Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту

Оглавление

Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...

Файлы: 1 файл

Палитология.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

Региональный политический процесс направлен на развитие и совершенствование региональной политической системы.

Как известно, политическая система региона предполагает наличие в ней ряда элементов. К числу основных элементов политической системы региона можно отнести:

- региональные органы власти;

- региональные отделения политических партий;

- региональные группы интересов;

- региональные средства массовой коммуникации;

- региональное общественное мнение.

Региональная политическая система выполняет ряд только ей присущих функций. Во-первых, с помощью региональной политической системы определяются основные цели, задачи политического развития региона. Во-вторых, в рамках региональной политической системы происходит процесс мобилизации граждан региона на решение политических проблем. В-третьих, через региональную политическую систему обеспечивается взаимосвязь и взаимодействие всех участников политического процесса в регионе.

В реализации основных функций  региональной политической системы могут быть использованы технологии регионального политического маркетинга.

На наш взгляд, региональный политический маркетинг позволяет, во-первых, сформировать органы власти. Во-вторых, способствует коррекции содержания деятельности региональных органов власти, делая ее более прозрачной и понятной населению. В-третьих, региональный политический маркетинг позволяет региональным отделениям политических партий продвигать своих представителей в органы власти. В-четвертых, региональный политический маркетинг использует региональные средства массовых коммуникаций для формирования имиджа региональных администраций и политиков. В-пятых, с помощью регионального политического маркетинга устанавливаются тесные связи органов власти в регионе с общественностью. В-шестых, политический маркетинг муниципального уровня позволяет приблизить органы власти к населению и конкретно решать проблемы граждан, проживающих на конкретной территории.

Особая роль регионального политического маркетинга состоит в том, что с его помощью можно выявить негативные явления и процессы в политической жизни региона, выяснить причины этих явлений и процессов, определить пути устранения негативных явлений и процессов, а затем сформировать у граждан региона потребность политического участия и политической деятельности. Очень важно в условиях развития рыночных отношений привлечь граждан региона к решению региональных проблем, помочь им поверить в себя и на этой основе добиться взаимопонимания с региональной администрацией. Следовательно, региональный политический маркетинг может рассматриваться как составная часть регионального политического процесса.

Роль политического маркетинга  
в региональном политическом процессе

Региональный политический маркетинг как составная часть политического процесса направлен на совершенствование регионального политического управления, на проведение политико-административной реформы, а также на подготовку и проведение избирательных кампаний в регионе.

Каковы перспективы применения регионального политического маркетинга на практике? Можно говорить о воздействии политического маркетинга на региональную политическую жизнь в трех направлениях.

Первое направление – успешное проведение выборов в региональные и муниципальные законодательные органы власти. С помощью технологий политического маркетинга можно изучить состояние регионального политического рынка, определить спрос на товар, продвинуть политический товар и добиться победы на выборах.

Второе направление  – совершенствование регионального политического управления. Оно должно проявиться в создании системы партнерских отношений между региональной администрацией и населением.

Третье направление – проведение политико-административной реформы. Смысл реформы, как известно, состоит в том, чтобы приблизить органы власти к населению, выявить и удовлетворить интересы граждан. С помощью информационно-коммуникационных технологий политического маркетинга можно cделать более прозрачной деятельность региональных органов власти, органов местного управления, в полной мере удовлетворить политические интересы и потребности граждан.

Подводя итоги по первой главе, можно утверждать следующее. В современной российской политологической литературе основательно изучены проблемы политического маркетинга на федеральном уровне. Постепенно начинается исследование проблем развития политического маркетинга на региональном уровне.

 Региональный политический  маркетинг имеет свою специфику и особенности. Это проявляется в том, что он имеет свою структуру, свои методы, принципы и технологии. Региональный политический маркетинг занимает особое место в региональном политическом процессе. С его помощью решаются специфические цели и задачи, а именно формируется положительный имидж региональных органов власти, повышается политическая конкурентоспособность регионов, граждане региона привлекаются к реализации федеральных и региональных политических проектов, сокращается дистанция между властными структурами и населением, удовлетворяются политические интересы и потребности граждан региона.

ГЛАВА II

Региональный политический рынок 

и современное состояние  
регионального политического маркетинга

 

2.1 Региональный  политический рынок:

понятие, состояние, тенденции и перспективы развития

Понятие и современное состояние  
регионального политического рынка

Изучение регионального политического рынка, считают исследователи, – это необходимый момент в теории и практике регионального политического маркетинга. Изучение проблем регионального политического рынка позволяет получить ту необходимую информацию, которая показывает, что происходит на этом рынке, каков уровень спроса и предложений на региональный политический товар, каковы тенденции рыночной конъюнктуры, степень удовлетворения спроса, интересы конкурентов – всего того, что необходимо для определения стратегии и тактики осуществления маркетинговой политики на этом рынке.

 Впервые вопросы  развития политического рынка  получили отражение в западной  научной литературе, в работах основателей теории общественного выбора. На это обстоятельство указывает исследователь М. Ф. Зайцева в статье «Природа политического рынка» [40]. Она считает, что в современной западной политологии политический рынок изучается с позиций школы «Общественного выбора». В русле этого направления широкую известность получила концепция «рыночной модели», в которой политические отношения оценивались как рынок власти (Г. Лассуэл, Дж. Кетлин), и концепция «игровой модели», в которой политический рынок рассматривается как состязание субъектов (Ф. Знанецкий).

