Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
Региональный политический процесс направлен на развитие и совершенствование региональной политической системы.
Как известно, политическая система региона предполагает наличие в ней ряда элементов. К числу основных элементов политической системы региона можно отнести:
- региональные органы власти;
- региональные отделения политических партий;
- региональные группы интересов;
- региональные средства массовой коммуникации;
- региональное общественное мнение.
Региональная политическая система выполняет ряд только ей присущих функций. Во-первых, с помощью региональной политической системы определяются основные цели, задачи политического развития региона. Во-вторых, в рамках региональной политической системы происходит процесс мобилизации граждан региона на решение политических проблем. В-третьих, через региональную политическую систему обеспечивается взаимосвязь и взаимодействие всех участников политического процесса в регионе.
В реализации основных функций региональной политической системы могут быть использованы технологии регионального политического маркетинга.
На наш взгляд, региональный политический маркетинг позволяет, во-первых, сформировать органы власти. Во-вторых, способствует коррекции содержания деятельности региональных органов власти, делая ее более прозрачной и понятной населению. В-третьих, региональный политический маркетинг позволяет региональным отделениям политических партий продвигать своих представителей в органы власти. В-четвертых, региональный политический маркетинг использует региональные средства массовых коммуникаций для формирования имиджа региональных администраций и политиков. В-пятых, с помощью регионального политического маркетинга устанавливаются тесные связи органов власти в регионе с общественностью. В-шестых, политический маркетинг муниципального уровня позволяет приблизить органы власти к населению и конкретно решать проблемы граждан, проживающих на конкретной территории.
Особая роль регионального политического маркетинга состоит в том, что с его помощью можно выявить негативные явления и процессы в политической жизни региона, выяснить причины этих явлений и процессов, определить пути устранения негативных явлений и процессов, а затем сформировать у граждан региона потребность политического участия и политической деятельности. Очень важно в условиях развития рыночных отношений привлечь граждан региона к решению региональных проблем, помочь им поверить в себя и на этой основе добиться взаимопонимания с региональной администрацией. Следовательно, региональный политический маркетинг может рассматриваться как составная часть регионального политического процесса.
Роль политического
маркетинга
в региональном политическом процессе
Региональный политический маркетинг как составная часть политического процесса направлен на совершенствование регионального политического управления, на проведение политико-административной реформы, а также на подготовку и проведение избирательных кампаний в регионе.
Каковы перспективы применения регионального политического маркетинга на практике? Можно говорить о воздействии политического маркетинга на региональную политическую жизнь в трех направлениях.
Первое направление – успешное проведение выборов в региональные и муниципальные законодательные органы власти. С помощью технологий политического маркетинга можно изучить состояние регионального политического рынка, определить спрос на товар, продвинуть политический товар и добиться победы на выборах.
Второе направление – совершенствование регионального политического управления. Оно должно проявиться в создании системы партнерских отношений между региональной администрацией и населением.
Третье направление – проведение политико-административной реформы. Смысл реформы, как известно, состоит в том, чтобы приблизить органы власти к населению, выявить и удовлетворить интересы граждан. С помощью информационно-коммуникационных технологий политического маркетинга можно cделать более прозрачной деятельность региональных органов власти, органов местного управления, в полной мере удовлетворить политические интересы и потребности граждан.
Подводя итоги по первой главе, можно утверждать следующее. В современной российской политологической литературе основательно изучены проблемы политического маркетинга на федеральном уровне. Постепенно начинается исследование проблем развития политического маркетинга на региональном уровне.
Региональный политический маркетинг имеет свою специфику и особенности. Это проявляется в том, что он имеет свою структуру, свои методы, принципы и технологии. Региональный политический маркетинг занимает особое место в региональном политическом процессе. С его помощью решаются специфические цели и задачи, а именно формируется положительный имидж региональных органов власти, повышается политическая конкурентоспособность регионов, граждане региона привлекаются к реализации федеральных и региональных политических проектов, сокращается дистанция между властными структурами и населением, удовлетворяются политические интересы и потребности граждан региона.
ГЛАВА II
Региональный политический рынок
и современное
состояние
регионального политического
маркетинга
2.1 Региональный политический рынок:
понятие, состояние, тенденции и перспективы развития
Понятие
и современное состояние
регионального политического рынка
Изучение регионального политического рынка, считают исследователи, – это необходимый момент в теории и практике регионального политического маркетинга. Изучение проблем регионального политического рынка позволяет получить ту необходимую информацию, которая показывает, что происходит на этом рынке, каков уровень спроса и предложений на региональный политический товар, каковы тенденции рыночной конъюнктуры, степень удовлетворения спроса, интересы конкурентов – всего того, что необходимо для определения стратегии и тактики осуществления маркетинговой политики на этом рынке.
Впервые вопросы развития политического рынка получили отражение в западной научной литературе, в работах основателей теории общественного выбора. На это обстоятельство указывает исследователь М. Ф. Зайцева в статье «Природа политического рынка» [40]. Она считает, что в современной западной политологии политический рынок изучается с позиций школы «Общественного выбора». В русле этого направления широкую известность получила концепция «рыночной модели», в которой политические отношения оценивались как рынок власти (Г. Лассуэл, Дж. Кетлин), и концепция «игровой модели», в которой политический рынок рассматривается как состязание субъектов (Ф. Знанецкий).
По мнению М. Ф. Зайцевой, в европейской (особенно во французской) политической науке предпочитают не употреблять выражение «политический рынок», а в качестве эквивалента используют понятие «политическое поле» (П. Бурдье).
Проблемы политического рынка получили отражение в работах российских исследователей Г. В. Грачева, Г. Г. Дилигенского, Г. О. Квасовой, В. В. Лапкина, Е. Г. Морозовой, И. Л. Недяк, Д. В. Нежданова, В. Б. Пастухова, С. Н.Пшизовой и других.
Анализ российской политологической литературы дает основание говорить, что пока не существует единой точки зрения относительно понятия «политический рынок», нет единой точки зрения и по вопросам о структуре, состоянии, тенденциях и перспективах развития политического рынка в России.
По мнению, например, исследователя Е. Г. Морозовой, «политический рынок – это система производства и распределения политических товаров и услуг, это пространство, на котором происходит обмен голосов избирателей на предвыборные обещания кандидатов, лояльности и поддержки граждан – на проектируемые политиками и управленцами решения; при этом акторы политического рынка действуют ради достижения собственных целей» [77, с. 5].
Иной позиции по поводу политического рынка в России придерживается С. Н. Пшизова. Она считает, что в современной России политический рынок далек от совершенства. И тем не менее он может рассматриваться как механизм, с помощью которого осуществляется взаимодействие между управляющими и управляемыми [89, с. 16].
Политический рынок в современной России, считает Д. В. Нежданов, пока не отвечает требованиям цивилизованного, развитого рынка, где рыночные механизмы предполагают удовлетворение интересов всех участников [83, с. 15–17].
Для функционирования политического рынка, считает И. Л. Недяк, необходимо наличие как минимум трех условий: 1) массового электората; 2) конкурентных отношений между двумя или более партиями; 3) разработанной системы правил, регулирующих эту конкурентную борьбу [81, с. 102].
Проблеме институционализации политического рынка в России посвящена работа Г. О. Квасовой. По мнению автора, процесс формирования политического рынка в России является, по сути, уже состоявшимся, вполне очевидным явлением. При этом идет процесс формирования локальных политических рынков.
Существуют разные взгляды в научной литературе и по вопросу о структуре политического рынка в России.
Одни авторы склонны считать, что политический рынок структурируется вокруг трех факторов: избирателей, кандидатов и механизмов по выявлению политических интересов и потребностей.
Другие авторы, и прежде всего М. Ф.Зайцева, считают, что в структуру политического рынка входят следующие элементы:
- производители политического товара;
- политический товар;
- потребители политического товара;
- спрос и предложение на политический товар;
- обмен политическим товаром [40].
Оценивая современное состояние политического рынка в России, ряд исследователей полагает, что в настоящее время происходит огосударствление политического рынка. Основными признаками такого явления стали:
- превращение федеральных представительных институтов в придаток органов исполнительной власти;
- активная «зачистка» медиарынка, лишение общероссийских СМИ возможности информационно поддерживать оппозиционные политические фигуры и проекты;
- укрепление политической власти по линии «центр – регионы»;
- жесткая правоприменительная практика по отношению к политическим конкурентам;
- точечное использование технологий принудительного голосования;
- политический раскол бизнеса и создание структур управления гражданскими объединениями.
В российской политологической литературе есть также точка зрения, согласно которой современный политический рынок в России далек от модели политического рынка свободной конкуренции и больше тяготеет к командно-административной системе регулирования политических ресурсов. К сожалению, в современной России, а также и в регионах реально получает развитие административный рынок. На административном рынке господствуют далеко не рыночные отношения. В основе административного рынка, считает исследователь С. Г. Кордонский, лежит стремление властей подменить рыночные отношения властно-административными, использовать власть как средство достижения узкокорпоративных интересов.
Приведенные точки зрения о состоянии политического рынка в России подтверждают положение о том, что этот рынок постоянно изменяется как по форме, так и по содержанию.
Все, что отличает современный российский политический рынок, проявляется и в развитии регионального политического рынка. Однако региональный политический рынок существенно отличается от общероссийского по ряду позиций. Особенности развития регионального политического рынка: во-первых, не все элементы этого рынка в полной мере развиты; во-вторых, на региональном политическом рынке в среде его участников доминируют региональные отделения парламентских партий; в-третьих, региональный политический рынок пока не имеет четких норм и правил функционирования.
Тенденции развития регионального политического маркетинга
Можно с полным основанием утверждать, что особенности развития регионального политического рынка приводят к проявлению следующих тенденций:
- сужается количественный состав участников регионального политического рынка;
- сокращается количество предоставляемых политических услуг в регионе;
- увеличивается количество специалистов-одиночек и уменьшается численность профессиональных политических консультантов.
Для перехода к цивилизованному политическому рынку, утверждает исследователь М. Ф. Зайцева, необходим достаточно высокий уровень политических отношений: