специальных учебных заведений в выборах народных депутатов областного Совета, осуществлено прямое наблюдение за ходом выборов и проведением политико-административной реформы в регионе.
При анализе проблем развития регионального политического маркетинга автор данной работы опирался на неопубликованные архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Кемеровской области, на материалы периодической печати, социологические исследования, правовые акты 1993–2011 годов, связанные со становлением новой избирательной системы, осуществлением политико-административной реформы в целом в России и ее регионах.
Особый вид источников, в которых нашли отражение региональные политические проблемы, представляют Послания Президентов Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации за 1994–2011 годы, а также предвыборные программы политических партий, кандидатов на пост губернаторов краев и областей в тот период, когда они избирались на основе прямых выборов. Данные документы позволили проследить эволюцию взглядов на роль и влияние регионов России в политической жизни страны, выделить особенности региональной маркетинговой политики, в частности в области организации и проведения выборов и политико-административной реформы.
Хронологические рамки настоящего исследования охватывают период с 1989-го по 2011 год. Именно в этот период в политической жизни регионов России произошли существенные изменения, оказавшие влияние на развитие политического маркетинга на региональном и муниципальном уровнях. Конкретно это проявилось в том, что именно в эти годы начала формироваться новая структура политического управления и новая избирательная система в России, создана новая законодательная база для проведения избирательных кампаний в российских регионах, проводится политико-административная реформа, приняты поправки в федеральное и региональное избирательное законодательство, завершается процесс приведения регионального избирательного и политико-административного законодательства в соответствие с федеральным, а самое главное – в исследуемый период широкое применение в политической практике регионов получили методы и технологии политического маркетинга.