По мнению М. Ф. Зайцевой, в европейской (особенно во французской) политической науке предпочитают не употреблять выражение «политический рынок», а в качестве эквивалента используют понятие «политическое поле» (П. Бурдье).

Проблемы политического  рынка получили отражение в работах российских исследователей Г. В. Грачева, Г. Г. Дилигенского, Г. О. Квасовой, В. В. Лапкина, Е. Г. Морозовой, И. Л. Недяк, Д. В. Нежданова, В. Б. Пастухова, С. Н.Пшизовой и других.

Анализ российской политологической литературы дает основание говорить, что пока не существует единой точки зрения относительно понятия «политический рынок», нет единой точки зрения и по вопросам о структуре, состоянии, тенденциях и перспективах развития политического рынка в России.

По мнению, например, исследователя Е. Г. Морозовой, «политический рынок – это система производства и распределения политических товаров и услуг, это пространство, на котором происходит обмен голосов избирателей на предвыборные обещания кандидатов, лояльности и поддержки граждан – на проектируемые политиками и управленцами решения; при этом акторы политического рынка действуют ради достижения собственных целей» [77, с. 5].

Иной позиции по поводу политического рынка в России придерживается С. Н. Пшизова. Она считает, что в современной России политический рынок далек от совершенства. И тем не менее он может рассматриваться как механизм, с помощью которого осуществляется взаимодействие между управляющими и управляемыми [89, с. 16].

Политический рынок  в современной России, считает Д. В. Нежданов, пока не отвечает требованиям цивилизованного, развитого рынка, где рыночные механизмы предполагают удовлетворение интересов всех участников [83, с. 15–17].

Для функционирования политического  рынка, считает И. Л. Недяк, необходимо наличие как минимум трех условий: 1) массового электората; 2) конкурентных отношений между двумя или более партиями; 3) разработанной системы правил, регулирующих эту конкурентную борьбу [81, с. 102].

Проблеме институционализации политического рынка в России посвящена работа Г. О. Квасовой. По мнению автора, процесс формирования политического рынка в России является, по сути, уже состоявшимся, вполне очевидным явлением. При этом идет процесс формирования локальных политических рынков.

Существуют разные взгляды  в научной литературе и по вопросу о структуре политического рынка в России.

Одни авторы склонны  считать, что политический рынок структурируется вокруг трех факторов: избирателей, кандидатов и механизмов по выявлению политических интересов и потребностей.

Другие авторы, и прежде всего М. Ф.Зайцева, считают, что в структуру политического рынка входят следующие элементы:

- производители политического товара;

- политический товар;

- потребители политического товара;

- спрос и предложение на политический товар;

- обмен политическим товаром [40].

Оценивая современное состояние политического рынка в России, ряд исследователей полагает, что в настоящее время происходит огосударствление политического рынка. Основными признаками такого явления стали:

- превращение федеральных представительных институтов в придаток органов исполнительной власти;

- активная «зачистка» медиарынка, лишение общероссийских СМИ возможности информационно поддерживать оппозиционные политические фигуры и проекты;

- укрепление политической власти по линии «центр – регионы»;

- жесткая правоприменительная практика по отношению к политическим конкурентам;

- точечное использование технологий принудительного голосования;

- политический раскол бизнеса и создание структур управления гражданскими объединениями.

В российской политологической литературе есть также точка зрения, согласно которой современный политический рынок в России далек от модели политического рынка свободной конкуренции и больше тяготеет к командно-административной системе регулирования политических ресурсов. К сожалению, в современной России, а также и в регионах реально получает развитие административный рынок. На административном рынке господствуют далеко не рыночные отношения. В основе административного рынка, считает исследователь С. Г. Кордонский, лежит стремление властей подменить рыночные отношения властно-административными, использовать власть как средство достижения узкокорпоративных интересов.

Приведенные точки зрения о состоянии политического рынка в России подтверждают положение о том, что этот рынок постоянно изменяется как по форме, так и по содержанию.

Все, что отличает современный российский политический рынок, проявляется и в развитии регионального политического рынка. Однако региональный политический рынок существенно отличается от общероссийского по ряду позиций. Особенности развития регионального политического рынка: во-первых, не все элементы этого рынка в полной мере развиты; во-вторых, на региональном политическом рынке в среде его участников доминируют региональные отделения парламентских партий; в-третьих, региональный политический рынок пока не имеет четких норм и правил функционирования.

Тенденции  развития регионального  политического   маркетинга

Можно с полным основанием утверждать, что особенности развития регионального политического рынка приводят к проявлению следующих тенденций:

- сужается количественный состав участников регионального политического рынка;

- сокращается количество предоставляемых политических услуг в регионе;

- увеличивается количество специалистов-одиночек и уменьшается численность профессиональных политических консультантов.

Для перехода к цивилизованному  политическому рынку, утверждает исследователь М. Ф. Зайцева, необходим достаточно высокий уровень политических отношений:

  1. появление конкурентоспособных производителей политического товара, т. е. политических партий и блоков, располагающих широкой социальной клиентурой;
  2. равноправие политических субъектов, которое обеспечивается детально разработанной системой норм и правил конкурентной борьбы;
  3. общепринятая система ценностей как основа достижения консенсуса между политическими субъектами;
  4. возрастание массы потребителей, способных предъявлять самые высокие требования к его качеству [40].

Информация о работе Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития